Разделы презентаций


Русская литература и русская история 19 века 10 класс

Содержание

Русская литература и русская история 19 века

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учитель: Привезенцева Елена Николаевна
МОУ Радужненская СОШ Коломенского муниципального района

Московской области.

Учитель: Привезенцева Елена Николаевна  МОУ Радужненская СОШ Коломенского муниципального района Московской области.

Слайд 2Русская литература и русская история 19 века

Русская литература и русская история 19 века

Слайд 3До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в

России в 19 веке, но и поражающее разнообразие их.
М Горький

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в России в 19 веке, но и поражающее

Слайд 4Как вы понимаете слова М.Горького?
О каких талантливых писателях и поэтах

говорит М.Горький?



Задание.
Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в 18

и начале 19 века.
Как вы понимаете слова М.Горького?О каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький?Задание.Вспомните и назовите наиболее значимые произведения,

Слайд 5Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская

литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской

жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на

Слайд 6Рылеев был повешен царскими палачами. На каторгу отправлен Одоевский, сослан

в Сибирь Бестужев. Гениальный Пушкин провел свою молодость в ссылке,

а впоследствии был затравлен придворной камарильей и убит в самом расцвете сил. Лермонтова выслали на Кавказ. Полежаева отдали в солдаты. Царское правительство и дворянско-монархическая клика, стоявшие у власти, были врагами, злобными гонителями передовой литературы.

К.Ф.Рылеев

В. Одоевский

А.Бестужев

А. С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

А.И.Полежаев

Рылеев был повешен царскими палачами. На каторгу отправлен Одоевский, сослан в Сибирь Бестужев. Гениальный Пушкин провел свою

Слайд 7Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно

яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе.

Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс. В течение всего XIX в. в России зрела могучая демократическая революция.
Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось
недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.
Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых

Слайд 8Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и

художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу с литераторами реакционно-монархического,

а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его лишь слегка реформировать.

Декабристы на Сенатской площади.

Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу

Слайд 9Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той

сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить

себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература—единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»,—писал Герцен.

Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой  особенно сильно и

Слайд 10 Русские художники не были

отделены от того, что происходило за рубежом.

Они откликались на общественные события Западной Европы, усваивали передовые достижения искусства и литературы. Необычайная интенсивность и быстрый рост русской культуры привели к тому, что течения, развивавшиеся в
литературе и искусстве Западной Европы на протяжении нескольких столетий, существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом.

Э. Мане. Портрет Эмиля Золя

Русские художники не были отделены от того, что происходило за рубежом.

Слайд 11Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства,

развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже

в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия.
  Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры— выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.

Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства,  развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе

Слайд 12Идейная борьба в литературе в начале века шла между группой

«Беседа», объединившей консервативных, охранительно настроенных дворян,

и прогрессивными литераторами, входившими в кружок «Арзамас». В начале 20-х годов большую роль в литературе играли поэты и писатели, связанные с декабристским движением или идейно близкие ему. Они и вели борьбу против монархически-охранительного лагеря. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой реакции, Пушкин отстаивал прогрессивные принципы русской литературы в борьбе против Булгарина и Греча, нападавших на прогрессивную литературу в своих органах — газете «Северная пчела» и журнале «Сын отечества». Булгарин был близок к III отделению. Вместе с Гречем он являлся прямым агентом правительства.

Ф. В. Булгарин, Н.И.Греч и О.И.Сенковский

Н.И.Греч

Ф. В. Булгарин

Идейная борьба в литературе в начале века шла между группой «Беседа», объединившей  консервативных,  охранительно

Слайд 13 Крупнейший прозаик конца XVIII—начала XIX в., писатель и историограф

Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) в молодости был не чужд либерализму.

Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с западноевропейской жизнью и культурой. Самая известная из его
повестей—«Бедная Лиза» (1792 г.) рассказывает трогательную историю любви
дворянина и крестьянки. «И крестьянки чувствовать умеют»,—эта заключенная в
повести сентенция, несмотря на ее умеренность, свидетельствовала о гуманном
направлении взглядов ее автора. В начале XIX в. Карамзин становится консерватором. Новые воззрения писателя отразились в его труде «История государства Российского».

Н.М.Карамзин

Крупнейший прозаик конца XVIII—начала XIX в., писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) в молодости был

Слайд 14 Произведения Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) составили важный этап в

развитии русской лирики — этап романтический. Жуковский пережил глубокое разочарование

Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик, Жуковский считал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир
человека. Гениальный переводчик, Жуковский открыл русскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы
из Шиллера и английских романтиков.

В.А.Жуковский

Произведения Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) составили важный этап в развитии русской лирики — этап романтический. Жуковский

Слайд 15 В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской

культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной

идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.
 
В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная

Слайд 16В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция,

первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства

и дворян. Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то
во второй половине XIX в. — разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической
буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Разночинец

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных

Слайд 17Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого

века — исключительное явление. Можно было бы сказать, что она

подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века — исключительное явление. Можно было бы

Слайд 18 А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в

стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни,

ярился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», « Дубровский » и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе
М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.
.
А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал

Слайд 19 Традиции Пушкина продолжил его младший современник и

преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный

с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма).

Для русского «байронизма» (этого романтического индивидуализма) характерны культ титанических страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в которых особое место принадлежит любви. Сильное влияние на последующую литературу оказал лермонтовский метод психологического анализа, «диалектики чувств».

Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»,

Слайд 20В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось

и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской

литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» художественно осуществлена концепция Малороссии — этого славянского древнего Рима — как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма); не случайно 30-е — 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы.
В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором

Слайд 21«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — образно заметил Достоевский,

характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы.
В начале XX

в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.
 

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы.

Слайд 22 Конец дворянского периода освободительного движения, и

начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния

на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.

Писатели - сотрудники журнала "Современник".

Конец дворянского периода  освободительного  движения,  и  начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не

Слайд 23 В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших

демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели

умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.

Н.А.Некрасов - редактор журнала "Современник".

Литературный журнал «Современник»

В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу

Слайд 24 Революционно-демократический лагерь в литературе был в России более
мощным, сплоченным,

идейно зрелым, нежели в любой другой европейской
стране.
Александр Иванович

Герцен (1812—1870) был не только мыслителем и
революционером, но и замечательным писателем. Белинский говорил, что у
Герцена-писателя на первом месте ум, а фантазия па втором. Особенность его
таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы, сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он изображал. Изображение явлений жизни служило Герцену для пояснения его мысли.

Александр Иванович Герцен.

Революционно-демократический лагерь в литературе был в России болеемощным, сплоченным, идейно зрелым, нежели в любой другой европейскойстране.

Слайд 25 Величайшим представителем революционно-демократического направления в
развитии эстетической мысли

и литературы был Николай Гаврилович Чернышевский

(1828—1889).
Эстетические взгляды Чернышевского носят материалистический характер и связаны с философией Фейербаха. Однако Чернышевский сделал решительный шаг вперед по сравнению с созерцательным материализмом Фейербаха. Он уже понимал революционную роль диалектики. Основным эстетическим произведением Чернышевского является его диссертация «Эстетические отношения искусства к
действительности» (1855 г.), в которой он полемизирует с идеалистической эстетикой последователей Гегеля. Отстаивая материалистическую точку зрения,
Чернышевский доказывал, что прекрасное есть жизнь.

Николай Гаврилович Чернышевский.

Величайшим представителем революционно-демократического направления вразвитии эстетической  мысли  и  литературы  был  Николай

Слайд 26 Большое значение имел роман Чернышевского «Что делать?» (1863 г.).

В
нем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутых
эпохой демократического подъема в

России. Характерная черта творчества
Чернышевского—желание связать стремления людей к разумному общественному устройству с их реальными интересами и потребностями. Это находит выражение в так называемом «разумном эгоизме», который исповедуют герои романа. Через образы новых людей Чернышевский раскрывает в романе свое представление о социалистическом будущем, отражающее влияние идей Фурье.
Большое значение имел роман Чернышевского «Что делать?» (1863 г.). Внем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутыхэпохой

Слайд 27К революционно-демократическому лагерю, возглавляемому Чернышевским, примыкали

два великих художника—Некрасов и

Салтыков-Щедрин. Редактор «Современника» и «Отечественных записок» Николай Алексеевич Некрасов (1821—-1878) был другом и единомышленником Белинского и Чернышевского. В борьбе, которую революционные демократы вели против либерального лагеря, Некрасов держал сторону демократов, хотя и не всегда последовательно. В лице Некрасова русская литература выдвинула революционно-демократического поэта огромной идейной глубины и художественной зрелости. Гражданская тенденция его поэзии
выступает у него не в виде отвлеченной декларации, она целиком вытекает из реалистического отражения жизни.
К революционно-демократическому лагерю,  возглавляемому  Чернышевским,   примыкали   два   великих художника—Некрасов

Слайд 28 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)— сатирик мирового

значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией, направлена против общественного

строя самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету. В «Истории одного города» (1869—1870 гг.) он дает обобщенное сатирическое изображение царизма, верховной власти российской империи.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин  (1826—1889)—  сатирик  мирового значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией,

Слайд 29 Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало

новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост

между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе — роман «Война и мир»; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много -фигурностью эпической фрески.

И. Н. КРАМСКОЙ. портрет Л.Н. Толстого 1873г

Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового

Слайд 30 Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого

русского писателя — Достоевского, который в отличие от Толстого не

дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет «уходить в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в самую человеческую душу Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Достоевский искал избавления от нигилизма не в самоубийстве и не в отрицании, а в утверждении и радости. Ответом нигилизму, которым болен интеллигент, служит живительная «наивность» Дмитрия Карамазова, бьющая через край радость Алеши — героев романа «Братья Карамазовы». В невинности простых людей — опровержение нигилизма.

И.А. Иванов. Портрет Ф.М. Достоевского

Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского писателя — Достоевского, который в отличие

Слайд 31 Русский реализм второй половины XIX века, не теряя

своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы

человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
  Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика