Слайд 3Цели урока:
Повторить понятие осевой и центральной симметрии.
Закрепить умение строить симметричные
точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
Познакомить учащихся
с симметрией в окружающей действительности.
Формировать у учащихся чувство прекрасного.
Слайд 4Симметрия является той идеей, посредством
которой человек на протяжении веков пытался
постичь
и создать порядок, красоту и совершенство.
Герман Вейль (немецкий
математик)
Слайд 5Симметрия - соразмерность, пропорциональность в
расположении частей чего-нибудь по обе
стороны от
середины, центра. (С.И.Ожегов)
Слайд 8Симметричность стихотворения.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и
летом стройная,
Зеленая была.
01010100
010101
01010100
010101
Слайд 16Симметрия относительно плоскости.
Слайд 18Симметричны ли данные фигуры относительно данной прямой?
Слайд 19Является ли прямая L осью симметрии?
Слайд 20Постройте фигуру, симметричную данной относительно данной прямой.
Слайд 21Практическое задание.
Вырежи из бумаги равносторонний и равнобедренный треугольники, квадрат, параллелограмм,
окружность. С помощью перегибания найдите их оси симметрии и центры
симметрии. Какая из этих фигур является «самой симметричной»?
Слайд 22Задача.
Построй окружность, симметричную данной относительно прямой L, если:
а) прямая L касается окружности;
б) прямая L
пересекает окружность в двух точках.
Слайд 23Задача.
Перечертите фигуры в тетрадь в масштабе 2:1 и проведите их
оси симметрии.
Слайд 24Задача.
Скопируй рисунок в тетрадь и построй отрезок, симметричный отрезку АВ
относительно точки О.
Слайд 25Задача.
Начерти на бумаге без клеток произвольный треугольник АВС. Построй треугольник,
симметричный треугольнику АВС:
а) относительно точки О, лежащей внутри треугольника АВС;
б)
относительно середины М стороны ВС;
в) относительно вершины А.
Слайд 26Задача.
Построй фигуры, симметричные сектору круга (а), и сегменту круга (б),
относительно точки О.
Слайд 27Задача.
Проведи на бумаге без клеток прямую L и ломаную АВСD,
которая пересекает прямую L:
а) в одной точке;
б) в двух точках. Построй фигуру, симметричную ломаной АВСD относительно прямой L.
Слайд 28Задача.
Точка О -центр симметрии шестиугольника АВСDКМ. Назовите точки, симметричные точкам
С, К, D,M. Какая фигура симметрична относительно точки О отрезку
ВО, треугольнику АОМ, четырехугольнику АОКМ, ломаной ВОDК, семиугольнику АВОСDКМ?
Слайд 29
Задача.
На рисунке изображена часть фигуры, центром симметрии которой является точка
О. Начертите эту фигуру в тетради.
Слайд 30Задача с практическим содержанием.
Перенеси рисунок в тетрадь и построй на
прямой L точку С так, чтобы длина ломаной АВС была
наименьшей.
Слайд 31Задача с практическим содержанием.
Пожарная машина должна как можно быстрее добраться
до горящего дома, заехав на реку за водой. Воспроизведи рисунок
и построй кратчайший путь пожарной машины.
Слайд 34Паркет из правильных треугольников.
Слайд 44Симметрия в кристаллографии.
Содержание
Слайд 45Симметрия, я гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю!
Ты в
Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в елочке, что у лесной
дорожки,
С тобою в дружбе и тюльпан, и роза,
И снежный рой – творение мороза.
Слайд 46
Домашнее задание.
1. Слово «СЕНО» имеет горизонтальную ось симметрии, а слово
«ШАЛАШ» вертикальную. Кроме того, слово «ШАЛАШ» является палиндромом- при чтении
его налево получается то же самое слово. Палиндромом также является предложение «аргентина манит негра».Придумайте свои примеры симметричных слов и палиндромов.
Слайд 47Домашнее задание.
2. Сколько плоскостей симметрии имеют:
а) прямоугольный параллелепипед,
б)
куб,
в) конус,
г)цилиндр,
д) шар.
Слайд 48Задание.
Имеют ли оси симметрии буквы:
Ф, А, М,
Б, В, О, Р, Н, П, Т, Г ?
Слайд 49Постройте фигуру симметричную данной относительно данной прямой.