Разделы презентаций


Математические задачи от русских, советских и зарубежных писателей

Можно ли изучать математику в школе, используя произведения русских, советских и зарубежных писателей? «Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42
с углубленным изучением английского языка

и математики»
г. Петрозаводск
Республика Карелия
Математические задачи от русских, советских и зарубежных

писателей

Рулева Т.Г.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 с углубленным изучением английского языка и математики»г. ПетрозаводскРеспублика КарелияМатематические задачи  от

Слайд 2 Можно ли изучать математику в школе,

используя произведения русских, советских и зарубежных писателей?


«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда
в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...»
А. П. Чехов

Рулева Т.Г.

Можно ли изучать математику в школе, используя произведения русских, советских и зарубежных писателей?

Слайд 3 Математические задачи
ставят перед читателями
авторы романов, повестей,
рассказов,

как правило –
между делом, зачастую сами
не обращая на

это внимания.

Н. П. Богданов-Бельский
«Устный счет»

Если читатель любит математику, то от него такая задача
не ускользнет!
Он не упустит случая разобраться, что это там предложил автор: разрешима задача или нет, и сколько она имеет решений?
Иногда автор вместе с условием приводит и решение задачи.

Рулева Т.Г.

Математические задачиставят перед читателями авторы романов, повестей, рассказов, как правило – между делом, зачастую сами

Слайд 4Задача про артель косцов

«Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое

больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»
Решение: Пусть x – число косцов в артели, а y – размер участка, скашиваемого одним косцом в один день.
Площадь большого луга: xy/2+xy/4 = 3xy/4. Площадь малого луга: y+xy/4 = (xy+4y)/4
Но первый луг больше второго в 2 раза, значит: 3xy/4 : (xy+4y)/4 =2 или 3xy/(xy+4y)=2
3x/(x+4) = 2 3x = 2x+8 x = 8 Ответ: было 8 косцов

Рулева Т.Г.

Л. Н. Толстой
«Арифметика»

Задача про артель косцов        «Артели косцов надо было скосить два

Слайд 5Л. Н. Толстой «Много ли человеку земли нужно?»
«-А цена,

какая будет?- говорит Пахом.
-Цена у нас одна:

1000 рублей за день.
Не понял Пахом.
-Какая же это мера – день? Сколько в ней десятин будет?
-Мы этого, - говорит, - не умеем считать. А мы за день
продаем; сколько обойдешь в день, то и твое, а цена 1000
рублей.
Удивился Пахом.
-Да ведь это, - говорит,- в день обойти земли много будет».
Наутро он пустился по степи наперегонки с солнцем. Пришло
время возвращаться, солнце приблизилось к закату, Пахом
спешит вернуться, «в груди как мехи кузнечные раздуваются, а в
сердце молотком бьёт».
Солнце зашло, у Пахома подкосились ноги и он упал замертво
перед хохочущим пузатым башкиром.
«Ай, молодец!» — закричал старшина. 
— «Много земли завладел!». Поднял работник скребку, выкопал
Пахому могилу, ровно насколько он от ног до головы захватил - три аршина, и закопал его.

Фигура, которая получилась
у Пахома, имеет вид:







Найдем площадь участка:
Х² = 15²-8²; х≈13 вёрст.
S= (2+10)·13=78 кв. вёрст
1верста = 1,0668 км.
78 кв. верст ≈ 78 кв.км
78 кв. км = 7800га.

Рулева Т.Г.

Л. Н. Толстой «Много ли человеку земли нужно?»   «-А цена, какая будет?- говорит Пахом.

Слайд 6А.П. Чехов «Каникулярные работы институтки Наденьки Н.»

«Три купца внесли для одного торгового
предприятия капитал, на который

через год было
получено 8000 рублей прибыли. Спрашивается:
сколько получил каждый из них, если первый внес
35000 рублей, второй 50000 рублей и третий 70000
рублей?». Ответ: 1750 руб., 2500 руб. и 3750 руб.

Рулева Т.Г.

«Репетитор»

«Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?».
(1 аршин ≈ 71 см)
Ответ: 75 аршин черного сукна и 63 аршин синего.

А.П. Чехов «Каникулярные работы  институтки Наденьки Н.»    «Три купца внесли для одного торгового

Слайд 7А.С. Пушкин
«Скупой рыцарь»

«И царь

мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли…»
Даже полчища Атиллы не могли бы воздвигнуть холм выше 4,5м. Глаз наблюдателя, поместившегося на вершине холма, возвышался бы над почвой на 4,5 + 1,5, т.е. на 6 м, и, следовательно, дальность горизонта равна была бы


Это всего на 4 км больше того, что
можно видеть, стоя на ровной земле.

Рулева Т.Г.

А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»

Слайд 8 Н.А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»
Размеры островка

в современных единицах длины и площади:
S= а*в, а

= 1 аршин =72см, в = 1 сажень =216см.
S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2.
Ответ: островок был небольшим.

Рулева Т.Г.

« Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину».

Н.А. Некрасов  « Дедушка Мазай и зайцы» Размеры островка в современных единицах длины и площади:S=

Слайд 9Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
«Задача с путешественниками»


«Из двух городов выезжают по одному направлению
два путешественника, первый

позади второго. Проехав
число дней, равное сумме чисел верст, проезжаемых ими
в день, они съезжаются и узнают, что второй проехал
525 верст. Расстояние между городами –175 верст.
Сколько верст в день проезжает каждый?»





Пусть п число дней длилось путешествие, х верст в день проезжает первый путешественник, у верст в день проезжает второй путешественник, по условию (х > у) задачи имеем систему:






35 дней длилось путешествие, значит, 35х =700, х = 20.
20 верст проезжал первый и 15 верст проезжал второй путешественник.
Ответ: 20 верст = 21,34 км; 15 верст = 16,005 км.

Рулева Т.Г.

Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания» «Задача с путешественниками»    «Из двух городов выезжают по одному

Слайд 10Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
Чтобы привести ее к разрешимому

виду, придется сделать два уточнения.

Во-первых, будем считать, что одно из трех данных чисел задано неверно.
Второе уточнение почуднее: третий член прогрессии в точности равен сумме в рублях, которую автор заплатил недавно на рынке за картошку.
Решение: (bn) – геометрическая прогрессия.
S3 = 28 q = 9/2 b3 = 3/2 · q b4 = ?
bn+1 = bn · q – формула для нахождения члена геометрической прогрессии.
b4 = b3 · q = 3/2q · q = 3/2 · 81/4 = 243/8 = 30,375

«Сумма первых трех членов
геометрической прогрессии равна 28, знаменатель равен 9/2, третий член в 3/2 раза больше знаменателя. Найти четвертый член прогрессии»

Рулева Т.Г.

Г. Белых, Л. Пантелеев  «Республика ШКИД»Чтобы привести ее к разрешимому виду, придется сделать два уточнения.

Слайд 11Илья Ильф и Евгений Петров «Двенадцать стульев»
«Потом отец Федор

подошел к комоду и вынул из конфетной коробки 50 рублей

трехрублевками и пятирублевками.
В коробке оставалось еще 20 рублей».

Для единственности решения, добавим условие: отец Федор взял с собой большую часть трехрублевок и большую часть пятирублевок. Найдите решение.
Решение:
а) Пусть x – взято трехрублевок, а y- взято пятирублевок. Тогда составим уравнение: 3x+5y=50. Найдем пары решений: (5 и 7), (10 и 4), (15 и 1).
б) Пусть а – осталось трехрублевок, и b – осталось пятирублевок
Составим уравнение: 3а+5b=20. Найдем пары решений: (5 и 1), (0 и 4).
Путем анализа результатов получаем: 5 трехрублевок и 7 пятирублевок или 10
трехрублевок и 4 пятирублевок взял отец Федор.

Рулева Т.Г.

Илья Ильф и Евгений Петров  «Двенадцать стульев» «Потом отец Федор подошел к комоду и вынул из

Слайд 12М .Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
Задача № 1


Сын Порфирия Владимировича Петя
проиграл в карты казенные 3000 рублей и
попросил у бабушки эту сумму взаймы. Он говорил: «Я
бы хороший процент дал. Пять процентов в месяц».
Простые проценты начисляются только на начальный вклад. S=P (1+n* (r/100))
Дано: 3000 руб. - 100%, Х руб. - 5%.
Решение: Х = 3000:100*5 = 150 (руб.). S=3000+150*12 = 4800 (руб.)
Сложные проценты начисляется на наращенный капитал. S=P (1+r/100)n
Дано: Р=3000 рублей, r = 5% в месяц, n = 12 мес.
S=3000 (1+5/100)12 =3000 (21/20)12=3000 (1,05)12=5387,57≈5400 (руб.)

Рулева Т.Г.

М .Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»  Задача № 1

Слайд 13Оноре де Бальзак «Гобсек»

«Господин Дервиль взял у ростовщика
Гобсека сумму в 150000 франков сроком
на

10 лет под 15% годовых».

Если бы он выплачивал сложные проценты от исходной суммы:
a10 = 150 000 × (1 + 0,01 × 15)10 ≈ 606 834 франка. Если бы расчёты велись по формуле простых процентов: а10 = 150 000 × (1 + 0,01 × 15 × 10) = 375 000 франков. Разница более 230 тысяч франков.

Рулева Т.Г.

Оноре де Бальзак  «Гобсек»       «Господин Дервиль взял у ростовщикаГобсека сумму

Слайд 14 Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1. «Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они
сорвали

всего 120 штук. Девочка сорвала в два
раза меньше мальчика. Сколько орехов собрал
каждый из них?»
Ответ: девочка собрала 40, а мальчик – 80 ор.

2. «В магазине было 8 пил, а топоров в три раза
больше. Одной бригаде плотников продали
половину топоров и три пилы за 84 рубля.
Оставшиеся топоры и пилы продали другой
бригаде плотников за 100 рублей. Сколько стоит
один топор и одна пила?»

Ответ: топор стоит 5 руб. и пила стоит 8 руб.

Рулева Т.Г.

Николай Носов   «Витя Малеев в школе и дома» 1. «Мальчик и девочка рвали в

Слайд 15 Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»

Швейк рассказал свою задачу в 1914 году. Год

кончины бабушки равен произведению общего числа окон этого
дома на число труб и на возраст (в 1914 году) одного из квартирантов, лично присутствовавшего на похоронах.
В каком же году умерла у швейцара бабушка?

«Стоит четырехэтажный дом, в каждом этаже по восьми окон, на крыше - два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, господа, в каком году умерла у швейцара его бабушка?»

Рулева Т.Г.

Ярослав Гашек  «Похождения бравого солдата Швейка»

Слайд 16И. А. Крылов «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»
Когда в товарищах

согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет

из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Сложение векторов движения лебедя и щуки выполним по правилу параллелограмма. Диагональ параллелограмма будет суммой двух векторов. Вектор движения рака будет направлен в противоположную сторону, значит, сумма этих векторов будет равна 0.
Поэтому воз не двинется с места.

Рулева Т.Г.

И. А. Крылов  «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК» Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело

Слайд 17Жюль Верн «Таинственный остров»
Герои Жюля Верна измеряли

высоту скалы.
Расстояние от колышка до шеста

так относится к расстоянию от колышка до основания стены, как высота шеста к высоте стены.

«- если мы измерим два первых расстояния, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвертый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены.
«0ба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее - 500 футам. По окончании  измерений инженер  составил  следующую запись: 15:500 = 10:х, 500×10 = 5000, 5000:15 = 333,3.
Значит, высота  гранитной  стены равнялась   333 футам». 

Рулева Т.Г.

Жюль Верн  «Таинственный остров»   Герои Жюля Верна измеряли высоту скалы.   Расстояние от

Слайд 18

Отрывок из текста:
   

«Я связал вместе два удилища, что дало мне шесть футов, и мы с моим клиентом отправились обратно к тому месту, где рос (когда-то) вяз... Я воткнул свой шест в землю, отметил направление тени и измерил ее. В ней было девять футов. Дальнейшие мои вычисления были совсем уж несложны. Если палка высотой шесть футов отбрасывает тень в девять футов, то дерево (вяз)  высотой (64 фута) отбросит тень в (96 футов), и направление той и другой, разумеется, будет совпадать».


Артур Конан-Дойль «Обряд дома Месгрейвов»








64

96

6

9

Рулева Т.Г.

Отрывок из текста:   

Слайд 19Художественная литература:

Аверченко А. Экзаменационная задача.

Бальзак О. Гобсек.
Белых Г. и Пантелеев А. Республика Шкид.
Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка
Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
Достоевский Ф. М. Преступление и наказание.
Ильф И. и Петров Е. Двенадцать стульев, Золотой теленок.
Жюль Верн Таинственный остров.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Конан- Дойль А. Обряд дома Месгрейвов.
Крылов И.А. Лебедь, Щука и Рак.
Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Остер Г. Задачник.
Пушкин А.С. Скупой рыцарь.
Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы.
Толстой Л.Н. Арифметика, Много ли человеку надо?
Тургенев И.С. Муму.
Чехов А.В. Каникулярные работы институтки Наденьки Н., Репетитор.

Рулева Т.Г.

Художественная литература:            Аверченко А. Экзаменационная задача.

Слайд 20Заключение
Обзор литературы показал, что знания по математике нужны и

писателям.
В художественных произведениях содержится много загадок, а иногда

автор дает и отгадку.
Авторы, используя математические данные, предлагают читателю подумать.
Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы.
Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.

Рулева Т.Г.

Использованные Интернет-ресурсы:

1.БакиеваА., Саитова Р.А. «Математика в художественной литературе».
2.Барташевич Н. «Алгеброй гармонию измерим. Математика в художественной литературе».
3.Береговой Е. «Литературная математика».
4.Карпушина Н.М. «Любимые книги глазами математика».
5.Куликова Е., Куликова Е.В. «Математика и литература – два крыла одной культуры».
6.Латыпова С.В. «Математические задачи в литературных произведениях».
7.Митрофанова Н.В., Шохалова Н.П. «Мировоззрение и творчество А. С. Пушкина в свете
математических законов».
8.Мухачева А., Куприянович М.О. «Математические задачи в литературных произведениях».

Заключение Обзор литературы показал, что знания по математике нужны и писателям.  В художественных произведениях содержится много

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика