Разделы презентаций


Математика в музыке

Содержание

Филяровская Мария 4б классВведениеЦелью моей работы было рассказать о тесной связи музыкального искусства и науки математики, есть ли что-нибудь общее между музыкой и математикой? Если музыка связана с окружающим миром, то,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Филяровская Мария 4б класс
Математика в музыке
Автор: Филяровская Мария

4б класс

Филяровская Мария 4б классМатематика в музыкеАвтор: Филяровская Мария     4б класс

Слайд 2Филяровская Мария 4б класс
Введение
Целью моей работы было рассказать о тесной

связи музыкального искусства и науки математики, есть ли что-нибудь общее

между музыкой и математикой? Если музыка связана с окружающим миром, то, наверное, она как-то взаимодействует и с наукой? Мне стало интересно самому узнать, что же общего между таким прекрасным видом искусства как музыка и такой сложной, наукой, как математика.
Филяровская Мария 4б классВведениеЦелью моей работы было рассказать о тесной связи музыкального искусства и науки математики, есть

Слайд 3Филяровская Мария 4б класс

Древняя Греция
Еще в Древней Греции математика и

музыка назывались родными сёстрами, а со времён Пифагора наука о

музыке входила в пифагорейскую систему знаний, наряду с арифметикой (наукой о числах), геометрией (наукой о фигурах и их измерений) и астрономией (наукой о строении Вселенной).

Пифагор

Филяровская Мария 4б классДревняя ГрецияЕще в Древней Греции математика и музыка назывались родными сёстрами, а со времён

Слайд 4Филяровская Мария 4б класс

Древняя Греция
Изучая высоту звука с помощью монохорда

– простейшего инструмента Древних греков, состоящего из одной струны, резонаторного

ящика и передвижной подставки, с помощью которой можно было изменять длину натянутой струны, Пифагор обнаружил поразительные вещи. Выяснилось, что приятные слуху созвучия – консонансы получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, соотносятся как целые числа первой четвёрки, т.е 1:2, 2:3, 3:4. Это открытие потрясло Пифагора: оказалось, что звук и созвучие могут быть описаны простыми числами.

Монохорд

Филяровская Мария 4б классДревняя ГрецияИзучая высоту звука с помощью монохорда – простейшего инструмента Древних греков, состоящего из

Слайд 5Филяровская Мария 4б класс

Древняя Греция
Пифагор перенёс числовые соотношения на гармонию

Вселенной. Согласно его учению Земля, Солнце, Луна и планеты располагаются

на небесных сферах и совершают вместе с ними круговое вращение. Вследствие трения об эфир они издавали музыкальные звуки, которые объединялись в созвучия. Так возникла чудесная мировая музыка или «гармония сфер», без которой мир бы не мог существовать как единое целое. Земная человеческая музыка, по мнению Пифагора, - слабые отголоски музыкальных небесных сфер; она дана человечеству в утешение, и создаёт её тот, кто способен услышать в себе мировую музыку. Пифагор был уверен, что музыка звучит совершенными консонансами (благозвучными интервалами): тон, издаваемый Землёй принимался за тонику, сфера Луны звучала квартой, Солнце – квинтой, а звёзды и планеты – октавой.
Филяровская Мария 4б классДревняя ГрецияПифагор перенёс числовые соотношения на гармонию Вселенной. Согласно его учению Земля, Солнце, Луна

Слайд 6Филяровская Мария 4б класс
Древняя Греция
Пифагорейцы открыли «золотую пропорцию» – «точку

золотого сечения», которое в музыке определяла точное место кульминации.
Если отрезок

поделить на две неравные части, то отношение целого отрезка к большей части должно быть пропорционально отношению его большей части к меньшей, и отрезок и все его части оказываются в непрерывной пропорциональной зависимости. Гераклит сказал: «Из всего единое и из единого – все».
Филяровская Мария 4б классДревняя Греция	Пифагорейцы открыли «золотую пропорцию» – «точку золотого сечения», которое в музыке определяла точное

Слайд 7Филяровская Мария 4б класс
Средневековье
Математическая стройность музыкального искусства потрясала не только

древних мыслителей. Многие великие умы более поздних эпох и современности

обращали на это внимание и использовали близость музыки и математики.
В эпоху Средневековья (с конца XII – начала XIII века) вся совокупность знаний делилась на 7 основных наук: тривиум – начальный курс образования, включавший в себя грамматику, риторику и диалектику; квадриум – повышенный курс светского образования, куда музыка входила так же, как и у пифагорейцев вместе с арифметикой, геометрией и астрономией. Математика не включена в число смежных дисциплин и находится в стороне от музыкального искусства, скорее музыкальное искусство в некоторых своих проявлениях прибегает к использованию математического аппарата.
Филяровская Мария 4б классСредневековьеМатематическая стройность музыкального искусства потрясала не только древних мыслителей. Многие великие умы более поздних

Слайд 8Филяровская Мария 4б класс
Средневековье
На ранней стадии музыкознания было открыто, что

законы, по которым существует музыкальное искусство, совпадают с описанными математикой

законами физического мира. Антон Веберн сказал: «Музыка есть закономерность природы, воспринятая слухом» (XX в.) Г. В. Лейбниц (XVII – XVIII в.в.) сказал: «Когда мы слушаем музыку, наша душа считает, но она не знает, что она считает».
М. Падуанский – ученый и музыкант XIII –XIV в.в. сказал: «Законы Вселенной – законы музыки!». Современная наука разрушила эти красивые фантазии о музыкальном вращении планет. Но гармония целочисленных соотношений продолжает увлекать физиков. Альберт Эйнштейн открыл сходство между колебанием струны и ее частей и атомами испускающими излучение.
Филяровская Мария 4б классСредневековьеНа ранней стадии музыкознания было открыто, что законы, по которым существует музыкальное искусство, совпадают

Слайд 9Филяровская Мария 4б класс
Средневековье
Великий немецкий композитор XVII века И. С.

Бах писал церковную музыку. Сам, будучи превосходным органистом-импровизатором, исполнял её.

При этом большинство его произведений написаны на сюжеты, взятые из священной книги «Библии». Позднее уже после его смерти музыканты-исследователи выяснили, что многие мелодии композитора имеют цифровые коды - символы, а произведения точно математически просчитаны. Сегодня мы не можем точно сказать, как сочинял композитор свои сочинения, и производил ли при этом математические расчеты. Но остается фактом, что И. С. Бах был выдающимся математиком и гениальным композитором, написавшим много прекрасной музыки.

И. С. Бах

Филяровская Мария 4б классСредневековьеВеликий немецкий композитор XVII века И. С. Бах писал церковную музыку. Сам, будучи превосходным

Слайд 10Филяровская Мария 4б класс
Схожесть понятий
Что же так занимало великие умы

во взаимосвязи этих, казалось бы, таких разных понятий: математики и

музыки? Да то, что строятся они во многом по одинаковым законам, а многим музыкальным терминам можно провести прямые параллели из математики.
Например, темп в музыке, так же как и в математике – понятие скорости – определяет отношение числа происходящих событий к тому времени, которое они заняли.
В отношении длительности нот можно провести прямую параллель к математическому понятию целых чисел и дробей.
Филяровская Мария 4б классСхожесть понятий	Что же так занимало великие умы во взаимосвязи этих, казалось бы, таких разных

Слайд 11Филяровская Мария 4б класс
Интересная 7-ка
И случайно ли то, что окруженная

большим почетом в древности семерка привела к появлению способа записи

музыки посредством семи нот? В древнем Вавилоне были известны 7 планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Все непонятные явления природы приписывались богам, и постепенно представление о богах соединилось с 7 планетами. 7 священное число, т.к. человек воспринимает мир через 7 отверстий в голове: два глаза, два уха две ноздри и рот. Приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному 7 разных лекарств, настоянных на 7 травах, и советовали пить их семь дней. Одиссей 7 лет был в плену у нимфы Калипсо. У вавилонян подземное царство окружено 7 стенами. У мусульман небесный свод состоит из 7 небес, и все угодные Богу попадают на седьмое небо блаженства. У индусов есть обычай дарить на счастье 7 слоников. В Библии – 7 ангелов.
Филяровская Мария 4б классИнтересная 7-ка	И случайно ли то, что окруженная большим почетом в древности семерка привела к

Слайд 12Филяровская Мария 4б класс
7-ка в музыке
Октава – расстояние между двумя

звуками в семь ступеней. По-другому, ряд из семи звуков –

называется звукоряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Звуков всего семь. При помощи повторений в разных регистрах и различных сочетаний между собой образуется множество прекрасных мелодий.
Филяровская Мария 4б класс7-ка в музыке	Октава – расстояние между двумя звуками в семь ступеней. По-другому, ряд из

Слайд 13Филяровская Мария 4б класс

Сменим ноты цифрами
А знаете ли вы,

что не зная нот, но умея хорошо считать, можно играть

свои любимые мелодии. Для этого каждой ноте нужно присвоить цифру: до – 1, ре – 2, ми – 3, фа – 4, соль – 5, ля – 6, си – 7. Получится вот что! Песенка «Едет, едет паровоз» нотами звучит так: до-ре-ми-фа-соль-соль-соль,
до-ре-ми-фа-соль-соль-соль,
фа-фа-фа
ми-ми-ми
ре-ре-ре-ре
до-до-до
Заменим ноты цифрами, получим: 1-2-3-4-5-5-5
1-2-3-4-5-5-5
4-4-4
3-3-3
2-2-2-2
1-1-1
Филяровская Мария 4б классСменим ноты цифрами А знаете ли вы, что не зная нот, но умея хорошо

Слайд 14Филяровская Мария 4б класс

Считалка
Можно весело заниматься математикой, напевая песенку,

если произвести операцию сложения:
1+2+3+4+5+5+5+1+2+3+4+5+5+5+4+4+4+3+3+3+2+2+2+2+1+1+1=?
Играй песенки и считай:
«Чижик-пыжик»
3+1+3+1+4+3+2+5+5+5+6+7+1+3+1=?
«Английская песенка»
3+3+3+3+3+3+3+5+1+2+3+4+4+4+4+3+3+3+3+2+2+3+2+5=?
«Маленькая елочка»
5+3+3+5+3+3+5+4+3+2+1+6+1+6+5+3+3+5+4+3+2+1=?
Не правда

ли получившиеся из музыки математические примеры выглядят несущими в себе некоторую закономерность!
Филяровская Мария 4б классСчиталка 	Можно весело заниматься математикой, напевая песенку, если произвести операцию сложения:1+2+3+4+5+5+5+1+2+3+4+5+5+5+4+4+4+3+3+3+2+2+2+2+1+1+1=?	Играй песенки и считай:«Чижик-пыжик»	3+1+3+1+4+3+2+5+5+5+6+7+1+3+1=?«Английская

Слайд 15Филяровская Мария 4б класс

Заключение
Я считаю, что цель моей работы

достигнута, задачи выполнены. Изучение данной темы, на мой взгляд, может

быть продолжено, так как литературы о связи музыки и математики очень мало. Сравнивая музыку и математику, я сделал вывод, что математика, как наука может развиваться без музыки, а музыкальное искусство подчиняется многим законам математики и не может существовать без неё.
Филяровская Мария 4б классЗаключение 	Я считаю, что цель моей работы достигнута, задачи выполнены. Изучение данной темы, на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика