Слайд 1Теорема Пифагора
и её применение.
Слайд 2
«Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема
Пифагора».
Иоганн Кеплер
Слайд 3Долина устных задач
Остров Незнаек
Полянка
Здоровья
Крепость Формул
Историческая тропинка
Слайд 4(580 - 500 г. до н.э.)
Пифагор
Слайд 5Теорема Пифагора –
теорема Невесты
У математиков
арабского востока эта теорема получила название "теоремы невесты". Дело в
том, что в некоторых списках "Начал" Евклида эта теорема называлась "теоремой нимфы" за сходство чертежа с пчелкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. Но словом этим греки называли еще некоторых богинь, а также вообще молодых женщин и невест. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел слово "нимфа" как "невеста", а не "бабочка". Так появилось ласковое название знаменитой теоремы - "теорема невесты".
Слайд 6Теорема Пифагора у Евклида:
В прямоугольном треугольнике квадрат стороны,
натянутой над прямым углом, равен квадратам на сторонах, заключающих прямой
угол
Слайд 7Теорема Пифагора
во времена Пифагора теорема была сформулирована так:
«Доказать, что
квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных
на катетах»
Слайд 8Латинский перевод:
Во всяком прямоугольном треугольнике квадрат, образованный на
стороне, натянутой над прямым углом, равен сумме двух квадратов, образованных
на двух сторонах, заключающих прямой угол
Слайд 9Немецкий перевод:
Итак, площадь квадрата, измеренного по длинной стороне,
столь же велика, как у двух квадратов, которые измерены по
двум сторонам его, примыкающим к прямому углу
Слайд 10 Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат
гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим —
И
таким простым путем,
К результату мы придем.
Слайд 12Н
S
Р
12 см
9 см
15 см
?
Найдите: SP
Слайд 14В
?
8 см
17 см
А
D
С
Найдите: АD
15 cм
Слайд 16Задача № 1
(индийского математика XII века Бхаскары)
"На берегу реки рос
тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И
угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в этом месте река
В четыре лишь фута была широка
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?"
Слайд 17 Дано: АВС, ۦےС = 900 ,
ВС=3
фута, АС=4 фута.
Найти: ДС.
Решение:
ДС=ДВ+ВС, ВД = ВА.
По теореме Пифагора
АВ2=AC2+ВС2, АВ2= 9+16
АВ2=25, АВ=5.
ДС = 3 +5 = 8 (футов).
Ответ: 8 футов.
Слайд 18 Из одной точки на земле отправились в путь автомобиль и
самолет . Автомобиль преодолел расстояние 8 км, когда самолет оказался
на высоте 6 км. Какой путь пролетел самолёт в воздухе с момента взлёта?
Задача № 2
Слайд 20 Дано: АВС, ۦےС = 900 ,
ВС= 6 км, АС= 8 км.
Найти: АВ.
Решение:
По
теореме Пифагора
АВ2=AC2+ВС2, АВ2= 36 + 64
АВ2=100, АВ=10 км.
Ответ: 10 км..
Слайд 21Задача № 498 (а – в)
учебник (стр. 133)
а) 102 =
62 + 82
в) 152 = 92 + 122
100 = 36 + 64 225 = 81 + 144
100 = 100 225 = 225
Ответ: да Ответ: да
б) 72 = 52 + 62
49 = 25 + 36
49 ≠ 61
Ответ: нет
Слайд 25Проверь друга!
I вариант
II вариант
Слайд 26Ещё землемеры Древнего Египта для построения прямого угла использовали веревку,
разделенную узлами
на 12 равных частей
Слайд 2725 и более баллов – оценка «5»
18 – 24 баллов
– оценка «4»
12 -17 баллов – оценка «3»
Менее 12 баллов
– оценка «2»