Слайд 3 Сергей Довлатов принадлежит к "третьей волне" русской эмиграции.
За публикации в 1976 г. в журнале "Континент" Довлатов был
исключен из Союза журналистов СССР, а затем выслан из страны в 1978г..
В эмиграции быстро приобрел известность и признание. За двенадцать лет жизни в эмиграции Довлатов выпустил двенадцать книг на русском языке, а также две книги, написанные в соавторстве - "Не только Бродский" (с М. Волковой), "Демарш энтузиастов" (с В. Бахчаняном и Н. Сагаловским).
В Америке пользовались успехом переводы его произведений. Он был лауреатом премии американского Пенклуба, печатался в самом престижном американском журнале "Ньюйоркер", где до него из русских публиковали только вещи Набокова.
При жизни писателя его произведения были переведены на немецкий, датский, шведский, финский, японский языки.
Слайд 4Путь к славе
Сергей Довлатов до настоящей писательской славы не дожил.
Хотя предпринял три попытки - в Ленинграде, Таллине и в
Нью-Йорке.
Он умер 15 лет назад, 24 августа 1990 года
В его записных книжках есть удивительная заметка: "Все интересуются, что будет после смерти? После смерти - начинается история".
Слайд 5www.themegallery.com
Когда-то он был таким…
Слайд 6www.themegallery.com
Потом таким…
Слайд 7www.themegallery.com
В последние годы…
Слайд 8Не только писатель, но и художник…
Слайд 9www.themegallery.com
Из записной книжки…
Ужасней смерти — трусость, малодушие и неминуемое
вслед за этим — рабство
Слайд 10www.themegallery.com
Из записной книжки…
Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых,
а чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе говоря — беспринципных
Благородство
— это готовность действовать наперекор собственным интересам.
Какое это счастье — говорить, что думаешь! Какая это мука — думать, что говоришь!
В любой работе есть место творчеству.
Вежливость маскирует пороки.
Нахальство — это та же наглость плюс отсутствие стыда.
Слайд 11www.themegallery.com
Художник: Флоренский Александр
Альбом эстампов "Рисунки А.Флоренского к произведениям Сергея
Довлатова"
Слайд 14www.themegallery.com
Главы "книги судьбы" выстраиваются в хронологическом порядке:
"Зона" (1982) -
о службе в армии, "Компромисс" (1981) - о работе журналистом,
"Заповедник" (1983) - о работе экскурсоводом,
"Ремесло", "Чемодан" (1986), "Иностранка" (1986), "Филиал" (1989) - об отъезде и жизни в эмиграции.
Слайд 15Особенности прозы Долматова:
Творчество Сергея Довлатова имеет одну существен-ную особенность: все
его произведения автобиографичны. Циклы его рассказов: "Зона", "Компромисс", "Заповедник", "Чемодан",
"Ремесло", "Наши" основаны на фактах судьбы их главного героя - двойника автора. Петр Вайль и Александр Генис, хорошо знавшие Довлатова, считают, что вся проза этого писателя представляет собой его автопортрет.
Слайд 16Особенности прозы Долматова:
Связь прозы с платоновской традицией;
связь с
традициями одесских произведений Бабеля;
Связь с
автобиографической прозой Искандера;
Связь с традициями А.П.Чехова;
Традиция "литературы о литературе"
Слайд 17Особенности прозы Долматова:
В прозе воссоздан портрет "эпохи застоя", поразительный по
глубине и масштабам обобщения
Слайд 18Особенности прозы Долматова:
Язык его героев столь же выразителен, как и,
к примеру, язык персонажей Андрея Платонова. Только герои Довлатова часто
говорят штампами, прикрывая мертвыми словами свою тоску и растерянность. И, конечно, так или иначе, Довлатов вышел из шинелей Зощенко, Аверченко и раннего Булгакова.
Слайд 19 Цикл рассказов "Зона" сопровождается авторским комментарием - "Письмом издателю", где
обозначен момент начала его "злополучного писательства". Попав в лагерную охрану,
благополучный молодой человек из интеллигентной семьи был потрясен открывшейся ему правдой: "Я был ошеломлен глубиной и разнообразием жизни. Я увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить. Впервые я понял, что такое свобода, жестокость, насилие. Я увидел свободу за решеткой. Жестокость, бессмысленную, как поэзия. Насилие, обыденное, как сырость. Я увидел человека, полностью низведенного до животного состояния. Я увидел, чему он способен радоваться. И мне кажется, я прозрел".
Здесь точно определены нравственные и эстетические принципы прозы Довлатова: ее беспощадный реализм, правдивость и глубокий психологизм.
Слайд 20«Компромисс»
Компромисс — сборник новелл Сергея Довлатова. Всего в книгу входит 12 новелл («компромиссов»). Они
создавались в 1973—1980 годах, а в единую книгу были собраны
в 1981 году.
Сюжеты для новелл «Компромисса» взяты из журналистского опыта Сергея Довлатова в эстонской русскоязычной газете «Советская Эстония» в 1972—1975 годах. К каждой новелле предпослана газетная преамбула. В этой преамбуле показывается результат журналистской работы героя новелл, а в самих новеллах — процесс работы.
Слайд 21« Компромисс»
Герой прозы Довлатова мучается над традиционными для русской литературы вопросами
о неустроенности жизни, неясности будущего, неопределенности своих помыслов и чувств.
Слайд 22 "Жизнь коротка. Человек одинок. Надеюсь всё это достаточно грустно,
чтобы я мог продолжить заниматься литературой..."
Сергей Довлатов, или
«…последний культурный герой
советской эпохи»
Слайд 23www.themegallery.com
"Родина – это мы сами... Все, что с нами было,
– Родина. И все, что было, – останется навсегда...", –
пишет Довлатов об Отчизне в своем цикле "Ремесло".
Слайд 25 Довлатов как будто смотрит на нас из окон зданий, где
когда-то жил…
Слайд 26Довлатов – это когда боль прикрывается цинизмом, а грусть –
анекдотом.
Довлатов – это когда без вуалей, без розовых очков, без
ложного стыда.
Довлатов – это когда сапогом по любимой мозоли.
Довлатов – это когда кратко, по делу, в точку.
Довлатов – это когда есть, что сказать.
Довлатов – это когда звучит Голос.
Довлатов – это когда душа…