Разделы презентаций


Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных

Содержание

Генеалогический метод изучения наследственности основан на составлении родословных, по которым можно проследить особенности наследования признаков.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных
Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа № 8
Автор: Шевцова Е.А.
Учитель биологии и химии
г.о.г.

Кулебаки
Подготовка к ЕГЭ.  Решение генетических задач по схемам родословныхМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 8Автор: Шевцова

Слайд 2
Генеалогический метод изучения наследственности основан на составлении родословных, по которым

можно проследить особенности наследования признаков.

Генеалогический метод изучения наследственности основан на составлении родословных, по которым можно проследить особенности наследования признаков.

Слайд 3Примеры заданий
2007 ЕГЭ
По родословной ,

представленной на рисунке, установите характер наследования признака , выделенного черным

цветом ( доминантный или рецессивный .сцепленный или не сцеплен с полом ) ,генотипы родителей и детей в первом и во втором поколении.

2017 ЕГЭ

Ответ задачи : аутосомный рецессивной признак.

Примеры заданий2007 ЕГЭ    По родословной , представленной на рисунке, установите характер наследования признака ,

Слайд 4Символы, применяемые при составлении родословных
Лицо, в отношении которого составляют

родословную, называют пробандом, а его братьев и сестер пробанда называют

сибсами.
Символы, применяемые при составлении родословных Лицо, в отношении которого составляют родословную, называют пробандом, а его братьев и

Слайд 5Правила составления родословных

 

Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на

своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной -

арабскими.
2. Составление родословной начинают от пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола - квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева на­ право), соединив их графическим коромыслом.
4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства.
6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек.
8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда.
9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной).
10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.
 
Правила составления родословных Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а

Слайд 6Пример родословной

Пример родословной

Слайд 71.Составление схемы родословной


Пример 1.
Пробанд страдает гемофилией.У его матери и
отца

нормальная свертываемость крови ,у дедушки со стороны матери гемофилия, а

бабушка здорова,дети пробанда : две дочери и сын с нормальной свертываемостью крови, другой сын страдает гемофилией. В семье отца больных гемофилией нет .

Пример 2.
Пробанд дальтоник , имеет с материнской стороны бабушку с нормальным зрением и дедушку дальтоника. Мать пробанда - дальтоник. Отец имеет нормальное зрение .

Пример 3.По описанию составить генеалогическое древо А.С.Пушкина.
1.Составление схемы родословнойПример 1.Пробанд страдает гемофилией.У его матери и отца нормальная свертываемость крови ,у дедушки со стороны

Слайд 82.Решение задач на моногибридное
скрещивание и составление родословных




Пример 1.
Смуглокожая

женщина, мать которой имела светлую кожу. Выходит замуж за светлокожего

мужчину, отец которого имел смуглую кожу, а мать- светлую.Каких детей можно ожидать от этого брака , если смуглый цвет кожи- доминантный признак.
Пример 2.
В брак вступают мужчина и женщина с монголоидным типом лица.
Известно , что мать женщины имела европеоидный тип глаз , а родители мужчины- моголоидный тип глаз. Монголоидный тип глаз доминирует над европеоидным. Определите возможный генотип мужчины и генотипы детей.
3.Анализ родословных



2.Решение задач на моногибридное скрещивание и составление родословных Пример 1.Смуглокожая женщина, мать которой имела светлую кожу. Выходит

Слайд 9 1.Аутосомно-доминантный тип наследования.

1. Больные встречаются в каждом поколении.

2. Болеют

в равной степени и мужчины, и женщины.

3. Больной ребенок рождается

у больных родителей с вероятностью 100%, если они гомозиготны, 75%, если они гетерозиготны.

4.Вероятность
Рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%.

Особенности разных типов наследования

Полидактилия
Веснушки
Курчавые волосы
Карий цвет глаз

1.Аутосомно-доминантный тип наследования.1. Больные встречаются в каждом поколении.2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины.3.

Слайд 10Аутосомно-рецессивный тип наследования
1. Больные встречаются не в каждом поколении.

2. Болеют

в равной степени и мужчины, и женщины.

3. Вероятность рождения больного

ребенка у здоровых родителей 25%, если они гетерозиготны; 0%, если они оба, или один из них, гомозиготны по доминантному гену.

4. У здоровых родителей больной ребенок

5. Часто проявляется при близкородственных браках.

Фенилкетонурия
Серповидно- клеточная анемия
Голубой цвет глаз

Аутосомно-рецессивный тип наследования1. Больные встречаются не в каждом поколении.2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины.3.

Слайд 11Сцепленный с X-хромосомой (с полом) доминантный тип

наследования
1. Больные встречаются в каждом поколении.

2. Болеют в большей степени

женщины.

3. Если отец болен, то все его дочери больны.

4. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если мать гомозиготна; 75%, если мать гетеро­зиготна.

5. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%.

Особая форма рахита.

Сцепленный с X-хромосомой   (с  полом) доминантный тип наследования1. Больные встречаются в каждом поколении.2. Болеют

Слайд 12Сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования.
1. Больные встречаются

не в каждом поколении.

2. Болеют, в основном, мужчины.

3.У здоровых родителей

больные дети.

4. Вероятность рождения больного мальчика у здоровых родителей 25%, больной девочки—0%.

Гемофилия
Дальтонизм анемия, Мышечная дистрофия

Сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования.1. Больные встречаются не в каждом поколении.2. Болеют, в основном,

Слайд 13Голандрический тип наследования (Y-сцепленное наследование)
1. Больные встречаются в каждом поколении.

2.

Болеют только мужчины.

3. Если отец болен, то все его сыновья

больны.

4. Вероятность рождения больного мальчика у больного отца равна 100%.



Ихтиоз
Обволошенность наружных слуховых проходов и средних фаланг пальцев,
Перепонки между пальцами на ногах

Голандрический тип наследования (Y-сцепленное наследование)1. Больные встречаются в каждом поколении.2. Болеют только мужчины.3. Если отец болен, то

Слайд 14Ограниченные полом наследования
1.Проявляется только у мужчин в последующих поколениях, в

том числе и у гетерозиготных;

2.У гетерозиготных женщин признак не проявляется,

но может передаваться сыну
Ограниченные полом наследования1.Проявляется только у мужчин в последующих поколениях, в том числе и у гетерозиготных;2.У гетерозиготных женщин

Слайд 153.Задачи на определение типа наследования




1.Определить тип наследования признаков.
Ответ задачи №

1 : сцепленный с полом рецессивнй тип наследования.
Ответ задачи №

2:родословная голандрического типа наследования
3.Задачи на определение типа наследования1.Определить тип наследования признаков.Ответ задачи № 1 : сцепленный с полом рецессивнй тип

Слайд 16Этапы решения задачи
Определите тип наследования признака - доминантный или

рецессивный.


Ответьте на вопросы:

Признак встречается во всех поколениях или нет?

Часто ли признак встречается у членов родословной?

Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется?

Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают?

Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей?
Этапы решения задачи Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный.

Слайд 172. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом.
Ответьте на вопросы:
Как

часто встречается признак у лиц обоих полов (если встречается редко,

то лица какого пола несут его чаще)?
Лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак?

3.Выясните формулу расщепления потомков в одном поколении.
4. Исходя из анализа, определите генотипы всех членов родословной.

2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом.Ответьте на вопросы:Как часто встречается признак у лиц обоих полов

Слайд 18Задача №1
Рассмотрите схему родословной.
Исходя из схемы составьте условие задачи

Ответ : рецессивный сцеплен с полом, локализированы в Х –

хромосоме.
Мать –ХАХА, отец ХаУ. Генотипы 1- го поколения : дочери ХАХа ,
отец ХАУ; генотипы детей 2 – го поколения : дочери ХАХА и ХАХа, здоровый сын ХАУ , больной сын ХаУ.
Задача №1 Рассмотрите схему родословной.Исходя из схемы составьте условие задачи Ответ : рецессивный сцеплен с полом, локализированы

Слайд 19 4.Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов

родословной.

Определяем генотипы членов родословной. Введем обозначения генов: А - доминантная

аллель, а - рецессивная аллель. В потомстве от браков, в которых один из родителей несет признак, наблюдается расщепление в соотношении 1:1, что соответствует расщеплению при анализирующем скрещивании. Это свидетельствует о гетерозиготности обладателей признака, то есть их генотип Аа. Лица, у которых признак не наблюдается, - генотип аа.
Ответ: признак наследуется по аутосомно-доминантному типу. Обладатели признака имеют генотип Аа, остальные члены родословной - аа.

Решение:
Определяем тип наследования признака. Признак про­ является в каждом поколении. От брака 1—2, где отец является носителем признака, родился сын, имеющий анализируемый признак. Это говорит о том, что данный признак является доминантным. Подтверждением доминантного типа наследования признака служит тот факт, что от браков родителей, не несущих анализируемого признака, дети также его не имеют.
Определяем, аутосомным или сцепленным с полом является признак. В равной степени носителями признака являются лица как мужского, так и женского пола. Это свидетельствует о том, что данный признак является аутосомным.

4.Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной.Определяем генотипы членов родословной. Введем обозначения генов:

Слайд 20Задача 2 По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака

(доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы родителей (оба

гомозиготы) и потомства в первом и втором поколениях.

Р АА + аа Гам. А а F1 Аа + аа Гам. А,а а F2 аа Аа + аа Гам. А, а а F3 аа Аа

Ответ:Признак доминантный, генотипы родителей: мать – АА, отец - аа; Генотип первого поколения: сын - Аа; Генотипы детей второго поколения: дочь – аа, сын – Аа

Задача 2 По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом.

Слайд 21Задача №3

Задача №3

Слайд 22Решение

Решение

Слайд 23 Задача 4
Родословная семей по способности ощущать вкус фенилтиомочевины:

— ощущает как горький, - не

ощущает. Определите наследование признака и генотипы членов родословной.

Ответ:

Задача 4 Родословная семей по способности ощущать вкус фенилтиомочевины:    — ощущает как горький,

Слайд 24Задача 5. Определить тип наследования признаков
Разные люди пробуя фенилтикарбомид (

ФТК) на вкус, то одни из них считают его безвкусным

, а другие – горьким. Чем можно объяснить такие различия в оценке ? Является ли этот признак ( ощущение горького вкуса ) наследственно обусловленным ? для ответа на вопрос проанализируйте предложенные родословные.

Ответ задачи 5. Аутосомно-рецессивный признак.

Задача 5. Определить тип наследования признаковРазные люди пробуя фенилтикарбомид ( ФТК) на вкус, то одни из них

Слайд 25Рекомендации при решении задач с учетом схем родословных.

1.Знание системы обозначений

при составлении родословных.
2.Внимательно рассмотрите схему родословной .Можно пронумеровать особей в

схеме.
3.Определите в каждом или нет поколении передается изучаемый признак.
( если в каждом- доминантный признак , если нет – рецессивный)
4.Сравните фенотипы родителей и детей.
( если у родителей нет признака , а у детей есть –рецессивный признак)
5.Как наследуется данный признак у мужчин и у женщин?
( в равной степени и у мужчин , и у женщин -----аутосомный признак или доминантный , или рецессивный )
6. Рассмотрите наследование признака и по вертикали , и по горизонтали.
( если и по вертикали и по горизонтали ----- аутосомный доминантный или сцепленный с полом доминантный признак . Если по горизонтали ---аутосомный рецессивный или рецессивный сцепленный с полом ;
7.Определите вероятность наследования признаков.
8.Обратите внимание проявляется преимущественно признак у мужчин?
Мужчины передают признак своим дочерям, а сыновья –здоровы?
(сцепленный с полом доминантный тип наследования признаков)
10. У больного отца больны все его сыновья?
( Голандрический тип наследования признаков )

 

Рекомендации при решении задач с учетом схем родословных.1.Знание системы обозначений при составлении родословных.2.Внимательно рассмотрите схему родословной .Можно

Слайд 26Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика