МБОУ «Мордовско- Полянская СОШ»
Бебишев Алексей
Руководитель: Клещеногова В.А.- учитель математики
Папирус Райнда представляет собой полосу в 544 сантиметра длиной и 33 сантиметра шириной. Он содержит решение 84 задач и носит заглавие, в котором автор дал свою оценку математики:
«Наставление, как достигнуть знания всех темных(трудных, непонятных) вещей…всех тайн, которые скрывают в себе вещи. Сочинение это написано в 33- м году в 4-м месяце времени вод в царствование царя Ра-а-ус.Со стаоых рукописей времени царя …(кусок папируса вырван)…ат. Писец Ахмес написал это».
Все остальные математические документы Египта, последний из которых относится к тысячному году нашего летоисчисления, повторяют те же правила вычислений, которые имеются уже в названных основных документах. Оказывается, что египтяне четыре тысячи лет назад решили многие нашей практической математики.
Решение этой задачи требовало изучения свойств последовательностей чисел натурального ряда: 1, 2, 3,4,,,, треугольных: 1, 3, 6,10, 15,... квадратных: 1, 4, 9, 16.,. Этими вопросами занимались вавилоняне, индусы, а позднее — греческие математики, в особенности Пифагор (VI век до начала нашего летосчисления) и его школа.
В жизнеописаниях Пифагора раскалывается о пребывании его в Египте, Вавилоне и Индии. Вероятно, многие приписываемые ему открытия, в том числе учение о так называемых фигурных числах (треугольных, квадратных и т. д.), были им вынесены из Вавилона и Индии, где это учение возникло из задач строительного искусства этих стран.
Самым ценным вкладом индусов в сокровищницу математических знаний человечества является употребляемый нами способ записи чисел при помощи десяти знаков: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Основа этого способа заключается в идее, что одна 1 и та же цифра означает единицы, десятки, сотни или тысячи, в зависимости от того, какое место эта цифра занимает. Занимаемое место, в случае отсутствия каких-нибудь разрядов, определяется нулями, приписываемыми к цифрам.
Окончательная разработка такой поместной, или позиционной, системы нумерации, идея которой была у вавилонян, есть величайшая заслуга индусов.
Великий французский математик Лаплас (1749—1827) пишет по этому поводу: „Мысль — выражать все числа немногими знаками, придавая им кроме значения по форме еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна. Как нелегко прийти к этому, мы видим ясно на примере величайших гениев греческой учености — Архимеда и Аполлония, от которых эта мысль осталась скрытой”.
Великое открытие поместной системы нумерации и было сделано не каким-нибудь гениальным человеком. Это открытие индусов, как и все открытия египтян и вавилонян, является результатом долгого, постепенного обогащения опыта и наблюдения целого народа. Таковы же многие, на первый взгляд весьма абстрактные, достижения математики.
Задачи эти следующие;
1. Разделить окружность или дугу на произвольное число равных частей (построить в окружности правильный многоугольник любым числом сторон).
2.Удвоить куб, то есть построить куб, который имел бы объем в два раза больший, чем данный куб.
3.Разделить любой угол на три равные части.
4.Построить квадрат, имеющий площадь, равную площади данного круга.
Все эти задачи требовалось решать точно, пользуясь только циркулем и линейкой, на которой нет делений. Несмотря на кажущуюся простоту, эти задачи оказались неразрешимыми, что было установлено лишь ко второй половине XIX века.
До этого времени, а отчасти и после него, очень многие люди, в особенности из числа любителей математики, не изучившие серьезно этой науки, тратили время и силы на безнадежные попытки решения этих задач.
История этих задач, о которых написано много книг и брошюр на всех языках, потребовала бы отдельной книги, из которой можно было бы видеть, как попытки решить эти, на первый взгляд очень простые, задачи помогли выработать методы, благодаря которым созданы важные отрасли современной математической науки.
Греческая наука замерла в V веке нашего летосчисления. После этого в течение 1000 лет европейские народы не только не делали никаких успехов в математике, но и не знали о достижениях греческой математики.
Восточные народы (Индии, Китая, Средней Азии) продолжали развитие математики. Их достижения постепенно проникают и в Европу: около 1000-го года— наша современная нумерация, около 1200-го года — индусская арифметика, почти совпадающая с нашей. Лишь с XVI столетия начинается самостоятельное развитие алгебры в Европе, а в XVII столетии зарождается современная высшая математика.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть