№ 3, Заслуженный учитель России Т.Ю.Пупанова,
доктор педагогических наук. заведующий кафедрой
МОМ и ИТ И.Е. Малова,Брянск, 2010
Попробуйте в течение 5 минут обнаружить способ решения задачи
Получилось!
Почему?
Не получилось…
Что делать?
Какие фигуры образовались на чертеже?
Что известно о данных фигурах?
Схема 1
Что можно найти по данным задачи?
Δ АКВ
Δ МАN
Вписанные углы ∠АNМ, ∠АВN, …
Секущие КМ и КN
Равноб, КВ = 3
Прям-й, ∠А = 90°, ∠N = 30°
∠АNМ = 30°, ∠АВN = =½ ∪АМN
∠АКN =
=½ (∪МN – ∪АВ)
∠АМN = 60°,
АМ = ½ МN
60°
∪АМ = 60°,
∠АВN = ½ (60° + 180) = 120°
120°
60°
60°
АВ ⎜⎟ МN
Перестроить чертеж
Составьте план решения задачи
тема
Аналогично тому, что NА высота, можно доказать, что МВ – высота Δ МКN.
Из планиметрии известно, что треугольник, образованный основаниями двух высот остроугольного треугольника и его вершиной, подобен данному. Значит, Δ МКN подобен ΔАКВ. По условию ΔАКВ равнобедренный, значит, Δ МКN – равнобедренный. Но в Δ МКN угол АМN = 600, значит, Δ МКN – равносторонний.
Рис.2 а
Попробуйте в течение 5 минут обнаружить способ решения задачи
Получилось!
Почему?
Не получилось…
Что делать?
Проанализируем способ организации поиска
?
Что можно узнать из
данного условия?
Что можно узнать из полученного условия?
5.Суммы противополож-ных углов равны 1800
13. Учитывая условие 12,
∠1 + ∠3 = 900 , значит,
∠N =900
6. Можно использовать свойство секущих: NA∙AK = MA∙AP
7. ˘ NP = ˘PK
8. Можно использовать свойство биссектр.
∆ МNК:
NA:AK= MN: MK
10. NP = PK(равные дуги стягивают равные хорды),
PK = 6, ∆NPK - равнобедренный
9. Можно использовать свойство описанного четырехугольника: NP + MK = MN + PK
11. Учитывая усл.10,
MK = MN,∆ MNK- равнобедренный.
12. Учитывая усл. 3, МА – высота и медиана ∆ MNK. Надо изменить рис.
Попробуйте в течение 5 минут обнаружить способ решения задачи
Получилось!
Почему?
Не получилось…
Что делать?
Проанализируем способ организации поиска
Нужно знать площадь всего треугольника, т.к. части, на которые медиана делит тр-к, равновелики
Что нужно знать, чтобы найти площадь всего треугольника, зная две его стороны?
Нужно знать длину третьей стороны или угол между ними.
Зная две стороны и медиану, проведенную к третьей стороне, найти третью сторону.
Зная три стороны треугольника, найдите его площадь.
3. Зная площадь треугольника, найти площади частей, на которые делит медиана треугольник, учитывая, что части равновелики.
Попробуйте обнаружить способ решения задачи
∆ АСК
∆ НСВ
Вывод: если в треугольнике высота и медиана, проведенные из одной вершины, делят угол на три равные части, то…
1. СН – биссектриса и высота
2. ∆ АСК- равнобедренный, СН - медиана
3. ∆НСВ – прямоугольный, СК – биссектриса; КВ в два раза больше КН
4. Можно исп. св-во биссектрисы. Тогда СВ в 2 раза больше СН, значит, ∠СВН = 300
5. Тогда ∠НСВ = 600,а, значит, ∠НСК = ∠КСВ = 300
6. Тогда ∠АСВ = 900, т.е.∆ АСВ- прямоугольный
треугольник является прямоугольным и в нем острые углы 300 и 600.
О
Попробуйте в течение 5 минут обнаружить способ решения задачи
Получилось!
Почему?
Не получилось…
Что делать?
Задание5
Проверьте, все ли данные нанесены на чертеж
6
5
4
Выполните стандартное дополнительное построение: центр вписанной (вневписанной) в треугольник окружности соедините с точками касания.
Какие фигуры образовались на чертеже?
Выполните еще одно стандартное дополнительное построение: центр вписанной (вневписанной) в треугольник окружности соедините с вершинами треугольника.
Что о них известно или может быть найдено?
Составьте план решения задачи
Данные задачи расположены разрозненно, поэтому выполняют дополнительные построения
Достаточно ли в них данных, чтобы провести вычисления?
Как поступают в этом случае?
Площадь какой фигуры можно выразить двумя способами?
План:
1. Выразить S АО1ВС как сумму верхнего и нижнего тр-ка и как сумму левого и правого тр-ка ⇒ r1.
2. Найти анал-но r2 и r3.
3. Ответить на вопрос задачи
С
А
В
О1
К
G
L
F
E
M
Сравните свой рисунок с предложенным
4
3
О
Какие фигуры образовались на чертеже?
?
?
Случай 1
∆ АВС
Окр.
(О1; r =О1К)
2.Вписанная в ∆АВС.
3.Формула связи между площадью тр-ка и радиусом вписанной окр.
1.Прямоугольный,
<С = 900, АС=3,ВС=4
4. АВ = 5 по теореме Пифагора
5
5. Учитывая 4, SАВС; р
6. Учитывая 3 и 5,
r = S∆/p
Случай 2
Составьте план решения задачи
Данные задачи расположены разрозненно, поэтому выполняют стандартные дополнительные построения
Достаточно ли данных, чтобы провести вычисления?
Как поступают в этом случае?
Составить уравнение помогает метод площадей: выразить площадь известного треугольника как сумму или разность площадей нескольких треугольников, основаниями которых являются стороны известного треугольника
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть