Слайд 1Календарь
Проект подготовлен
учеником 6 класса б
Тимохиным Иваном.
Руководитель:
учитель математики
Калугина Ольга
Омаровна.
МОУ СОШ №1
г. Пугачева
2011год.
Слайд 2Главное назначение календаря – соотносить события с чередой дней.
Слово календарь
пришло к нам из древнего Рима. Оно происходит от латинских
слов caleo «провозглашать» и calendarium «долговая книга». По первым числам каждого месяца было принято уплачивать проценты по долгам.
Слайд 3Вероятно, первые предшественники современного календаря появились уже 30 тысяч лет
назад. Найдены древние обломки костей с зарубками, которые многие ученые
считают обозначением дней или каких-то более продолжительных отрезков времени.
Древние жители Вавилона также имели свои календари, основанные на астрономических наблюдениях. Они могли точно рассчитывать затмения и расположение планет относительно друг друга.
Гигантский календарь представляет собой также каменные кольца Стоунхенджа в Южной Англии. Соединяющие различные каменные блоки линии указывают на важнейшие точки восхода и захода Солнца и луны.
Слайд 4
Для древних египтян самой важной из всех дат был
ежегодный разлив Нила. Именно это событие определяло их жизнь и
составляло основу существования. Разливы, время посева и сбора урожая зависели исключительно от Солнца и никак не были связаны с Луной. Поэтому египтяне создали солнечный календарь.
В нем было три больших периода по 4 месяца – время разлива Нила, время посева и время сбора урожая. В каждом из 12 месяцев было по 30 дней. Таким образом, получаем 12*30=360 дней. Чтобы получить 365, к ним добавляем еще 5 дней, их называют эпагоменами. К сожалению год с его 365 днями был слишком коротким.
Слайд 5Было бы несложно привести египетский календарь в соответствие с разливами
Нила. Уже в 238 году до Р.Х. фараон Птолемей Ш
Эвергет попытался реформировать календарь. Он издал декрет Канопуса, в котором приказывал, чтобы короткий год через каждые 3 года удлинялся на 1 день, т.е. составлял 366 дней, как это теперь делаем мы. К сожалению, тогда эта гениальная идея не привилась. И только римский полководец Цезарь вновь вернулся в 48 году к этой мысли и повелел, когда стал римским императором, к каждому 4-му году добавлять по 1 дню. Такие годы стали называть високосными.
Юлий Цезарь
Слайд 6Названный в честь римского императора Юлия Цезаря . «юлианский» год
имеет среднюю длину 365 суток. Однако между истинным солнечным годом
и юлианским годом существует заметное расхождение. Истинный солнечный год длится 365 дней 5 часов и 49 минут, так что юлианский год оказался немного длиннее. Вначале на эту неточность не обращали внимания, но постепенно начало весны в календаре все больше смещалось к февралю. В XVI веке астрономическая весна началась не 21, а 11 марта. Необходимо было задуматься о новой реформе календаря!
Созиген показывает Юлию Цезарю новый календарь
Слайд 7В 1572-1585 гг. папский престол занимал папа Григорий XIII. Его
очень интересовали проблемы календаря. В 1576 году он созвал комиссию
астрономов, которые должны были разработать проект реформы календаря. В 1581 году работа была завершена.
Чтобы вновь привести календарь в соответствие с истинным временем, 10 дней опускались. После октября 1582 года сразу следовало 15 октября.
Правила включения високосного года изменились так, что годы 1700, 1800, 1900, 2100, 2200 и 2300 стали считать обычными, т.е. насчитывающими по 365 дней, хотя они должны были быть високосными. В то же время високосными остаются годы 2000 и 2400. И впредь годы, которые делятся на 400, считаются високосными. Введением этого правила средняя длина года несколько сокращалась, ведь за 400 лет 3 високосных года выпадают. Теперь у нас принято такое исчисление длины года:
средний юлианский год —365,2500 дня
средний григорианский год —365,2425 дня
солнечный год —365,2422 дня.
Так что григорианский год лишь ненамного отличается от подлинного. Лишь в 3300 году разница составит 1 день, но календарное начало весны потихонечку все-таки сдвигается назад и следует призадуматься над усовершенствованием календаря.
Слайд 8В 1582 году григорианский календарь был введен в Испании, Португалии,
Италии, немного позднее во Франции и Голландии. Поскольку эта идея
исходила от папского престола, многие протестантские страны сопротивлялись реформе календаря, да и некоторые католические князья не хотели его принимать. Папу упрекали в том, что он хочет украсть у людей 10 дней и обмануть перелетных птиц. Григория XIII обвиняли также в том, что он хочет сбить Иисуса Христа, который теперь не знает, в какой день он должен появится на Страшном суде. Некоторые возражения высказывали и ученые, но они были опровергнуты в 1603 году папским астрономом Клавиусом. Постепенно сопротивление было сломлено. Самые длительные споры по этому вопросу происходили в странах, где рядом жили католики и протестанты, особенно в Германии. В Швеции григорианский календарь был принят только в 1844 году, а в 1875 году он был введен в Египте, на родине солнечного календаря.
Слайд 9В древней Руси, до принятия христианства, счет времени вели по
четырем сезонам года. Началом года была весна, важным сезоном считалось
лето. В 988 г. Русь приняла христианство и юлианское летоисчисление, но с отклонением.
Слайд 1019 декабря 7208 года «от Сотворения мира» царь Пётр I
подписал указ, который велел россиянам следующий, 7209–ый год считать 1700
годом от Рождества Христова, а Новый год отмечать 1 января.
Однако, перенеся новогодний праздник и начав новый отсчёт лет, Россия по-прежнему жила по юлианскому календарю, всё больше и больше расходясь в датировках событий со странами, которые уже жили по григорианскому календарю. Так продолжалось до 1918 года.
Слайд 11Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только
после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г.
этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г.. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь»