Слайд 1Занятие №2
«Историческая страничка. Весёлый счёт»
Внеурочная деятельность ∙ 3 класс ∙
«Математическая шкатулка»
Автор презентации
Коровина Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №9»
г.Сафоново Смоленской области
Слайд 2Найди закономерность и добавь
фигуру в пустой клетке таблицы:
Кем были придуманы
числа и действия с ними?
Слайд 3Историческая страничка
Арифметика каменного века
Ещё в самые отдалённые
времена людям понадобились арифметические знания, чтобы определять, когда надо засевать
поля, начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары.
Однако первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч лет тому назад древние пастухи стали использовать различные предметы – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному предмету (палочку, камешек и т.д.)каждый раз, когда очередная овца заходила в загон.
Земледельцы при помощи камешков, палочек, зарубок вели счёт урожая. Они отмечали, сколько мешков зерна положено в амбар, сколько кувшинов масла выжато из оливок, сколько соткано кусков льняного полотна. Так древние люди готовились к освоению счёта и действиям с числами.
Слайд 4 2 5
Заполни клеточки,
выполни действия над числами
95
3 4
+
8 4
9
5
4
54
1 3
-
7
9
3
6
2
20
4 7
-
3 6
3
5
8
74
-
5 7
4
8
2
Как и когда числа начали
получать имена?
Вопрос:
Слайд 5Историческая страничка
Числа начинают получать имена
Прошло много тысячелетий,
прежде чем люди научились пересчитывать предметы. Для этого им пришлось
придумывать названия чисел. О том, как появились имена у чисел, учёные узнают, изучая языки различных племён и народов. Например, оказалось, что к нивхов, живущих на Сахалине, числительные зависят от того, какие предметы они считают. Так в сочетаниях «два яйца», «два камня», «два глаза» и т.п. числительные различны. Одному и тому же русскому слову «два» у них соответствует несколько десятков различных слов.
И должно было пройти много столетий, или даже тысячелетий, прежде чем одни и те же числительные стали применять к предметам любого вида. Сначала названия получили только числа 1 и 2. Название для числа «один» связывалось обычно со словом «солнце», а название числа «два» – с предметами, встречающимися попарно: крыльями, ушами, и т.д. Иногда их связывали с местоимениями «я» и «ты».
Слайд 6Индеец Белый Орёл живёт в вигваме, на котором треугольников и
квадратов нарисовано поровну. На каком из рисунков изображён его вигвам?
В
чём магия числа 7?
Вопрос:
Слайд 7Историческая страничка
Числа начинают получать имена (продолжение)
На
более поздних этапах в роли слова «много» выступало число 7.
Об этом говорят различные пословицы и поговорки:
«Семеро одного не ждут»,
«Семь раз отмерь – один отрежь»,
«Один с сошкой – семеро с ложкой»,
«Семь бед - один ответ»,
«Лук от семи недуг» и т.д.
Так постепенно люди осваивали счёт.
Первые названия чисел некоторые племена стали применять 20-25 тысяч лет тому назад. А вот слово для обозначения числа 1000 возникло лишь 5-7 тысяч лет назад.
Слайд 8Аня отметила на прямой линии 5 красных точек. В каждый
промежуток между красными точками она поставила синюю точку, а потом
в каждый промежуток между красной и синей точками – зелёную точку. Сколько всего точек получилось?
Подсказка 1
Подсказка 2
Подсказка 3
Всего 17 точек.
Ответ:
Слайд 9Заполни занимательные рамки.
8
4
6
8
22
0
20
20
8
32
Слайд 10Какой из результатов самый маленький?
1) (100 – 1) : 9
=
2) (1000 – 10) : 9 =
3) (1000
– 1) : 9 =
4) (1000 – 100) : 9 =
5) (100 – 10) : 9 =
11
110
111
100
10
Слайд 11Ресурсы:
Автор шаблона Шахторина О. В.
http://ekladata.com/QTRT3aB5AQcp04U0zMWs8HGBinE.png
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/254/98254457_large_0_66196_55b3dd85_XL.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/5208/flashtuchka.2c5/0_6ace3_d723c85d_XL.jpg
http://files.kabobo.ru/tw_files2/urls_3455/12/d-11209/11209_html_748f1f66.png
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/106/90106830_StarLightDesigns_MorningComes_papers__3_.jpg
http://i014.radikal.ru/0808/8d/ce23009df649.png
http://opengameart.org/sites/default/files/chain.png
Для презентации:
Задачи Международного конкурса «Кенгуру 2015» http://mathkang.ru/files/file/K-2015/kenguru_2015_class_3-4.pdf
Л.Г.Петерсон /Математика 3
класс, часть первая/ Изд. «Ювента» 2011г.