Разделы презентаций


Организация поисковой и рефлексивной деятельности учащихся при решении планиметрических задач

Содержание

Задание 1 1) Изобразите фигуры, участвующие в задаче, и нанесите на рисунок все данные: Хорда АВ и диаметр MN одной и той же окружности не пересекаются, а точка пересечения прямых АМ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ И РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Директор гимназии

№ 3, Заслуженный учитель России Т.Ю.Пупанова,
доктор педагогических наук. заведующий кафедрой

МОМ и ИТ И.Е. Малова,
Брянск, 2010
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ И РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Директор гимназии № 3, Заслуженный учитель России

Слайд 2Задание 1
1) Изобразите фигуры, участвующие в задаче, и нанесите

на рисунок все данные: Хорда АВ и диаметр MN одной

и той же окружности не пересекаются, а точка пересечения прямых АМ и ВN равноудалена от концов хорды АВ на расстояние 3. Найдите радиус окружности, если ∠АNМ = 30° (С.89, вариант 1, С4).

Попробуйте в течение 5 минут обнаружить способ решения задачи

Получилось!


Почему?

Не получилось…


Что делать?

Задание 1 1) Изобразите фигуры, участвующие в задаче, и нанесите на рисунок все данные: Хорда АВ и

Слайд 32) Ответьте на вопросы: “Какие фигуры образовались на чертеже?”, “Что

о них известно?”, “Что можно найти по данным задачи?”, заполнив

схему 1. Нанесите обнаруженные данные на рисунок

Какие фигуры образовались на чертеже?





Что известно о данных фигурах?





Схема 1

Что можно найти по данным задачи?


Δ АКВ

Δ МАN

Вписанные углы ∠АNМ, ∠АВN, …

Секущие КМ и КN

Равноб, КВ = 3

Прям-й, ∠А = 90°, ∠N = 30°

∠АNМ = 30°, ∠АВN = =½ ∪АМN

∠АКN =
=½ (∪МN – ∪АВ)

∠АМN = 60°,
АМ = ½ МN

60°

∪АМ = 60°,
∠АВN = ½ (60° + 180) = 120°

120°

60°

60°

АВ ⎜⎟ МN


Перестроить чертеж

Составьте план решения задачи

тема

2) Ответьте на вопросы: “Какие фигуры образовались на чертеже?”, “Что о них известно?”, “Что можно найти по

Слайд 4Рассмотрите еще один способ доказательства того, что
треугольник МКN

– равносторонний.
В Δ МКN проведена высота NА. Из соображений симметрии,

выполним дополнительное построение, соединив точки М и В.

Аналогично тому, что NА высота, можно доказать, что МВ – высота Δ МКN.
Из планиметрии известно, что треугольник, образованный основаниями двух высот остроугольного треугольника и его вершиной, подобен данному. Значит, Δ МКN подобен ΔАКВ. По условию ΔАКВ равнобедренный, значит, Δ МКN – равнобедренный. Но в Δ МКN угол АМN = 600, значит, Δ МКN – равносторонний.

Рассмотрите еще один способ доказательства того, что треугольник МКN – равносторонний.В Δ МКN проведена высота NА. Из

Слайд 5Задание 2
1). Изобразите фигуры, участвующие в задаче, и нанесите

на рисунок все данные: Четырехугольник МNРК вписан в окружность, его

диагонали пересекаются в точке А. Найдите АР, если NР = 6; МА = 9 и МР – биссектриса угла NМК и в четырехугольник МNРК можно вписать окружность (С.96, вариант 4, С4)

Рис.2 а

Попробуйте в течение 5 минут обнаружить способ решения задачи

Получилось!


Почему?

Не получилось…


Что делать?

Проанализируем способ организации поиска

?

Задание 2 1). Изобразите фигуры, участвующие в задаче, и нанесите на рисунок все данные: Четырехугольник МNРК вписан

Слайд 6Рис. 2б
1.Четырехугольник MNPK можно вписать в окружность

2. Диагонали пересекаются в

точке А
3. МР – биссектриса угла NMK
4. В четырехугольник можно

вписать окружность

Что можно узнать из
данного условия?

Что можно узнать из полученного условия?

5.Суммы противополож-ных углов равны 1800

13. Учитывая условие 12,
∠1 + ∠3 = 900 , значит,
∠N =900

6. Можно использовать свойство секущих: NA∙AK = MA∙AP

7. ˘ NP = ˘PK

8. Можно использовать свойство биссектр.
∆ МNК:
NA:AK= MN: MK

10. NP = PK(равные дуги стягивают равные хорды),
PK = 6, ∆NPK - равнобедренный

9. Можно использовать свойство описанного четырехугольника: NP + MK = MN + PK

11. Учитывая усл.10,
MK = MN,∆ MNK- равнобедренный.

