Разделы презентаций


Презентация на тему Методы решения неравенств с одной переменной (типовые задания С3) - 1

Презентация на тему Презентация на тему Методы решения неравенств с одной переменной (типовые задания С3) - 1 из раздела Математика. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 58 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
(типовые задания С3) - 1Методы решения неравенствс одной переменнойМетодическая разработка Амачкиной А.А.МОУ СОШ №12, г. Балашиха, Московской
Текст слайда:

(типовые задания С3) - 1

Методы решения неравенств
с одной переменной

Методическая разработка Амачкиной А.А.
МОУ СОШ №12,
г. Балашиха, Московской области.


Слайд 2
1. Алгебраические методы решенияЕсли исходить из определения неравенства, в котором в обеих частях записаны выражения с переменной,
Текст слайда:

1. Алгебраические методы решения

Если исходить из определения неравенства, в котором в обеих частях записаны выражения с переменной, то при решении неравенств используют преобразования (возведение в четную или нечетную степень, логарифмирование, потенцирование), позволяющие привести неравенство к более простому виду. В процессе преобразований множество решений исходного неравенства либо не меняется, либо расширяется (можно получить посторонние решения), либо сужается (можно потерять решения). Поэтому важно знать, какие преобразования неравенства являются равносильными и при каких условиях.


Слайд 3
1.1. Сведение неравенства к равносильной системе или совокупности системКак правило, преобразования используют для того, чтобы в неравенстве
Текст слайда:

1.1. Сведение неравенства к равносильной системе или совокупности систем

Как правило, преобразования используют для того, чтобы в неравенстве освободиться от знаков корней, от знаков модуля, от степеней, от знаков логарифма. Поэтому ниже приведены схемы решения некоторых стандартных неравенств определенного вида. При этом отметим, что на практике некоторые цепочки преобразований делают короче, пропуская некоторые очевидные преобразования. Например, вместо длинной цепочки преобразований


Слайд 4
В общем случае, если решение неравенства не укладывается в стандартную схему, ход решения разбивают на несколько логически
Текст слайда:

В общем случае, если решение неравенства не укладывается в стандартную схему, ход решения разбивают на несколько логически возможных случаев.


Слайд 5
Пример 1. (МИОО, 2009). Решите неравенствоРешение. Так как x2 - 6x + 9 = (x-3)2 , то
Текст слайда:

Пример 1. (МИОО, 2009). Решите неравенство

Решение. Так как x2 - 6x + 9 = (x-3)2 , то область допустимых значений переменной x определяется условиями:

Исходное неравенство при полученных ограничениях для переменной x равносильно неравенству


Слайд 6
при x = 2 или x = 4 . Значит, с учетом полученных ранее ограничений, x =
Текст слайда:

при x = 2 или x = 4 . Значит, с учетом полученных ранее ограничений, x = 2 – решение, так как в этом случае левая часть неравенства (1) равна нулю.


Слайд 7
На числовой прямой Ox дано графическое представление решения последнего неравенства.Замечание. При решении неравенства 		использован метод интервалов. С
Текст слайда:

На числовой прямой Ox дано графическое представление решения последнего неравенства.

Замечание. При решении неравенства

использован метод интервалов.
С учетом полученных ранее ограничений записываем ответ.


Слайд 8
Пример 2. (МИЭТ, 2000). Решите неравенствоРешение. Выполняя равносильные преобразования данного неравенства, получим:
Текст слайда:

Пример 2. (МИЭТ, 2000). Решите неравенство

Решение. Выполняя равносильные преобразования данного неравенства, получим:


Слайд 9
Неравенства, содержащие иррациональные выраженияПриведем некоторые стандартные схемы для решения иррациональных неравенств, в которых используют возведение в натуральную
Текст слайда:

Неравенства, содержащие иррациональные выражения
Приведем некоторые стандартные схемы для решения иррациональных неравенств, в которых используют возведение в натуральную степень обеих частей неравенства.


Слайд 12
Пример 3. Решите неравенствоРешение. Если 2 - x > 0 или 2 - x = 0 ,
Текст слайда:

Пример 3. Решите неравенство

Решение. Если 2 - x > 0 или 2 - x = 0 , то исходное неравенство не выполняется, так как

Пусть 2 - x > 0 , тогда при возведении обеих частей неравенства в квадрат получим на ее области определения и при условии 2 - x > 0 равносильное неравенство.


Слайд 13
На рис. представлен способ графической интерпретации получения решения последней системы неравенств. В итоге получаем
Текст слайда:

На рис. представлен способ графической интерпретации получения решения последней системы неравенств. В итоге получаем


Слайд 14
Пример 4. (МИЭТ, 1999). Решите неравенствоРешение. Используя схему (6), получим, что данное неравенство равносильно совокупности двух систем:Для
Текст слайда:

Пример 4. (МИЭТ, 1999). Решите неравенство

Решение. Используя схему (6), получим, что данное неравенство равносильно совокупности двух систем:

Для системы (I) имеем:


Слайд 15
Первое неравенство системы (I) приводим к виду:На числовой прямой Ox дано графическое представление решения первого неравенства системы
Текст слайда:

Первое неравенство системы (I) приводим к виду:

На числовой прямой Ox дано графическое представление решения первого неравенства системы (I).


Слайд 16
Тогда решением системы (I) все значения Для системы (II) имеем:Следовательно, решением системы (II) будет Объединяя решения (I)
Текст слайда:

Тогда решением системы (I) все значения






Для системы (II) имеем:

Следовательно, решением системы (II) будет Объединяя решения (I) и (II), получаем ответ.


Слайд 17
При решении данного в примере 4 неравенства использован формальный переход к равносильной совокупности по схеме (6). Рассмотрим
Текст слайда:

При решении данного в примере 4 неравенства использован формальный переход к равносильной совокупности по схеме (6). Рассмотрим содержательную сторону этого перехода. Если , то обе части неравенства неотрицательны. После возведения в квадрат обеих частей неравенства получим на его области определения и при условии
равносильное не равенство, то есть систему неравенств


Слайд 18
Пусть x2-2x - 3 < 0. Так как			, то исходное неравенство выполняется на области его определения, т.е.
Текст слайда:

Пусть x2-2x - 3 < 0. Так как , то исходное неравенство выполняется на области его определения, т.е. получаем систему неравенств


Слайд 19
Пример 5. (МИОО, 2009). Решите неравенствоРешение. Выполняя равносильные переходы, получим
Текст слайда:

Пример 5. (МИОО, 2009). Решите неравенство

Решение. Выполняя равносильные переходы, получим


Слайд 20
На рис. представлена графическая интерпретация получения решения последней системы неравенств.
Текст слайда:

На рис. представлена графическая интерпретация получения решения последней системы неравенств.


Слайд 21
Пример 6. Решите неравенствоРешение. Обозначим					. Тогда выразим x = t 2 + 2 и приведем данное неравенство
Текст слайда:

Пример 6. Решите неравенство

Решение. Обозначим . Тогда выразим x = t 2 + 2 и приведем данное неравенство к виду

Так как t + 2 > 0, то получаем равносильное неравенство 2t 2 + 7 >t 2 + 4t + 4 или t 2 - 4t +3 > 0 при

Отсюда получаем


Слайд 22
Возвращаемся к переменной x :
Текст слайда:

Возвращаемся к переменной x :


Слайд 23
Пример 7. (МИЭТ, 2002). Решите неравенствоРешение. Область определения данного неравенства определяется условиями:Запишем исходное неравенство в следующем виде
Текст слайда:

Пример 7. (МИЭТ, 2002). Решите неравенство

Решение. Область определения данного неравенства определяется условиями:

Запишем исходное неравенство в следующем виде


Слайд 24
Так как на области определения исходного неравенства				, то, умножив обе части неравенства (*) на				 получим неравенство, равносильное
Текст слайда:

Так как на области определения исходного неравенства , то, умножив обе части неравенства (*) на получим неравенство, равносильное исходному:

Левая и правая части последнего неравенства неотрицательны при - 0,5


Слайд 25
На рис. представлена графическая интерпретация получения решения последней системы неравенств.С учетом условия - 0,5 < x <
Текст слайда:

На рис. представлена графическая интерпретация получения решения последней системы неравенств.

С учетом условия - 0,5 < x < 8 получаем ответ.


Слайд 26
Неравенства, содержащие показательные выраженияПриведем некоторые стандартные схемы для решения показательных неравенств, в которых используют логарифмирование обеих частей
Текст слайда:

Неравенства, содержащие показательные выражения

Приведем некоторые стандартные схемы для решения показательных неравенств, в которых используют логарифмирование обеих частей неравенства.


Слайд 27
В частности:
Текст слайда:

В частности:


Слайд 28
Пример 8. Решите неравенствоРешение. 1-й способ. Область допустимых значений переменной x определяется условием:При допустимых значениях переменной преобразуем
Текст слайда:

Пример 8. Решите неравенство

Решение. 1-й способ. Область допустимых значений переменной x определяется условием:

При допустимых значениях переменной преобразуем левую часть данного неравенства


Слайд 29
Получаем неравенство2-й способ. Так както, используя схему (12), получаем:
Текст слайда:

Получаем неравенство

2-й способ. Так как

то, используя схему (12), получаем:


Слайд 30
Замечание. При решении неравенства log2(x2-1)
Текст слайда:

Замечание. При решении неравенства log2(x2-1)<0
использована стандартная схема решения логарифмических неравенств (см. раздел неравенства, содержащие логарифмические выражения»).


Слайд 31
Пример 9. Решите неравенство (x2 + x +1)x
Текст слайда:

Пример 9. Решите неравенство (x2 + x +1)x <1.
Решение. Приведем неравенство к виду
(x2 + x +1) x < (x2+x +1)0 и воспользуемся схемой (9).

Решим систему (1) полученной совокупности:

Решим систему (2) совокупности:


Слайд 32
При решении данного неравенства использован формальный переход к равносильной совокупности по схеме (9). Рассмотрим содержательную сторону этого
Текст слайда:

При решении данного неравенства использован формальный переход к равносильной совокупности по схеме (9). Рассмотрим содержательную сторону этого перехода. Выражение (x2 + x +1)x положительно, так как x2 + x +1 > 0 при всех значениях x э R . Прологарифмируем обе части данного неравенства

lg(x2 + x +1)x < lg1 x lg(x2 + x +1) <0


Слайд 34
Неравенства, содержащие логарифмические выраженияПриведем некоторые стандартные схемы для решения логарифмических неравенств, в которых используют потенцирование обеих частей
Текст слайда:

Неравенства, содержащие логарифмические выражения

Приведем некоторые стандартные схемы для решения логарифмических неравенств, в которых используют потенцирование обеих частей неравенства.

В частности:
● Если число a >1, то


Слайд 35
● Если число 0 < a < 1, тоВ частности:● Если число a >1, то● Если число
Текст слайда:

● Если число 0 < a < 1, то

В частности:
● Если число a >1, то

● Если число 0 < a < 1, то


Слайд 36
Пример 10. Решите неравенствоlog0.1(x2+x-2)>log0.1(x+3)Решение. Так как основание 0,1 логарифмов, стоящих в обеих частях неравенства, удовлетворяют условию 0
Текст слайда:

Пример 10. Решите неравенство
log0.1(x2+x-2)>log0.1(x+3)

Решение. Так как основание 0,1 логарифмов, стоящих в обеих частях неравенства, удовлетворяют условию
0 < 0,1 < 1, то, используя схему (19), получаем, что данное неравенство равносильно системе

На рис. представлена графическая интерпретация получения решения последней системы неравенств.


Слайд 37
Пример 11. (МИОО, 2009). Решите неравенствоРешение. Выполняя равносильные переходы, получим, что данное неравенство равносильно следующей системе неравенствВ
Текст слайда:

Пример 11. (МИОО, 2009). Решите неравенство

Решение. Выполняя равносильные переходы, получим, что данное неравенство равносильно следующей системе неравенств

В соответствии со схемой (17) для решения необходимо рассмотреть только случай, когда основание больше единицы, поэтому полученная система равносильна следующей


Слайд 38
На рис. представлена графическая интерпретация получения решения последней системы неравенств.
Текст слайда:

На рис. представлена графическая интерпретация получения решения последней системы неравенств.


Слайд 39
Пример 12. (ЕГЭ 2010). Решите неравенствоРешение. В соответствии с определением логарифма, входящие в неравенство выражения имеют смысл
Текст слайда:

Пример 12. (ЕГЭ 2010). Решите неравенство

Решение. В соответствии с определением логарифма, входящие в неравенство выражения имеют смысл при выполнении условий:


Слайд 40
Так как при допустимых значениях переменной x по свойствам логарифма справедливы равенства:то исходное неравенство приводится к видуПоследнее
Текст слайда:

Так как при допустимых значениях переменной x по свойствам логарифма справедливы равенства:

то исходное неравенство приводится к виду

Последнее неравенство равносильно совокупности двух систем на множестве


Слайд 41
С учетом области определения данного неравенстваполучаем ответ.
Текст слайда:

С учетом области определения данного неравенства

получаем ответ.


Слайд 42
Неравенства, содержащие выражения с модулямиПример 13. (МИЭТ, 2002). Решите неравенствоРешение. Данное неравенство равносильно совокупности двух систем:
Текст слайда:

Неравенства, содержащие выражения с модулями

Пример 13. (МИЭТ, 2002). Решите неравенство

Решение. Данное неравенство равносильно совокупности двух систем:


Слайд 44
Приведем некоторые стандартные схемы для решения неравенств с модулями, которые опираются на определение модуля, его геометрический смысл
Текст слайда:

Приведем некоторые стандартные схемы для решения неравенств с модулями, которые опираются на определение модуля, его геометрический смысл и свойства.


Слайд 45
Пример 14. Решите неравенствоРешение. Используя схему (20) получаем, что данное неравенство равносильно системе неравенствили после приведения подобных
Текст слайда:

Пример 14. Решите неравенство

Решение. Используя схему (20) получаем, что данное неравенство равносильно системе неравенств

или после приведения подобных членов


Слайд 46
Пример 15. Решите неравенствоРешение. Данное неравенство равносильно следующемуИспользуя схему (23), получаем, что это неравенство, а значит и
Текст слайда:

Пример 15. Решите неравенство

Решение. Данное неравенство равносильно следующему

Используя схему (23), получаем, что это неравенство, а значит и исходное, равносильно совокупности неравенств


Слайд 47
Пример 16. Решите неравенствоРешение. Используя схему (22), получаем, что данное неравенство равносильно совокупности неравенствИспользуя схемы (20) и
Текст слайда:

Пример 16. Решите неравенство

Решение. Используя схему (22), получаем, что данное неравенство равносильно совокупности неравенств

Используя схемы (20) и (22), получаем, что эта совокупность равносильна следующей.


Слайд 48
Для решения неравенств вида:где символ \/ заменяет один из знаков неравенств:				 применяют метод промежутков. Для этого находят
Текст слайда:

Для решения неравенств вида:

где символ \/ заменяет один из знаков неравенств: применяют метод промежутков. Для этого находят ОДЗ неравенства, определяют точки разрыва функций f1(x), f2(x), ……, fn(x) и находят корни совокупности уравнений


Слайд 49
На каждом из промежутков, на которые найденные точки разбивают ОДЗ, функции, стоящие под знаком модуля, имеют постоянный
Текст слайда:

На каждом из промежутков, на которые найденные точки разбивают ОДЗ, функции, стоящие под знаком модуля, имеют постоянный знак. Поэтому исходное неравенство на каждом промежутке заменяется на неравенство, не содержащее знаков абсолютной величины и равносильное исходному.

Пример 17. Решите неравенство

Решение. Решением совокупности

являются числа 1 и 2.

Эти числа разбивают числовую прямую на три промежутка


Слайд 50
Освобождаясь от знаков модулей, с учетом знаков выражений под знаком модуля решим данное неравенство на каждом из
Текст слайда:

Освобождаясь от знаков модулей, с учетом знаков выражений под знаком модуля решим данное неравенство на каждом из этих промежутков

+

_

Если x<1, то исходное неравенство равносильно неравенству - x +1- x + 2 > 3 + x , x < 0 . Получаем, что x < 0 есть решение исходного неравенства на рассматриваемом промежутке.
Если , то исходное неравенство равносильно неравенству x -1- x + 2 > 3+ x , x <-2 . Следовательно, на этом промежутке решений нет.


Слайд 51
Если		, то исходное неравенство равносильно неравенствуx -1+ x - 2 > 3+ x , x > 6
Текст слайда:

Если , то исходное неравенство равносильно неравенству
x -1+ x - 2 > 3+ x , x > 6 .
Получаем, что x > 6 есть решение исходного уравнения на рассматриваемом
промежутке.
Объединяя полученные решения, запишем ответ.


Слайд 52
Расщепление неравенствЕсли левая часть неравенства представляет собой произведение двух выражений, а правая часть равна нулю, то схема
Текст слайда:

Расщепление неравенств

Если левая часть неравенства представляет собой произведение двух выражений, а правая часть равна нулю, то схема решения неравенства опирается на правило знаков при умножении (делении) положительных или отрицательных чисел.


Слайд 54
Пример 18. Решите неравенствоРешение. Приведем данное неравенство к следующему виду:В соответствии со схемой полученное неравенство равносильно совокупности
Текст слайда:

Пример 18. Решите неравенство

Решение. Приведем данное неравенство к следующему виду:

В соответствии со схемой полученное неравенство равносильно совокупности систем (I) и (II):


Слайд 55
Решим каждое неравенство системы (I).Для неравенства (1) имеем:Для неравенства (2) имеем:
Текст слайда:

Решим каждое неравенство системы (I).
Для неравенства (1) имеем:

Для неравенства (2) имеем:


Слайд 56
Значит все значения x принадлежат (0; 1] – решения системы (I).Найдем решение системы (II). Для неравенства (3),
Текст слайда:

Значит все значения x принадлежат (0; 1] – решения системы (I).
Найдем решение системы (II). Для неравенства (3), используя решение (1), имеем:


Слайд 57
Значит все значения		– решения системы (II).Объединяя решения систем (I) и (II), получаем ответ.Для неравенства (4), используя решение
Текст слайда:

Значит все значения – решения системы (II).
Объединяя решения систем (I) и (II), получаем ответ.

Для неравенства (4), используя решение (2) и учитывая ограничения

имеем:


Слайд 58
Используемая литература:Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Методы решения неравенств с одной переменной.
Текст слайда:


Используемая литература:
Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Методы решения неравенств с одной переменной.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика