Разделы презентаций


Презентация для урока "Геометрическая прогрессия"

Содержание

Математические знания могут применяться умело с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески.А.Н. КолмогоровДорогие ребята! Сегодня у вас необычный урок математики. Сегодня вы еще раз убедитесь в том,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 121.02
2017

21.022017

Слайд 2Математические знания могут применяться умело с пользой лишь в том

случае, если они усвоены творчески.
А.Н. Колмогоров
Дорогие ребята!
Сегодня у

вас необычный урок математики. Сегодня вы еще раз убедитесь в том, что математика не только интересна сама по себе, но она необычайно полезна. В ходе сегодняшнего урока вас ожидает большая радость творчества и огромное поле приложения математических знаний и умений.
Желаю вам успехов и творческих радостей на уроке!
Математические знания могут применяться умело с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески.А.Н. КолмогоровДорогие ребята!

Слайд 3ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Способы задания

ЧИСЛОВЫЕ  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИСпособы задания

Слайд 4Progessia (лат) -
«движение вперед»
Термин «прогрессия» был введен римским автором
Боэцием

(в VI веке) и понимался в более широком сиысле,
как бесконечная

числовая последовательность
Progessia (лат) -«движение вперед»Термин «прогрессия» был введен римским автором Боэцием (в VI веке) и понимался в более

Слайд 5Тема урока:
«Геометрическая прогрессия. Формула n – ного члена геометрической

прогрессии»
Вы уже знаете, какая последовательность называется арифметической прогрессией.


Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.

Сегодня вы познакомитесь еще с одним видом последовательности, которая называется геометрической прогрессией.

Тема урока: «Геометрическая прогрессия. Формула n – ного члена геометрической прогрессии»  Вы уже знаете, какая последовательность

Слайд 6


Цели урока:

Сформулировать определение геометрической прогрессии.
Вывести формулу n-го члена геометрической прогрессии
Закрепить полученные знания на конкретных примерах


Слайд 7Но в начале познакомьтесь с легендой о шахматной доске. Чтобы

понять ее, вовсе не нужно уметь играть в шахматы: достаточно

знать, что игра происходит на доске, разграфленной на 64 клетки (попеременно черные и белые)
Но в начале познакомьтесь с легендой о шахматной доске. Чтобы понять ее, вовсе не нужно уметь играть

Слайд 8Легенда о геометрической прогрессии

Легенда о геометрической прогрессии

Слайд 9 Шахматная игра была придумана в Индии, и когда

индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее

остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он

Слайд 10 -Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое

пожелание, - продолжал царь. - Назови награду, которая тебя удовлетворит,

и ты получишь ее.
Сета молчал.
-Не робей, - ободрил его царь. – Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
-Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра я сообщу тебе мою просьбу.

-Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, -сказал царь.
Мудрец поклонился.

-Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, - продолжал царь. - Назови награду,

Слайд 11 Когда на другой день Сета снова явился к ступеням

трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
-Повелитель, -

сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
-Простое пшеничное зерно? – изумился царь.
-Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16, за шестую -32…

Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей

Слайд 12 -Довольно, - с раздражением прервал его царь. –

Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно

твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

Сета улыбнулся хитро, покинул дворец и стал дожидаться у ворот дворца.

-Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64

Слайд 13 Почему так хитро улыбнулся Сета?
Прав ли

был индусский царь, считая просьбу Сеты ничтожной, полагая, что все

зерна пшеницы уместятся в один мешок?
Об этом ты узнаешь чуточку позже.
А сейчас поподробнее рассмотрим последовательность чисел, соответствующих количеству зерен пшеницы, если, как попросил Сета, за каждую следующую клетку нужно дать вдвое больше, чем было в предыдущей.
Получается последовательность: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64,….
(запиши ее в тетрадь)
Нетрудно заметить, что члены этой последовательности, начиная со второго, получались путем умножения предыдущего члена на одно и то же число 2.
Запиши еще одну последовательность: 2, 6, 18, 54, 162, ….
Члены этой последовательности, начиная со второго, получаются путем умножения предыдущего на 3.
Приведенные примеры последовательностей являются геометрическими прогрессиями.

А теперь попробуй сформулировать и записать определение геометрической прогрессии. Замечание: члены прогрессии должны быть отличны от нуля!

Почему так хитро улыбнулся Сета?  Прав ли был индусский царь, считая просьбу Сеты ничтожной,

Слайд 14
Определение: Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля

чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену,

умноженному на одно и то же число.
Обозначим, например, через (bn) - геометрическую прогрессию, тогда по определению
bn+1= bnq, где bn 0, n - натуральное число, q - некоторое число.
Из определения геометрической прогрессии следует, что отношение любого ее члена, начиная со второго, к предыдущему члену равно q, т.е.
bn+1/ bn = q
Число q называют знаменателем геометрической прогрессии. Очевидно, что q ≠ 0.

Проверь себя!

Определение: Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго,

Слайд 15Например, чтобы найти знаменатель геометрической прогрессии, представленной в легенде: 1,

2, 4, 8, 16,…,
нужно: 2 разделить на 1, или 4

разделить на 2 и т.д., т.е. q=2
Например, чтобы найти знаменатель геометрической прогрессии, представленной в легенде: 1, 2, 4, 8, 16,…,нужно: 2 разделить на

Слайд 16Выполни самостоятельно:
Найти знаменатель геометрической прогрессии:
I группа

II группа
а) 3; 6; 12; 24;… а) 4; 16;64;…..
б) 3; 3; 3; 3; ….. б) -2; -2; -2; -2;….
в)1; 0,1; 0,01; 0,001;… в) 0,3; 0,6; 1,2; 2,4;…



q = ?

Выполни самостоятельно:Найти знаменатель геометрической прогрессии:   I группа

Слайд 17

Проверь себя!

I группа II группа
а) q = 2 а) q=4
б) q = 1 б) q=1
в) q = 0,1 в) q=2
Ошибок нет? Молодец!
Если есть неправильные ответы, обратись к учителю.
По аналогии с арифметической прогрессией, выводится формула n-го члена геометрической прогрессии.
Пусть b1 – первый член геометрической прогрессии, q – знаменатель, тогда:
b2 = b1 ·q
b3 = b2 · q = (b1 · q) · q = b1 · q2
b4 = b3 · q = (b1 · q2) · q = b1 · q3
b5 = ………………..= b1 · q4
Продолжи эту цепочку рассуждений в тетради и вырази bn через b1 и q.

Слайд 18 Проверь себя!
bn=b1• qn-1 –формула n-го члена геометрической

прогрессии.
Эта формула используется для решения многих задач. Рассмотри примеры решения

некоторых задач.
1. В геометрической прогрессии (bn) известны
b1 =-2 и q = 3, найти: b3, b4, bk.
Решение:
b3 = b1 • q2 = -2· 32 = -18
b4 = b1 • q3 = -2· 33 = -54
bk = b1 • qk-1 = -2· 3 k-1
2.Найти пятый член геометрической прогрессии (bn):-20; 40; …. Решение:
Найдем знаменатель, для этого нужно 40 разделить на -20, получится q = -2.
b5 = b1• q4 = -20 • (-2)4 = -20 • 16 = -320
Проверь себя!  bn=b1• qn-1 –формула n-го члена геометрической прогрессии.Эта формула используется для решения многих задач.

Слайд 19Физкультминутка

Физкультминутка

Слайд 20Гимнастика для глаз, вверх-вниз

Гимнастика для глаз, вверх-вниз

Слайд 21Гимнастика для глаз, влево-вправо

Гимнастика для глаз, влево-вправо

Слайд 22Гимнастика для глаз, диагональ

Гимнастика для глаз, диагональ

Слайд 23Гимнастика для глаз, овал

Гимнастика для глаз, овал

Слайд 24Гимнастика для глаз, восьмёрка

Гимнастика для глаз, восьмёрка

Слайд 25Гимнастика для глаз, моргание

Гимнастика для глаз, моргание

Слайд 26Гимнастика для тела
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять

руки).
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня

не до скуки.
(Вращение головой вправо и влево).
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! 
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени).
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем. 
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд).
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд. 
(Садимся за парты).
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт. 
Гимнастика для тела(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки).Вверх рука и вниз рука.Потянули их слегка.Быстро

Слайд 27 Выполни самостоятельно:
В геометрической прогрессии (xn) найти:

I группа

II группа
а) x5, если x1 = 16; q = ½ а) х4, если х1=27, q= 1/3
б) x3, если x1 = 3/4; q = 2/3. б) х3, если х1=2/5, q=1/2
в) x10, если x1 = 48; q = -1. в) х6, если х1=1, q= -2

?