12. Учитывая усл. 3, МА – высота и медиана ∆ MNK. Надо изменить рис.

Рис. 2б1.Четырехугольник MNPK можно вписать в окружность2. Диагонали пересекаются в точке А3. МР – биссектриса угла NMK4.

Слайд 7Задание 3
1). Изобразите фигуры, участвующие в задаче, и нанесите

на рисунок все данные: В треугольнике АВС проведена медиана АМ.

Известно, что АВ = 7, АС = 5, АМ = 2. Чему равны площади частей, на которые медиана делит треугольник? (С.103, вариант 7, С4).

Попробуйте в течение 5 минут обнаружить способ решения задачи

Получилось!


Почему?

Не получилось…


Что делать?

Проанализируем способ организации поиска

Задание 3 1). Изобразите фигуры, участвующие в задаче, и нанесите на рисунок все данные: В треугольнике АВС

Слайд 8В треугольнике АВС проведена медиана АМ. Известно, что АВ =

7, АС = 5, АМ = 2. Чему равны площади

частей, на которые медиана делит треугольник? (С.103, вариант 7, С4).

Нужно знать площадь всего треугольника, т.к. части, на которые медиана делит тр-к, равновелики

Что нужно знать, чтобы найти площадь всего треугольника, зная две его стороны?

Нужно знать длину третьей стороны или угол между ними.

Зная две стороны и медиану, проведенную к третьей стороне, найти третью сторону.

Зная три стороны треугольника, найдите его площадь.


3. Зная площадь треугольника, найти площади частей, на которые делит медиана треугольник, учитывая, что части равновелики.

В треугольнике АВС проведена медиана АМ. Известно, что АВ = 7, АС = 5, АМ = 2.

Слайд 9Стандартное дополнительное построение: продолжить медиану на свою длину
Сумма квадратов диагоналей

равна сумме квадратов всех его сторон
1
2
3

Стандартное дополнительное построение: продолжить медиану на свою длинуСумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов всех его сторон123

Слайд 10Задание 4


Поскольку величина

не является привычной, обозначьте

ее какой-нибудь буквой и временно отбросьте. Изобразите фигуры, участвующие в задаче без этой величины, и нанесите на рисунок оставшиеся данные. Выясните свойства треугольника, у которого высота и медиана, проведенные из одной и той же вершины треугольника, делят его угол на три равные части ( №349, уч-к Л.С.Атанасян, 7 – 9 кл), отвечая на вопросы: “Какие фигуры образовались на чертеже?”, “Что о них известно?”, “Что можно узнать по данным задачи?”, “Что можно узнать по полученным условиям?”. (Вопросы и ответы занесите в таблицу).

Задание 4 Поскольку величина             не

Слайд 11В треугольнике АВС высота СН и медиана СК делят угол

АСВ на три равных угла. Длина отрезка СО, где О

– центр вписанной окружности, равна . Найдите площадь треугольника АВС.

Попробуйте обнаружить способ решения задачи


∆ АСК

∆ НСВ

Вывод: если в треугольнике высота и медиана, проведенные из одной вершины, делят угол на три равные части, то…

1. СН – биссектриса и высота

2. ∆ АСК- равнобедренный, СН - медиана

3. ∆НСВ – прямоугольный, СК – биссектриса; КВ в два раза больше КН

4. Можно исп. св-во биссектрисы. Тогда СВ в 2 раза больше СН, значит, ∠СВН = 300

5. Тогда ∠НСВ = 600,а, значит, ∠НСК = ∠КСВ = 300

6. Тогда ∠АСВ = 900, т.е.∆ АСВ- прямоугольный

треугольник является прямоугольным и в нем острые углы 300 и 600.

В треугольнике АВС высота СН и медиана СК делят угол АСВ на три равных угла. Длина отрезка

Слайд 12В треугольнике АВС высота СН и медиана СК делят угол

АВС на три равных угла. Длина отрезка СО, где О

– центр вписанной окружности, равна . Найдите площадь треугольника АВС.




О

В треугольнике АВС высота СН и медиана СК делят угол АВС на три равных угла. Длина отрезка

Слайд 13Учитель высшей категории СОШ №3
г. Стародуба И.А. Коваленко

г.Стародуб
2010
Задачи

про вневписанную окружность

Учитель высшей категории СОШ №3 г. Стародуба И.А. Коваленко г.Стародуб2010Задачи про вневписанную окружность

Слайд 14


А
В
С
О1
О2
О3


Определение. Окружность, касающаяся одной стороны треугольника и продолжений двух других

его сторон, называется вневписанной.

Теорема. Центр вневписанной окружности лежит на пересечении

биссектрис внешних углов при вершинах касаемой стороны и биссектрисы угла при третьей вершине.




АВСО1О2О3Определение. Окружность, касающаяся одной стороны треугольника и продолжений двух других его сторон, называется вневписанной.Теорема. Центр вневписанной окружности

Слайд 15
1. Прочитайте задачу. Найдите произведение радиусов вневписанных окружностей треугольника со

сторонами 4, 5, 6. (с.125, вариант 15, С4). Изобразите фигуры,

участвующие в задаче, и нанесите на рисунок все данные.

Попробуйте в течение 5 минут обнаружить способ решения задачи

Получилось!


Почему?

Не получилось…


Что делать?

Задание5

Проверьте, все ли данные нанесены на чертеж

6

5

4

1. Прочитайте задачу. Найдите произведение радиусов вневписанных окружностей треугольника со сторонами 4, 5, 6. (с.125, вариант 15,

Слайд 16
Составить уравнение помогает прием: выразить площадь одной и той же

фигуры двумя способами




А
В
С
О1
О2
О3
Р1
К1
К2
К3
4
6
5



r1
r2
r3
Задание5
1. Прочитайте задачу. Найдите произведение радиусов вневписанных окружностей

треугольника со сторонами 4,5,6. (с.125, вариант 15, С4)


Выполните стандартное дополнительное построение: центр вписанной (вневписанной) в треугольник окружности соедините с точками касания.

Какие фигуры образовались на чертеже?

Выполните еще одно стандартное дополнительное построение: центр вписанной (вневписанной) в треугольник окружности соедините с вершинами треугольника.

Что о них известно или может быть найдено?

Составьте план решения задачи




Данные задачи расположены разрозненно, поэтому выполняют дополнительные построения

Достаточно ли в них данных, чтобы провести вычисления?

Как поступают в этом случае?

Площадь какой фигуры можно выразить двумя способами?

План:
1. Выразить S АО1ВС как сумму верхнего и нижнего тр-ка и как сумму левого и правого тр-ка ⇒ r1.
2. Найти анал-но r2 и r3.
3. Ответить на вопрос задачи

Составить уравнение помогает прием: выразить площадь одной и той же фигуры двумя способамиАВСО1О2О3Р1К1К2К3465r1r2r3Задание51. Прочитайте задачу. Найдите произведение

Слайд 17Задание 6
Прочитайте задачу: Прямая отсекает от сторон прямого угла отрезки

3 и 4. Найдите радиус окружности, касающейся этой прямой и

сторон угла. Изобразите фигуры, участвующие в задаче, и нанесите на рисунок все данные.



С

А

В


О1

К

G

L

F

E

M


Сравните свой рисунок с предложенным

4

3


О

Какие фигуры образовались на чертеже?

?

?

Задание 6Прочитайте задачу: Прямая отсекает от сторон прямого угла отрезки 3 и 4. Найдите радиус окружности, касающейся

Слайд 18


С
В

О1
К
G
F
E
M

4

О
?
?
3
А
L
План решения задачи
1. Найти площадь и полупериметр тр-ка АВС ⇒

радиус вписанной окружности.
2. Используя метод площадей, найти радиус вневписанной окружности.
3.

Ответить на вопрос задачи.

Случай 1

∆ АВС

Окр.
(О1; r =О1К)

2.Вписанная в ∆АВС.

3.Формула связи между площадью тр-ка и радиусом вписанной окр.

1.Прямоугольный,
<С = 900, АС=3,ВС=4

4. АВ = 5 по теореме Пифагора

5

5. Учитывая 4, SАВС; р

6. Учитывая 3 и 5,
r = S∆/p

Случай 2

Составьте план решения задачи

Данные задачи расположены разрозненно, поэтому выполняют стандартные дополнительные построения

Достаточно ли данных, чтобы провести вычисления?

Как поступают в этом случае?

Составить уравнение помогает метод площадей: выразить площадь известного треугольника как сумму или разность площадей нескольких треугольников, основаниями которых являются стороны известного треугольника

СВО1КGFEM4О??3АLПлан решения задачи1. Найти площадь и полупериметр тр-ка АВС ⇒ радиус вписанной окружности.2. Используя метод площадей, найти

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика