Слайд 2Украинское или казацкое барокко— распространённая на Левобережной и Приднепровской Украине в 17-18 веках; вариация стиля барокко, для которой свойственно
сочетание декоративно-пластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия
православного храмового зодчества и древнерусской архитектуре
Слайд 3Возникновение украинского барокко
Связано с национально освободительным подъёмом в среде
казачества, что придаёт
украинскому
барокко значение подлинно
национального стиля. На Левобережье
и Слобожанщине при проектировании храмов традиции народного
деревянного зодчества учитывались больше, чем предшествовавшие традиции православного храмоздательства.
Слайд 4Продолжение древнерусской традиции
Рождение украинского барокко принято связываться с обновлением киевских
и черниговских храмов домонгольского времени при митрополите Петре Могиле и
его преемниках. Впервые после падения Киевской Руси начали масштабно возводиться православные храмы. Обрушившиеся или обветшавшие своды храмов зачастую перекладывались, куполам придавалась характерная грушевидная или бутонообразная форма, когда на одну "луковицу" словно бы насаживалась другая. Барабан мог венчаться куполом в виде полусферы, на который насаживался еще один барабан с еще одним куполом луковичной или конической формы. При этом, в отличие от "русского стиля", диаметр "луковицы" меньше диаметра барабана. Цвет куполов либо золотой, либо зеленый. На монументальные крестовокупольные сооружения накладывался дробный барочный декор с изображением растительного орнамента и ангелов. Здания либо белились, либо штукатурились в контрастные бело-голубые цвета.
К числу обновлённых таким образом древнерусских памятников принадлежат:
Слайд 5 Елецкий монастырь в Чернигове
Слайд 7Успенский собор Киево-Печерского монастыря
Слайд 9Михайловский Златоверхий Собор В Киеве
Слайд 10Тогда же в древнерусских монастырях Украины впервые появились колокольни. Эти ярусные
сооружения строились отдельно от храмов и венчались массивным грушеобразным куполом.
Многие обители были обнесены каменной оградой декоративного назначения.
На древние образцы ориентировались и строители соборов в относительно новых монастырях. В соответствии с православным каноном это были храмы крестовокупольные, трехапсидные, пятиглавые, четырех- или шестистолпные. Вместе с тем декорированы они были на «польский» (барочный) манер, фасады иногда фланкировали башнями. К памятникам этой группы принадлежат «мазепинские» соборы:
Слайд 11Троицкий собор в Чернигове
(1679-1695)
Слайд 12Николаевский военный собор (1690-96)
Слайд 13Богоявленский собор в Братском монастыре (1690-93)
Слайд 14Среди архитекторов украинского барокко выделяют:
Ивана Зарудного
Степана Ковнира
Ивана Григоровича-Барского
Слайд 15Народное деревянное зодчество
Храмы приходские, которые строились «всем миром», а не
по государственно-монастырскому заказу, в большей степени ориентировались на образцы казацкого
деревянного зодчества. Именно оттуда был позаимствован типичный для украинского барокко план церкви в виде креста с ячейками по углам, равно как и динамичная композиция центрального объема. Строители каменных храмов брали за образец сельские трёх- и пятисрубные деревянные церкви, причём форма срубов, как правило, была восьмигранной.
В трёхсрубных храмах восьмерики обычно выстроены в ряд по продольной оси восток-запад . В пятисрубных храмах восьмерики расположены крестообразно, при этом на углах имеются камеры, подчас весьма развитые, достигающие в высоту двух третей от основного объема храма. Очень редко встречаются храмы не о трёх и не о пяти, а о семи и даже о девяти верхах
Слайд 16Николаевская церковь в Глухове
(трехсрубный,1693)
Слайд 17Екатерининская церковь в Чернигове
(пятисрубная)
Слайд 18Успенский собор в Новгород-Северском
(пятисрубный)
Слайд 19Крестовоздвиженский собор в Полтаве
(семисрубный)
Слайд 20Девятибанный Троицкий собор в Новомосковске
Слайд 21Гетманское ктиторство
Наиболее продуктивный период в истории украинского барокко связан с гетманствами
Самойловича, Мазепы и Апостола. Его нижнюю границу обозначает возведение Николаевского собора в Нежине (1668-70), верхнюю — строительство
Апостолом Спасской церкви в Больших Сорочинцах (1733). Все три гетмана поощряли создание храмов не только на словах, но и финансами. Наибольшее количество храмов было возведено благодаря Ивану Мазепе, что позволяет украинским искусствоведам говорить не столько об украинском барокко, сколько о барокко «мазепинском»
Слайд 24Свято-Покровский кафедральный собор в Ахтырке
Слайд 25Гражданское зодчество
Наиболее известный пример гражданского зодчества украинского барокко — Черниговский коллегиум (1700-02).
Сохранились также жилые дома казацкой старшины (как, например, дом полковника
Лизогуба в Чернигове, палаты гетьмана Мазепы под Рыльском) и монастырские трапезные палаты (наиболее ранний пример — в Троице-Ильинском монастыре, 1677-79).
Слайд 26Башня-колокольня Черниговского коллегиума (1702)
Слайд 27
Церковь-усыпальница Лизогубов в Седневе(1690)
Слайд 28Живопись
К лучшим образцам живописи в этой стилевой манере принадлежат фрески
в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры. В период украинского барокко наблюдалось стремительное
развитие гравюрного искусства. Использовалась сложная система символизма, аллегории, геральдические знаки и пышные украшения
Слайд 30Взаимовлияние
Правобережная Украина, оставшаяся после восстания Хмельницкого в пределах Речи Посполитой, продолжала развиваться в
русле польской архитектурной традиции, где вкусы диктовали заказчики — богатые магнаты
и католическая церковь. Соответственно влияние народного деревянного зодчества на каменное зодчество весьма опосредованно.
Украинское барокко оказало значительное влияние на становление барокко московского, многие мастера которого были выходцами с Левобережья. Архитектурным заимствованиям с Украины покровительствовали церковные иерархи, получившие образование в Киево-Могилячнской академии
Купола Нового собора в Донском монастыре по украинской традиции ориентированы строго по сторонам света. Казанская церковь в Узком, подобно украинским храмам, — четырёхлепестковая пятибашенная. Сибирские епископские кафедры занимали выходцы с Украины, чем объясняется, по-видимому, то, что мастера «сибирского барокко» ориентировались на украинские образцы в не меньшей степени, чем на московские.
Слайд 31Наследие
На протяжении XVIII века украинское барокко видоизменялось под влиянием западноевропейских
и российских архитекторов, работавших на Украине. В Киеве середины века
строили мастера иностранного происхождения.
Последний из гетманов, Разумовский, предпочитал местным строительным кадрам архитекторов, выписанных из Санкт-Петербурга. В его поместьях строили такие далёкие от украинской традиции мастера, как Антонио Ринальди и Квасов.
В правление Екатерины II господствующим направлением в архитектуре становится классицизм. Тем не менее ретроспективное направление оставалось востребованным, и на протяжении всего XIX века в храмовой архитектуре Киева и Левобережья были слышны отголоски казацкого барокко (грушевидная форма куполов). В конце XIX-начале XX века возводились отдельные храмы, сознательно стилизованные под постройки XVII—XVIII вв.
После обретения Украиной независимости (1991) были скрупулёзно восстановлены не только уничтоженные в советское время шедевры украинского барокко (Михайловский златоверхий монастырь в Киеве), но и развернулось строительство новых церквей в духе осовремененного барокко (Троицкий собор в Киеве).