Выполни самостоятельно: В геометрической прогрессии (xn) найти: I группа

Слайд 28 Проверь себя!

а) x5 = 1

а) х4= 1/3
б) x3 = 1/3 б) х3= 1/10
в) x10 = -48 в) х6 = -32
Если ты испытывал затруднения, обратись к учителю.


Итак, просьба мудрого Сеты помогла тебе понять определение геометрической прогрессии, и теперь настало время узнать что-же было дальше….

Проверь себя!  а) x5 = 1

Слайд 29 За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и

послал узнать, унес ли Сета свою жалкую награду.
-Повелитель,

- был ответ, - приказание твое исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.
Царь нахмурился. Он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно.
Вечером, отходя ко сну, царь еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.
-Повелитель, - ответили ему, - математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.
За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли Сета свою жалкую

Слайд 30 Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать

важное донесение.
Царь приказал ввести его.
-Прежде чем скажешь

о твоем деле, - объявил Шерам, - я желаю услышать, выдана ли, наконец, Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.

-Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний час, - ответил старик. – Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико…..

Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение.  Царь приказал ввести его.

Слайд 31 -Как бы велико оно ни было, - надменно

перебил царь, - житницы мои не оскудеют. Награда обещана и

должна быть выдана..
- Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, которое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни.
-Как бы велико оно ни было, - надменно перебил царь, - житницы мои не оскудеют.

Слайд 32
С изумлением внимал царь словам старца.

- Назови мне это чудовищное число, сказал он в

раздумьи.

Пусть все пространство их будет сплошь засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду…

С изумлением внимал царь словам старца.   - Назови мне это чудовищное число,

Слайд 33-Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона

семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча

шестьсот пятнадцать, о повелитель!

18 446 744 073 709 551 615

-Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот

Слайд 34
Масса такого числа зерен больше триллиона тонн.

Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды.


Но будь он силен в математике, он бы не попал впросак…

Масса такого числа зерен больше триллиона тонн.  Индусский царь не в состоянии был

Слайд 35 Некто продавал коня и просил за

него 1000 рублей. Купец сказал, что за коня запрошена слишком

большая цена. "Хорошо, - ответил продавец, - если ты говоришь, что конь дорого стоит, то возьми его себе даром, а заплати только за его гвозди в подковах. А гвоздей во всякой подкове по 6 штук. И будешь ты мне за них платить таким образом: за первый гвоздь копейку, за второй гвоздь заплатишь две копейки, за третий гвоздь - четыре копейки, и так далее за все гвозди: за каждый в два раза больше, чем за предыдущий". Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 1000 рублей, согласился. Проторговался ли купец?
Некто продавал коня и просил за него 1000 рублей. Купец сказал, что за

Слайд 36Самооценка
6б – «5»
5б – «4»
3 –

4б – «3»

Самооценка6б   – «5»5б   – «4»3 – 4б – «3»

Слайд 37Домашняя работа






Числовая последовательность, члены которой отличны от нуля, являются геометрической

прогрессией тогда и только тогда, когда модуль любого ее члена

, начиная со второго, равен корню квадратному из произведения предыдущего и последующих членов.

Домашняя работаЧисловая последовательность, члены которой отличны от нуля, являются геометрической прогрессией тогда и только тогда, когда модуль

Слайд 38

Итак, благодаря поучительной истории с шахматной доской…


Я запомнил, что…

Я понял, что…

Мне на уроке …

Думаю, что …




Молодцы!

Итак, благодаря поучительной истории с шахматной доской…		     Я запомнил, что…

Слайд 39 Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика