Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ
№ 54 имени П.М. ВОСТРУХИНА
Презентация
История математики.
Выполнил:
Студент группы 12РТООР1
Илялетдинов Ильдар
Руководитель:
Преподаватель математики
Т.Н. Рудзина
Москва.
2016г.
Слайд 3СЧЕТ.
Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы
следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена
подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног.
Слайд 4Вавилония.
Источником наших знаний о вавилонской цивилизации служат хорошо сохранившиеся
глиняные таблички, покрытые т.н. клинописными текстами, которые датируются от 2000
до н.э. и до 300 н.э. Математика на клинописных табличках в основном была связана с ведением хозяйства. Арифметика и нехитрая алгебра использовались при обмене денег и расчетах за товары, вычислении простых и сложных процентов, налогов и доли урожая, сдаваемой в пользу государства, храма или землевладельца.
Слайд 5Вавилония.
Вавилоняне создали и систему счисления, использовавшую для чисел от 1
до 59 основание 10. Символ, обозначавший единицу, повторялся нужное количество
раз для чисел от 1 до 9. Для обозначения чисел от 11 до 59 вавилоняне использовали комбинацию символа числа 10 и символа единицы. Для обозначения чисел начиная с 60 и больше вавилоняне ввели позиционную систему счисления с основанием 60
Слайд 6Египет.
Наше знание древнеегипетской математики основано главным образом на двух папирусах,
датируемых примерно 1700 до н.э. Излагаемые в этих папирусах математические
сведения восходят к еще более раннему периоду – ок. 3500 до н.э. Египтяне использовали математику, чтобы вычислять вес тел, площади посевов и объемы зернохранилищ, размеры податей и количество камней, требуемое для возведения тех или иных сооружений.
Слайд 7Египет.
Древнеегипетская письменность основывалась на иероглифах. Система счисления того периода также
уступала вавилонской. Египтяне пользовались непозиционной десятичной системой, в которой числа
от 1 до 9 обозначались соответствующим числом вертикальных черточек, а для последовательных степеней числа 10 вводились индивидуальные символы.
Слайд 8Греция.
Греческая система счисления была основана на использовании букв алфавита. Аттическая
система, бывшая в ходу с 6–3 вв. до н.э., использовала
для обозначения единицы вертикальную черту, а для обозначения чисел 5, 10, 100, 1000 и 10 000 начальные буквы их греческих названий. В более поздней ионической системе счисления для обозначения чисел использовались 24 буквы греческого алфавита и три архаические буквы. Кратные 1000 до 9000 обозначались так же, как первые девять целых чисел от 1 до 9, но перед каждой буквой ставилась вертикальная черта. Десятки тысяч обозначались буквой М (от греческого мириои – 10 000), после которой ставилось то число, на которое нужно было умножить десять тысяч
Слайд 9Пифагор.
Пифагор (ок. 585–500 до н.э.). Полагают, что он мог познакомиться
с вавилонской и египетской математикой во время своих долгих странствий.
Пифагор основал движение, расцвет которого приходится на период ок. 550–300 до н.э. Пифагорейцы создали чистую математику в форме теории чисел и геометрии. Целые числа они представляли в виде конфигураций из точек или камешков, классифицируя эти числа в соответствии с формой возникающих фигур («фигурные числа»). Слово «калькуляция» (расчет, вычисление) берет начало от греческого слова, означающего «камешек». Числа 3, 6, 10 и т.д. пифагорейцы называли треугольными, так как соответствующее число камешков можно расположить в виде треугольника, числа 4, 9, 16 и т.д. – квадратными, так как соответствующее число камешков можно расположить в виде квадрата, и т.д.
Слайд 10Пифагор.
Пифагорейцы также открыли, что сумма некоторых пар квадратных чисел есть
снова квадратное число. Например, сумма 9 и 16 равна 25,
а сумма 25 и 144 равна 169. Такие тройки чисел, как 3, 4 и 5 или 5, 12 и 13, называются пифагоровыми числами. Они имеют геометрическую интерпретацию, если два числа из тройки приравнять длинам катетов прямоугольного треугольника, то третье число будет равно длине его гипотенузы
Слайд 11Пифагор.
Рассматривая прямоугольный треугольник с единичными катетами, пифагорейцы обнаружили, что длина
его гипотенузы равна , и это повергло их в смятение,
ибо они тщетно пытались представить число 2 в виде отношения двух целых чисел, что было крайне важно для их философии. Величины, непредставимые в виде отношения целых чисел, пифагорейцы назвали несоизмеримыми; современный термин – «иррациональные числа». Около 300 до н.э. Евклид доказал, что число несоизмеримо.
Мы и сегодня иногда говорим о числе 25 как о квадрате 5, а о числе 27 – как о кубе 3.
Слайд 12Архимед.
Величайшим математиком древности был Архимед (ок. 287–212 до н.э.). Ему
принадлежат формулировки многих теорем о площадях и объемах сложных фигур
и тел, вполне строго доказанные им методом исчерпывания. Архимед всегда стремился получить точные решения и находил верхние и нижние оценки для иррациональных чисел. Например, работая с правильным 96-угольником, он безукоризненно доказал, что точное значение числа находится между 31/7 и 310/71. Архимед доказал также несколько теорем, содержавших новые результаты геометрической алгебры. Ему принадлежит формулировка задачи о рассечении шара плоскостью так, чтобы объемы сегментов находились между собой в заданном отношении.
Слайд 13Упадок Греции.
После завоевания Египта римлянами в 31 до н.э. великая
греческая александрийская цивилизация пришла в упадок. Цицерон с гордостью утверждал,
что в отличие от греков римляне не мечтатели, а потому применяют свои математические знания на практике, извлекая из них реальную пользу. Однако в развитие самой математики вклад римлян был незначителен. Римская система счисления основывалась на громоздких обозначениях чисел. Главной ее особенностью был аддитивный принцип. Даже вычитательный принцип, например, запись числа 9 в виде IX, вошел в широкое употребление только после изобретения наборных литер в 15 в. Римские обозначения чисел применялись в некоторых европейских школах примерно до 1600, а в бухгалтерии и столетием позже.
Слайд 14Европа.
Средневековая Европа. Римская цивилизация не оставила заметного следа в математике,
поскольку была слишком озабочена решением практических проблем. Цивилизация, сложившаяся в
Европе раннего Средневековья (ок. 400–1100), не была продуктивной по прямо противоположной причине: интеллектуальная жизнь сосредоточилась почти исключительно на теологии и загробной жизни. Уровень математического знания не поднимался выше арифметики и простых разделов из Начал Евклида. Наиболее важным разделом математики в Средние века считалась астрология; астрологов называли математиками. А поскольку медицинская практика основывалась преимущественно на астрологических показаниях или противопоказаниях, медикам не оставалось ничего другого, как стать математиками.
Слайд 15Достижения в алгебре
В 16 в. итальянские математики Н. Тарталья (1499–1577),
С. Даль Ферро (1465–1526), Л. Феррари (1522–1565) и Д. Кардано
(1501–1576) нашли общие решения уравнений третьей и четвертой степеней. Чтобы сделать алгебраические рассуждения и их запись более точными, было введено множество символов, в том числе +, –, , , =, > и <. Самым существенным новшеством стало систематическое использование французским математиком Ф. Виетом (1540–1603) букв для обозначения неизвестных и постоянных величин. Это нововведение позволило ему найти единый метод решения уравнений второй, третьей и четвертой степеней. Затем математики обратились к уравнениям, степени которых выше четвертой. Работая над этой проблемой, Кардано, Декарт и И. Ньютон (1643–1727) опубликовали (без доказательств) ряд результатов, касающихся числа и вида корней уравнения. Ньютон открыл соотношение между корнями и дискриминантом [b2 – 4ac] квадратного уравнения, а именно, что уравнение ax2 + bx + c = 0 имеет равные действительные, разные действительные или комплексно сопряженные корни в зависимости оттого, будет ли дискриминант b2 – 4ac равен нулю, больше или меньше нуля. В 1799 К. Фридрих Гаусс (1777–1855) доказал т.н. основную теорему алгебры: каждый многочлен n-й степени имеет ровно n корней.