Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Тема «маленького человека»
в
русской литературе XIX века
Исполнитель:
Маков Игорь, ученик 9 в класса
Руководитель:
Калашникова Н.
В., учитель литературы
Полевской
Слайд 2Цель -
выявление особенностей эволюции образа «маленького человека» в русской литературе
XIX века.
Слайд 3Задачи:
1. Рассмотреть, как возникло в русской литературе понятие «маленького
человека».
2. Проследить развитие этой темы в творчестве русских писателей XVIII-XIX
веков.
3. Найти сходства и различия образов «маленьких людей» в творчестве писателей XVIII-XIX веков.
Слайд 5Одним из первых писателей, который открыл мир «маленьких людей» был
Н.М.Карамзин
Слайд 6Авторская позиция в повести - это позиция гуманиста. Перед нами
Карамзин-
художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь
как чувство,
способное преобразить человека. Писатель учит - миг любви - прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум. Главной идеей произведения становится мысль автора о том, что и «крестьянки любить умеют». Н. М. Карамзин заставляет читателей сопереживать своей «чувствительной» героине, помогает ему ощутить всю сложность ее душевного мира.
Слайд 7А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого
стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень.
Слайд 8Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении
забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной
и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.
Слайд 9Еще глубже, чем А. С. Пушкин, тему «маленького человека» раскрыл
М. Ю. Лермонтов.
Слайд 10Герои Лермонтова - его “маленькие люди” - отличаются от всех
предыдущих. Это уже
не пассивные люди, как у А. С.
Пушкина, и не иллюзорные, как у Н. М. Карамзина, - это люди,
в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они
живут. «Маленькие люди» М. Ю. Лермонтова не могут отойти от среды, в которой им приходится существовать, и которая заставляет этот протест пойти в другую сторону. “Маленький человек” стремится не к свободе, как к высшему идеалу, а к богатству, как в “Княгине Лиговской” или к воспоминаниям, как в “Максиме Максимыче”из «Героя нашего времени».
Слайд 11Н. В. Гоголь вызывает у читателя искреннее сочувствие и жалость
к личности незаметного, скромного труженика, который придавлен до такой степени,
что у него уже и нет, как будто, никаких сердечных переживаний и стремлений, но который всё-таки, наконец, находит какой- то предмет для своей затаённой сердечной привязанности, для почти уже исчезнувшей жажды, нежности и участия.
Слайд 12 Проблема «маленького человека», его бед и чаяний, его взглядов
на мир и насущных потребностей живо волновала писателей, хотя каждый
из них по-своему раскрывает образ «маленького человека», вызывая сочувствие и жалость у читателей и заставляя задуматься над проблемами таких людей, чтобы помочь им измениться.