Слайд 1Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит, пересесть
из него просто некуда. Вот потому-то все жители должны сообща
спасать свой общий дом…
Антуан Мари де Сент-Экзюпери
Слайд 2ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Математика на службе у экологии»
Слайд 3«Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу»
Жак Ив Кусто, французский океанолог
Слайд 4Основные экологические проблемы
Гибель животных.
Вырубка лесов.
Загрязнение воды.
Загрязнение
воздуха.
Радиоактивное загрязнение.
Отравление почвы.
Накопление мусора.
Слайд 5
Объекты исследования: исследования влияния автомобильного транспорта, бытовых отходов на окружающую
среду села; сохранность леса; экономия воды в бытовых условиях.
Слайд 6Предмет исследования: транспорт, бытовые отходы, бумага, вода, почва.
Методы исследования: сравнение,
обобщение, аналогии, изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации.
Слайд 7 Цели исследования:
* Выяснить, какой вклад вносит
математика в решении экологических проблем.
* Показать практическое применение математики в
вопросах экологии окружающей среды.
Слайд 8 Задачи исследования:
• Подобрать необходимую литературу.
• Отобрать материал
для исследования, выбрать главную, интересную, понятную информацию.
• Проанализировать и систематизировать
полученную информацию.
• Создать электронную презентацию работы для представления собранного материала одноклассникам и населению.
Слайд 9Актуальность и практическая значимость исследования: экологические проблемы приобрели первостепенное значение
в мире, и возникла необходимость вовлечения и нас, подрастающего поколения,
для их решения.
Слайд 10Гипотеза исследования: благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных
и физических способностей человека, на сохранение его здоровья. Мы должны
научиться отказываться от маленьких удобств во избежание возможных экологических катастроф.
Слайд 11 Содержании исследовательской работы:
Введение
Глава 1. Чистый воздух –
залог здоровья
Глава 2. Математики предупреждают: «Вода –
основа жизни»
Глава 3. Почва – наше богатство
Глава 4. «Лесная» математика
Глава 5. Экология на уроках математики
Заключение
Литература
Приложения
Слайд 12Транспорт и окружающая среда
Численность мирового парка автомобилей (млн. шт.)
Слайд 14 Сегодня в мире 600 млн. автомобилей. Ежегодно выпускается
30 млн. новых автомобилей. Каждый из них выбрасывает на 1000
л топлива 200 кг окиси углерода, 20 кг окисла азота, 25 кг углеводородов, 1 кг сажи. При использовании этилированного (с добавлением свинца) бензина этот высокотоксичный элемент
попадает в выхлопы.
Слайд 15Уровень загрязнённости воздуха от автотранспорта в с. Речица
*Число автомобилей, проезжающих
по дороге за 12 часов:
212=24 – легковых машин;
112=12 – грузовых
машин.
*Выброс угарного газа составляет:
- для легкового автомобиля – 2 г/км;
- для грузового автомобиля – 10 г/км.
*Сколько угарного газа выделяет один автомобиль, проезжая по этой дороге..
Легковой автомобиль: 2 г/км 1,2 км = 2,4 г/км.
Грузовой автомобиль: 10 г/км 1,2 км = 12 г/км.
*Сколько СО выделяют все автомобили, проезжающие по этой дороге…
2,4 г/км 24 = 57,6 г СО выделяют легковые автомобили;
12 г/км 12 = 144 г СО выделяют грузовые автомобили;
57,6 + 144 = 201,6 г угарного газа выделяют все автомобили за один день.
*Выделение угарного газа…
За неделю: 201,67 = 1411,2 г = 1,4112 кг.
За месяц: 201,630 = 6048 г = 6,048 кг.
За год: 6,048 12 = 72,576 кг.
Предельно допустимая концентрация СО в воздухе : 0,02 мг/л.
Слайд 16Меры защиты воздуха.
озеленение местности проживания населения (растения поглощают углекислый
газ и выделяют кислород);
переход транспорта на экологически чистое
топливо;
проводить техосмотр автомобилей два раза в год, сделать более доступным
ремонт автомобилей;
ужесточить санкции по
отношению к нарушителям.
Слайд 17«Вода, у тебя нет вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя
невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя
сказать, что ты необходима для жизни: ты сама – жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.»
Слайд 18В капле воды миллионы лет назад зародилась
жизнь на планете
Земля
Человек на 70% состоит из воды.
Без воды человек может прожить
всего лишь 3-4 дня (без еды - до 40 суток, без воздуха - несколько минут).
Слайд 20Меры по защите, охране и сохранению водных ресурсов:
- сбережение и
более эффективное использование (экономия на производстве и в быту);
- предупреждение
загрязнения воды и меры по борьбе с загрязнением;
- разработка и применение экологически чистой технологии;
- защита подземных вод;
- защита водных экосистем;
- защита живых ресурсов пресных вод;
- создание водоохранных зон, прилегающих к акваториям;
- контроль и наблюдение за водными ресурсами и водами, в которые сбрасываются отходы;
разработка национальных и международных правовых документов, которые могут
потребоваться для сохранения качества водных ресурсов.
Слайд 21Почва – наше богатство
Накопление мусора, отравление почвы – экологическая проблема.
Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.
На каждого жителя российского города приходится ежегодно 100-400 кг мусора. Около 3,5 млрд тонн мусора ежегодно образуется в России. Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5 метров.
Большую часть мусора составляют предметы из пластмассы ( 70%), на втором месте стеклянные и жестяные предметы ( 25%), и на третьем месте деревянные и бумажные отходы (5%)
Слайд 23Какую площадь можно покрыть пакетами из-под чипсов, если в день
учащиеся нашей школы выбрасывают 340 г мусора, а в школе
обучается 33 человека? Размеры упаковки от чипсов 26 см 40 см, вес упаковки – 106 г.
Решение: 340 г : 33 ученика = 10,3 г мусора на одного ученика за один день.
Площадь одной упаковки из под чипсов =26см·40 см = 1040 см².
Площадь четырёх упаковок равна 1040·4 = 4160 см².
Масса четырёх упаковок мусора – 41 г, 106г : 41г = 2,6.
Площадь упаковок за 4 дня: 4160см² · 2,6 = 10816 см² ≈ 1,1 м².
Площадь упаковок за 175 учебных дней: 175 дней · 1,1 м² = 192,5 м².
Слайд 27Меры защиты почв
- Санитарная очистка почв.
- Создание безотходных производств.
- Улучшение
структуры почв (например, с применением калифорнийских червей).
- Охрана и национальное
использование.
- Контроль применения пестицидов в с/х.
- Почвозащитная система земледелия.
- Недопущение загрязнения почвы остатками строительного и бытового мусора, нефтью и нефтепродуктами.
- Контроль и изучение атмосферных осадков.
- Технологическое патрулирование из космоса.
Слайд 30Все учащиеся Речицкой школы приняли активное участие и общими усилиями
мы собрали более 550 кг макулатуры.
Слайд 31сколько леса потребуется на изготовления всего тиража учебника алгебры 8
класс?
Решение: Размеры одной страницы учебника 15,5 см на 21,5
см, т.е. площадь равна 312 см².
В учебнике 460 страниц или 230 листов, значит площадь всех страниц учебника равна: 312 · 270 = 84240 см² = 8,424 м².
На 1000 м² нужно вырубить 0,4 га = 2500 деревьев.
Значит, на производство одного учебника требуется 8,424 : 4 = 2,106 м².
На весь тираж в 60000 экземпляров требуется леса примерно 126 га.
Слайд 33Расчёт экономии бумаги учащимися за год:
Слайд 34Основные меры по защите лесов:
- охрана лесов от пожаров и
вырубок;
- создание новых насаждений;
- проведение санитарных рубок;
- охрана птиц и
млекопитающих, оказывающих санитарное влияние на лес;
- воспитание культуры поведения людей в лесу;
- усиление ответственности за лесонарушения.
Слайд 35Задача. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90%
птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то каково количество
оставшихся? В чём состоит основная причина их гибели?
Слайд 36Задача. 97% воды планеты – океан, остальное – пресная вода.
0,75 пресной воды – это ледники. Сколько процентов воды остаётся
на озёра, реки, подземные и почвенные воды?
Слайд 37Задача. Весной очистка свалки была закончена за три дня. В
первый день очистили 35% всей площади, во второй 33%, а
в третьей день остальную. Найдите площадь участка свалки, если в третий день очистили на 0,6 га меньше, чем в первый.
Слайд 38Задача. В Африке раньше леса занимали 60% территории, в настоящее
время – только 17%. На сколько млн. км сократилась площадь
лесов Африки, если её территория 30 млн. км?
Слайд 39Задача. В стране насчитывается 435 видов животных. Из них на
грани исчезновения 126 птиц, 21 пресмыкающееся,
8 земноводных, 50 рыб. Сколько процентов животных каждого вида на грани исчезновения? (ответ округлите до целых).
Слайд 40Задача. Ежегодно используемый объем воды в нашей стране 67 км³.
40% из них не соответствует норме питьевой воды. Сколько кубических
километров не соответствует нормам питьевой воды?
Слайд 41Задача. 6 млн. км² территории России занимают леса. Ежегодно 69%
всей территории погибает от пожаров, происходящих по вине человека. Какая
площадь леса погибает по вине человека?
Слайд 42Задача. В стране насчитывается 440 видов цветковых растений. 36% всех
растений – на грани исчезновения. Сколько видов цветковых растений на
грани исчезновения?
Слайд 44Пути решения проблемы
1. Начнем с себя самих- будем выбрасывать
мусор только в мусорные баки, урны.
2. Чаще будем проводить
субботники
по уборке территории.
3. Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок.
4. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах поселка.
5. Бережно относиться к учебникам.
6. Собирать макулатуру.
7.Вернуть природе лес, который был срублен для изготовления наших учебников и тетрадей.
8. Экономить воду
Слайд 45Выводы
• Моё предположение о том, что математика напрямую связана с
экологией, подтвердилось.
• При изучении экологии возникает много вопросов, ответы на
которые можно получить при помощи математики.
• Математика позволяет проводить точные измерения, делать расчеты и подтверждать наблюдения.
Слайд 47Работу выполнила: Недодел Анна ученица 8 класса
Руководитель: учитель математики Приходько
Ю.В.