Слайд 1МОУ «КОВЕРНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИЯХ.
МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИИ ВРАЧА
ВЫПОЛНИЛА:
АХОВА ЛЮДМИЛА
УЧЕНИЦА 10 КЛАССА
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
КУДРЯШОВА ВАЛЕНТИНА ФЕДОРОВНА
Слайд 2Выдающийся итальянский физик и астроном, один из основателей точного естествознания,
Галилео Галилей говорил, что "Книга природы написана на языке математики".
Почти через двести лет родоначальник немец-кой классической философии Иммануил Кант утверждал, что "Во всякой науке столько истины, сколько в ней математики".
Приведенные высказывания великих ученых дают полное представление о роли и значении математики во всех областях жизни людей.
Введение
Слайд 3ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
Выявить связь математики и медицины.
Применить знания, полученные
на уроках математики, на практике.
Рассмотреть математические задачи, которые связаны со
здоровьем
Рассмотреть применение знаний математической науки на примере конкретной профессии.
Слайд 4Здоровье-это самое дорогое, что есть у человека.
«Здоровье до того превышает все
остальные блага, что здоровый нищий
счастливее богатого короля»
(А.С. Шопенгауэр)
Слайд 5
Здоровье – это счастье и перспектива на будущее, полное физическое,
духовное, умственное и социальное благополучие
Охрана собственного здоровья
- это непосредственная обязанность
каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.
Слайд 6Эта профессия самая гуманная.
Помогать людям – это здорово!
В
будущем я хочу быть полезной людям и обществу, поэтому мечтаю
связать мою жизнь с медициной и стать врачом.
Необходимо знать:
химию, биологию, математику, которая помогает в различных расчетах. Также математика помогает познать себя через различные задачи, графики и диаграммы.
Слайд 7Профессия врач существует уже очень давно. Можно смело заметить, что
она является одной из самых важных для человечества.
Историческая справка
Слайд 8Еще за много сотен лет до нашей эры существовали особые
люди, которые могли лечить всякие недуги. Они пользовались подручными средствами
для медицинской помощи - травами, плодами и их корнями, настойками.
Слайд 9Гиппократ
У многих медицина как наука ассоциируется с известным человеком -
Гиппократом. Именно он начал тщательно изучать особенности человеческого организма
Слайд 10ОСНОВОЙ НАШЕГО ОРГАНИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ СКЕЛЕТ. А ГЛАВНЫМ В СКЕЛЕТЕ -
ПОЗВОНОЧНИК. СКОЛЬКО ЖЕ ПОЗВОНКОВ В КАЖДОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА?
Задача: В поясничном,
крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе — на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 34?
Решение: 3х+(х+7)+(х+2)=34,
5х+9= 34,
х=5.
Значит поясничном, крестцовом и копчиковом отделах по 5 позвонков, грудном- 12, шейном-7.
Слайд 11 Задача: В состав человеческого организма входит 65% кислорода,
18% углерода,
10% водорода, 0,15% натрия и столько
же хлора.
Чтобы узнать из чего состоит
организм человека. В этом нам поможет задача на проценты:
Решение: Мой вес составляет 64 кг. Тогда кислорода в моем организме 64×0,65= 41,6 кг; углерода 64×0,18=11,52 кг; водорода-
64×0,1=6,4 кг, а натрия и хлора по 64×0,0015=0,096 кг
Слайд 12
Кровь – соединительная ткань, ярко-красного цвета, непрерывно циркулирующая по замкнутой
системе кровеносных сосудов
Состав крови в процентах:
1. плазма (жидкое межклеточное вещество)
– 54%
2. клетки – форменные элементы (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) – 46%
3. вода, сухого вещества 8 – 10%
Слайд 13НА ЗАМЕТКУ: НЕДОСТАТОК ЖЕЛЕЗА В КРОВИ ПРИВОДИТ К ЗАБОЛЕВАНИЮ –
АНЕМИЯ.
Содержание железа в моем организме
Задача: Среднее содержание железа в
организме человека массой 70 кг составляет 5 г. А сколько же этого вещества в моем организме?
Решение: составим пропорцию
70 кг – 5 г
64 кг – х г
Значит в моем организме всего 4,5 г железа
Х = 5×64:70=4,5 г
Слайд 14 Задача:
Длина кишечника человека в 4 раза
превышает длину туловища. Вычислите длину своего кишечника.
Решение:
56×4=224 см
На заметку:
Длина туловища измеряется от югулярной ямки (верхняя вырезка грудины) до лонного сочленения.
Слайд 15Я часто слышу об артериальном давлении.
Какое оно должно быть у
человека?
Я нашла такие формулы:
АД(систола) = 1,7×возраст+83
АД(диастола) = 1,6×возраст+42
Мое
нормальное давление:
АД(систола) = 1,7×15+83=108,5
АД(диастола) = 1,6×15+42=66
Слайд 16Задача: Рассчитать жизненную емкость легких по формуле:
Мальчики 13-16 лет
ЖЕЛ=(рост×0,052) – (возраст×0,022)-4,2
Девочки 8-16 лет
ЖЕЛ=(рост×0,041)-(возраст×0,018)-3,7
Моя жизненная емкость легких равна:
(161см ×0,041) – (15×0,018) – 3,7 =
6,6 – 0,27 – 3,7 = 2,63 см
Слайд 17 Задача: Вычислить нормальную массу тела, соответствующую возрасту:
М=60+0,75(Р-180)+(В-20):4,
где
М – масса тела в кг
Р – рост в см
В
– возраст в годах
Решение:
64 + 0,75(161 -180)+(15-20):4=
= 48,5
Слайд 18
Красота человеческого тела воспринимается не только размерами и
формами, но и пропорциями отдельных частей тела.
Длина лица равна длине
кисти руки.
Длина стопы примерно равна длине предплечья.
Сумма длин обеих ног равна расстоянию между кистями, разведенных в стороны рук.
Длина носа равна длине уха.
Слайд 19О СООТНОШЕНИЕ РОСТА И ВЕСА НУЖНО ЗНАТЬ
Существуют разные
формулы для определения оптимального соотношения веса и роста. Но все
они условны, так как не учитывают многие другие факторы. Поэтому, избыток жира нужно оценивать не только по этим соотношениям, но и по внешнему виду, толщине кожной складки и др. При одном и том же росте и весе один человек может выглядеть полным, другой - совершенно нормальным.
Слайд 20 Задача: Вычислить свой предполагаемый рост по формуле.
Дс = 0,54×(ДО
+ Дм ) – 4,5
Дд = 0,51×(До + Дм) –
7,5
Дс – длина тела сына
Дд – длина тела дочери
До – длина тела отца
Дм – длина тела матери.
Мой предполагаемый рост 0,51×(175+156)-7,5=161,3 см
Слайд 21МЫ ТО, ЧТО МЫ ЕДИМ!
Питание человека неразрывно связано с его
здоровьем!
Слайд 22Овощи и фрукты - это незаменимые составляющие нашего рациона. Они
являются источником многих необходимых человеческому организму витаминов.
Слайд 24ЗАДАЧА:
Если суточная потребность организма в каротине 4,5 мг,
то потребность организма в витамине А составляет 30% от потребности
каротина. Какова суточная потребность организма в витамине А?
4,5 мг ×0,3 = 1,35 мг
1мг= 0,001 г.
Читается: 1 миллиграмм.
Первый помощник – витамин А.
Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
Слайд 25Содержание витамина В6 в 100 г фасоли - 0,9 мг,
что составляет 52% от суточной нормы для подростков. Найдите суточную
норму витамина В6. Ответ округли до десятых. Сколько нужно съесть фасоли для удовлетворения суточной потребности в витамине В6?
Суточная норма потребления В6 – 1,7 мг. Чтобы удовлетворить суточную потребность в В6 нужно съесть 200г фасоли.
Второй помощник - витамин В6.
Он имеет большое значение для роста мышц, обновления крови.
Слайд 26Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление
ран.
Наиболее богаты витамином С шиповник , зеленый и красный болгарский
перец, черная смородина, цитрусовые , капуста.
Третий помощник – витамин С
Слайд 27ЗАДАЧА:
Капуста при засолке теряет 20% своего веса. Достаточно ли купить
12 кг свежей капусты, чтобы квашеной капусты получилось
10 кг? ( Не достаточно)
На заметку: Стакан сока из квашеной капусты, выпитой натощак утром или во время обеда, повышает работоспособность, улучшает аппетит и пищеварение, помогает противостоять простудным заболеваниям.
Слайд 28 Человеку для здоровья
Витамины все нужны,
Ешьте ягоды и фрукты
В жизни ведь
они важны.
Ешьте клюкву, перец, лук,
Помидоры, патиссоны,
Топинамбур и чеснок.
Будете вы всегда
здоровы!
Слайд 29МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО МАТЕМАТИКА НЕОБХОДИМА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ПОМОГАЕТ
ПОЗНАТЬ СЕБЯ. ВСЕ ЭТО ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО МАТЕМАТИКА И МЕДИЦИНА НЕРАЗРЫВНО
СВЯЗАНЫ. ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ Я ПОЛУЧАЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ШАГ ПРИБЛИЖАЮТ МЕНЯ К ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИЕЙ, КОТОРАЯ В БУДУЩЕМ, Я НАДЕЮСЬ, СТАНЕТ МОЕЙ СУДЬБОЙ.
Слайд 30«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»
Сократ
«Здоровье человека лишь на 2/25 зависит от медицинской помощи, на 3/20- от генетических факторов, на 1/5- от экологии, и более чем на 1/2- от образа жизни»
Слайд 31ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни.
Волгоград: Учитель, 2003.
Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника.
– М.:Медицина, 1993.
Гальперштейн А.Я. Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. издание для детей. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006.
www.images.ru
www.pravda.ru
www.schuls.techo.ru
www. 1september.ru
www. portfolio/1september.ru
www.stop.smoke
www.totalua.com
www.yandex.ru
Использованные сайты: