Разделы презентаций


Логарифмические уравнения

Содержание

Для чего были придуманы логарифмы? Для ускорение вычислений. Для упрощений вычислений. Для решение астрономических задач.В современной школе основной формой обучения математике ,главным связующем звеном в интеграции различных организационных форм обучения по-прежнему

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МОУ «Старо - Матаковская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района

РТ. Конспекты системы уроков

по теме : Учительницы математики II квалификационной категории Советниковой Нины Николаевны. 2009 г.

"Логарифмические уравнения."

МОУ «Старо - Матаковская средняя общеобразовательная школа»  Алькеевского муниципального района РТ.

Слайд 2Для чего были придуманы логарифмы? Для ускорение вычислений. Для упрощений вычислений. Для решение

астрономических задач.


В современной школе основной формой обучения математике ,главным связующем

звеном в интеграции различных организационных форм обучения по-прежнему остается урок. В процессе обучения математический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, потому на уроках математики теория не изучается в отрыве от практики. Для того чтобы успешно решать логарифмические уравнения , на которые в учебном плане отведено всего 3 часа, необходимо уверенное владение формулами для логарифмов и свойствами логарифмической функции. Тема « Логарифмические уравнения» в учебном плане идет за логарифмическими функциями и свойствами логарифмов.
Ситуация несколько осложняется по сравнению с показательными уравнениями наличием ограничений на область определения логарифмических функций . Использования формул логарифма произведения, частного и других без дополнительных оговорок может привести как к приобретению посторонних корней, так и к потери корней . Поэтому необходимо внимательно следить за равносильностью совершаемых преобразований.
Для чего были придуманы логарифмы? Для ускорение вычислений. Для упрощений вычислений. Для решение астрономических задач.В современной школе

Слайд 3“Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь»
Тема: «

Логарифмические уравнения.»

Цели:
Образовательные:
1.Ознакомить и закрепить основные методы решения логарифмических уравнений,

предупредить появления типичных ошибок.
2.Предоставить каждому обучающему возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
3.Активизировать работу класса через разные формы работы.
Развивающие:
1.Развивать навыки самоконтроля.
Воспитательные:
1.Воспитывать ответственное отношение к труду.
2.Воспитывать волю и настойчивость , для достижение конечных результатов.

“Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь» Тема: « Логарифмические уравнения.»Цели:Образовательные: 1.Ознакомить и закрепить основные методы

Слайд 4Урок №1. Тема урока: «Методы решения логарифмических уравнений» Тип урока: Урок ознакомления

с новым материалом Оборудование : Мультимедиа.
Ход урока.
1Организационный момент:
2.Актуализация опорных знаний;


Упростите:



























Урок №1. Тема урока: «Методы решения логарифмических уравнений» Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом Оборудование :

Слайд 5
Определение: Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим.



Простейшим примером логарифмического уравнения служит уравнение loga х = б

(а > 0, а≠ 1, б>0 )
Способы решения
Решение уравнений на основании определения логарифма, например, уравнение loga х = б (а > 0, а≠ 1, б>0 ) имеет решение х = аb.
Метод потенцирования. Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их: если , loga f(х) = loga g(х), то f(х) = g(х), f(х)>0, g(х)>0 , а > 0, а≠ 1.
Метод введение новой переменной.
Метод логарифмирования обеих частей уравнения.
Метод приведения логарифмов к одному и тому же основанию.
Функционально – графический метод.
Определение:  Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим. Простейшим примером логарифмического уравнения служит уравнение

Слайд 61метод:

На основе определения логарифма решаются уравнения, в которых по данным

основаниям и числу определяется логарифм, по данному логарифму и основанию

определяется число и по данному числу и логарифму определяется основание.

Log2 4√2= х, log3√3 х = - 2 , logх 64= 3,
2х= 4√2, х =3√3 – 2 , х3 =64,
2х = 25/2 , х =3- 3 , х3 = 43 ,
х =5/2 . х = 1/27. х =4.

1метод:На основе определения логарифма решаются уравнения, в которых по данным основаниям и числу определяется логарифм, по данному

Слайд 7 2метод:
Решите уравнения:
lg(х2-6х+9) -

2lg(х - 7) = lg9.
Условие для проверки всегда составляем по

исходному уравнению.
(х2-6х+9) >0, х≠ 3,
Х-7 >0; х >7; х >7.
С начало нужно преобразовать уравнение привести к виду
log ((х-3)/(х-7))2 = lg9 применяя формулу логарифм частного.
((х-3)/(х-7))2 = 9,
(х-3)/(х-7) = 3, (х-3)/(х-7)= - 3 ,
х- 3 = 3х -21 , х -3 =- 3х +21,
х =9. х=6. посторонний корень.
Проверка показывает 9 корень уравнения. Ответ : 9
2метод: Решите уравнения:      lg(х2-6х+9) - 2lg(х - 7) =

Слайд 8 3 метод:

Решите уравнения:
log62 х + log6 х

+14 = (√16 – х2)2 +х2,
16 –

х2 ≥0 ; - 4≤ х ≤ 4;
х >0 , х >0, О.Д.З. [ 0,4).
log62 х + log6 х +14 = 16 – х2 +х2,
log62 х + log6 х -2 = 0
заменим log6 х = t
t 2 + t -2 =0 ; Д = 9 ; t1 =1 , t2 = -2.
log6 х = 1 , х = 6 посторонний корень .
log6 х = -2, х = 1/36 , проверка показывает 1/36 является корнем .
Ответ : 1/36.
3 метод: Решите уравнения:  log62 х + log6 х +14 = (√16 – х2)2

Слайд 94метод:
Решите уравнения



= ЗХ , возьмем от обеих частей уравнения логарифм по основанию 3

Вопрос :
1.Это – равносильное преобразования ?
2.Если да то почему ?

Получим
log3 = log3 (3х)

.
Учитывая теорему 3 , получаем : log3 х2 log3 х = log3 3х,
2log3 х log3 х = log3 3+ log3 х,
2 log32 х = log3 х +1,
2 log32 х - log3 х -1=0,
заменим log3 х = t , х >0 2 t 2 + t -2 =0 ; Д = 9 ; t1 =1 , t2 = -1/2
log3 х = 1 , х=3,
log3 х = -1/ 2 , х= 1/√3. Ответ: {3 ; 1/√3. }.









4метод: Решите уравнения

Слайд 105 метод :
Решить уравнения: log9(

37-12х ) log7-2х 3 = 1,
37-12х >0,

х< 37/12,
7-2х >0, х< 7/2, х< 7/2,
7-2х≠ 1; х≠ 3; х≠ 3;
log9( 37-12х ) / log3 (7-2х ) = 1,
½ log3( 37-12х ) = log3 (7-2х ) ,
log3( 37-12х ) = log3 (7-2х )2 ,
37-12х= 49 -28х +4х2 ,
4х2-16х +12 =0,
х2-4х +3 =0, Д=19, х1=1, х2=3, 3 –посторонний корень .
Проверкой убеждаемся , что х=1 корень уравнения.



5 метод : Решить уравнения:     log9( 37-12х ) log7-2х 3  = 1,

Слайд 116 метод
Решите уравнения: log3 х = 12-х.
Так как функция

у= log3 х возрастающая , а функция у =12-х убывающая

на (0; + ∞ ) то заданное уравнение на этом интервале имеет один корень. Который легко можно найти. При х=10 заданное уравнение обращается в верное числовое равенство 1=1. Ответ х=10.

6 методРешите уравнения:  log3 х = 12-х.Так как функция у= log3 х возрастающая , а функция

Слайд 12Итог урока. С какими методами решения логарифмических уравнений мы познакомились

на уроке? Домашние задание: Определите метод решения и решите № 1547(а,б)

,№1549(а,б), №1554(а,б) . Проработать весь теоретический материал и разобрать примеры §52.    
Итог урока.  С какими методами решения логарифмических уравнений мы познакомились на уроке?  Домашние задание: Определите

Слайд 13  
2 урок.
Тема урока: «Применение различных методов при решение логарифмических уравнений.»
Тип

урока: Урок закрепления изученного
 Ход урока.
1.Организационный момент:
2.«Проверь себя»

1)log-3 ((х-1)/5)=?

2) log5 (121 – x2),   (121 – x2) ≥ 0, x < – 11, x ≥ 11.
3) 32х =5, log5 3=2х , х = (log5 3)/2.
2log3 5 4log3 5
4) 9 =3 = 45
5) lg x2 = 2lg x.

 2 урок.Тема урока: «Применение различных методов при решение логарифмических уравнений.»Тип урока: Урок

Слайд 14 3.Выполнение упражнений: №1563 (б )
Каким способом можно решить данное уравнение

? (метод введение новой переменной )
log3 2х +3

log3х +9 = 37/ log3 (х/27); х>0
Обозначим log3х = t ; t 2 -3 t +9 =37/(t-3) ; t ≠ 3,
(t-3) ( t 2 -3 t +9) = 37,
t3-27 = 37; t3= 64 ; t=4.
log3х = 4 ; х= 81.
Проверкой убеждаемся , что х=81 корень уравнения.


Слайд 15 №1564 (а);(метод логарифмирования )

log3 х
Х

= 81 , возьмем от обеих частей уравнения логарифм по основанию 3;
log3 х
log3 Х = log3 81; log3х log3х = log381; log3 2х =4;
log3х =2, х=9 ;
log3 х = -2, х=1/9.
Проверкой убеждаемся , что х=9 и х=1/9 корни уравнения.
№1564 (а);(метод логарифмирования )          log3 х

Слайд 16 4.Физкультминутка(за партами , сидя ).
1 Областью определения логарифмической функции у=

log3 Х является множество положительных чисел .
2Функция у= log3

Х монотонно возрастает .
3.Область значений логарифмической функции от 0 до бесконечности.
4 logас/в = logа с - logа в.
5 Верно ,что log8 8-3 =1.
4.Физкультминутка(за партами , сидя ). 1 Областью определения

Слайд 17№1704.( а)

1-√х =In х
Так как функция у=

In х возрастающая , а функция
у =1-√х

убывающая на (0; + ∞ ) то заданное уравнение на этом интервале имеет один корень. Который легко можно найти. При х=1 заданное уравнение обращается в верное числовое равенство 1=1.
Ответ : х=1.
№1704.( а)   1-√х =In хТак как функция у= In х возрастающая , а функция у

Слайд 18№ 1574(б)

log3 (х+2у) -2log3 4 =1- log3 (х –

2у), log3 (х 2 - 4у 2)

= log3 48,
log1/4 (х -2у) = -1; log1/4 (х -2у) = -1;

х 2 - 4у 2 – 48 =0, х =4 +2у, х =8,
х -2у = 4; 16у = 32; у =2.
Проверкой убеждаемся, что найденное значения является решениями системы.
 
 
№ 1574(б) log3 (х+2у) -2log3 4 =1- log3 (х – 2у),    log3 (х 2

Слайд 195. Что за прелесть Логарифмическая “комедия 2 > 3”

1/4 > 1/8,

бесспорно правильно.
(1/2)2 > (1/2)3, тоже не внушающее
сомнение. Большему числу соответствует больший логарифм,
значит,
lg(1/2)2 > lg(1/2)3; 2lg(1/2) > 3lg(1/2). После сокращения на
lg(1/2) имеем
2 > 3.

- Где ошибка?

5. Что за прелесть Логарифмическая “комедия 2 > 3”

Слайд 206.Выполните тест:
1Найдите областью определения: у = log0,3 (6х –х2 ).
1(-∞

;0) Ư(6 ; + ∞ ); 2. (-∞ ; -6)

Ư(0 ; + ∞ ); 3.(-6; 0 ). 4.(0; 6 ).
2.Найдите область значений : у =2,5 + log1,7 х.
1(2,5 ; + ∞ ); 2. (-∞ ; 2,5); 3 (- ∞ ; + ∞ ); 4. (0 ; + ∞ ).
3.Сравните : log0,5 7 и log0,5 5.
1.>. 2.<. 3.=.
4. Решите уравнение : 7 *5 log5 X = х +21.
1.( 3,5 ). 2. нет решения. 3.( – 3,5) . 4.( 7).
5. Найти значение выражения : log4 (64с) если log4 с = -3,5.
1. ( -6,5 ) . 2. (- 0, 5 ) 3. (- 10, 5 ) 4.( -67,5).
6.Выполните тест:1Найдите областью определения: у = log0,3 (6х –х2 ).1(-∞ ;0) Ư(6 ; + ∞ ); 2.

Слайд 21 Ответ: 4; 3;2;1;2.
Итог урока: Чтобы хорошо решать
логарифмические уравнения

, нужно
совершенствовать навыки решения
практических заданий ,так как они

являются
основным содержанием экзамена и жизни.

Домашние задания : № 1563(а,б), №1464(б,в) , № 1567 (б).


Ответ: 4; 3;2;1;2. Итог урока:  Чтобы хорошо решать логарифмические уравнения , нужно совершенствовать навыки решения

Слайд 22 Урок 3. Тема урока: «Решение логарифмических уравнений » Тип урока: урок обобщения,

систематизация знаний. Ход урока. 1.Актуализация опорных знаний:
№1 Какие из чисел -1;

0; 1; 2; 4; 8 являются корнями уравнения log2 х=х-2?
№2 Решить уравнения: а) log16х= 2; в) log2 (2х- х2 ) -=0;
г) log3 (х-1)=log3 (2х+1)
№3 Решить неравенства: а) log3 х> log3 5; б) log0,4 х< 1;
в) log2 (х-4) >0 .
№4 Найдите область определения функции: у = log2 (х+4)
№5 Сравните числа: log3 6/5 и log3 5/6; log0,2 5 и . Log0,2 17.
№6 Определить число корней уравнения: log3 Х= =-2х+4.
 

Урок 3. Тема урока: «Решение логарифмических уравнений » Тип урока: урок обобщения, систематизация знаний. Ход

Слайд 23 2. Решение уравнений:   1. решите уравнения: log5 2 (х-3)2 +3 log5

(15 -5х ) -10 = 0. ОДЗ: 15 -5х>0

, х<3.  

Log5 2 (х-3)2 +3 log5 (5 (3 -х )) -10 =0,
(2 log5 (х-3))2 +3 log2 (3 -х ) +3 -10 = 0, 4 log5 2 (3-х)2 +3 log2 (3 -х ) -7= 0,
Пусть log5(3-х) = t; 4 t 2 -3 t -7 =0,
t =-7/4 ; t=1 .
log5(3-х) = -7/4, и log5(3-х) = 1,
3-х =5-7/4 , 3-х =5,
х =3 -1/57/4. х = - 2.
Ответ: { 3 -1/57/4 ; -2}.

2. Решение уравнений:   1. решите уравнения: log5 2 (х-3)2

Слайд 24 Решите уравнения: 3log4 (2+ 30/(2х-11)) = 2log4 (2 –

15/(х+2)) + 8 .
2+ 30/(2х-11)= (4х-22+30)/(2х-11)=(4х+8)/(2х-11)=4(х+2)/(2х-11)
2 – 15/(х+2)=(2х+4-15)/(2+х)=(2х-11)/(х+2)=((х+2)/(2х-11))-1,

3 log4

(4(х+2)/(2х-11)) = 2log4 ( (х+2)/(2х-11))-1+8 ,
3+3 log4 ((х+2)/(2х-11)) = - 2log4 ( (х+2)/(2х-11))+8 ,

Пусть log4 ((х+2)/(2х-11)) = t, 3+3t = -2 t +8, t = 1.
log4 ((х+2)/(2х-11)) =1, (х+2)/(2х-11) =4,
х+2=8х-44, х=46/7. Проверкой убеждаемся , что х=46/7 корень уравнения.

Решите уравнения: 3log4 (2+ 30/(2х-11)) = 2log4 (2 – 15/(х+2)) + 8 .  2+ 30/(2х-11)=

Слайд 25 3.Физкультминутка:
1. 3 log38 = 8.
2. lg х= - 2

, решением данного уравнения является 100.
3 Функция у= log4/3

Х монотонно возрастает .
4. logа (х+у) = logа х + logа у.
5. logа (х+у) == logа х - logа у.
6. logа (ху) = logа х + logа у.

3.Физкультминутка: 1. 3 log38 = 8. 2. lg х= - 2 , решением данного уравнения является

Слайд 264.Учимся на чужих ошибках :
Воспользуемся формулой преобразования суммы логарифмов логарифм

произведения. Получим уравнения log3 (х – 1) (х -3 )

= 1, отсюда следует
х2 – 4х + 3 =3.
Корнями последнего уравнения являются х1 =0 и х2 = 4,
Ответ : {0 , 4}.
Решите уравнения: log3 (х – 1) + log3 (х -3 ) = 1.

4.Учимся на чужих ошибках :Воспользуемся формулой преобразования суммы логарифмов логарифм произведения. Получим уравнения log3 (х – 1)

Слайд 27
Решите уравнения log2 (х +1) - log2 (х -2 )

= 2.
Воспользуемся формулой преобразования разности логарифмов логарифм частного, получаем

log2 (х +1) /(х- 2) = 2, откуда следует (х +1) /(х- 2) = 2.
Решив последнее уравнения ,находим х = 5.
Ответ: х = 5.

Решите уравнения log2 (х +1) - log2 (х -2 ) = 2.Воспользуемся формулой преобразования разности логарифмов логарифм

Слайд 28 .   5.Программированный контроль







Решить уравнен

.    5.Программированный контроль

Слайд 29

Ответ : 1вариант (3;2;4.) 2.вариант – (2;4;3.)

3.вариант – (4;3;2.)
 Итог урока:
Пренебрегать теорией

нельзя ,в этом мы с вами убедились на уроке :
Без знания теоретического материала невозможно уверенно решать практические задания.
Определенная часть вопросов направлена на проверку именно теоретических знаний , используемых правил , определений и теорем.
Домашние задания : №1568 (а.б) ,№ 1562 (а,б) №1573 (г).
 

 
 
Ответ : 1вариант (3;2;4.)  2.вариант – (2;4;3.)   3.вариант – (4;3;2.) Итог урока:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика