Слайд 1www.themegallery.com
«Прогрессия в практических задачах»
Автор: Иванова Анна
Руководитель: учитель математики
Иванова Нина Николаевна
МОУ «СОШ»
с. Большелуг Корткеросский район
Республика Коми
Слайд 2Характеристика проекта:
Предмет: математика
Класс: 9
Тип проекта: практико-ориентированный,
Комплектность: монопроект, реализуется в
рамках одного учебного предмета
Характер: внутришкольный
Продолжительность: недельный
Слайд 4Задачи:
Осознавать теоретический материал, его значение в жизни человека.
Уметь применять теоретический
материал при решении задач.
Собрать задачи в альбом «Прогрессии в жизни»
Слайд 5Практическая ценность
Создание своего альбома «Прогрессия в жизни» с практическими задачами.
Слайд 6Актуальность.
Задачи с практическим содержанием, вызовут у учащихся интерес, и
процесс усвоения материала будет лучше. Умение решать задачи положительно повлияет
на результаты итоговой аттестации, где с 2010 г включаются задачи с практическим содержанием.
Слайд 7Анкетирование
Анкетирование было проведено в Большелугской школе. Были опрошены 60 человек,
учащиеся 5, 6, 9-11 классов.
Слайд 8Вопросы:
1.Что такое «прогрессия»?
2. Встречается ли в жизни прогрессия?
3. В какой
области можно встретить прогрессию?
Слайд 10Встречается ли в жизни прогрессия?
Слайд 11В какой области можно встретить прогрессию?
Слайд 12Размножение бактерий используют
в пищевой
промышленности
(для приготовления
напитков,
кисломолочных
продуктов,
при квашении, солении и др.)
в сельском
хозяйстве
(для приготовления
силоса,
корма
для животных и др.)
в фармацевтической промышленности (для создания лекарств, вакцин)
в коммунальном
хозяйстве и
природоохранных
мероприятиях
(для очистки сточных
водоликвидации
нефтяных пятен)
Слайд 13Задача о бактериях
Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й
минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу
следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток.
Слайд 14Решение:
В сутках 1440 минут, каждые двадцать минут появляется новое поколение
- за сутки 72 поколения. По формуле суммы n первых
членов геометрической прогрессии, у которой b1=1, q=2, n=72, находим, что S72=272-1= 4 722 366 482 869 645 213 696 - 1=
4 септиллиона 722 секстиллиона 366 квинтиллионов 482 квадриллиона 869 триллионов 645 миллиардов 709 миллионов 213 тысяч 695
Слайд 15Способность к размножению у бактерий настолько велика, что если бы
они не гибли от разных причин, а беспрерывно размножались, то
за трое суток общая масса потомства одной только бактерии могла бы составить 7500 тонн. Таким громадным количеством бактерий можно было бы заполнить около 375 железнодорожных вагонов
Слайд 16Одуванчик
Одно растение одуванчика занимает на земле площадь 1 кв. метр
и даёт в год около 100 летучих семян.
а) Сколько кв.
км площади покроет всё потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии, если он размножается беспрепятственно по геометрической прогрессии? [1012 км2]
б) Хватит ли этим растениям на 11-й год места на поверхности суши земного шара? [нет, Sсуши = 148 млн км2]
Слайд 17Исследование
Изучить наличие задач на прогрессии с практическим содержанием
в различных учебных пособиях.
Анализ школьных учебников математики
Слайд 18Учебник Макарычев Ю.Н.
Алгебра. 9 класс, : Учебник для общеобразовательных
учреждений / Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Суворова С.Б. . -М.:
Просвещение, 2008: №349-351,380,381, 401-403, 481, 482 +699, 725, 734, 788, 789
(15 задач)
Слайд 19Задача № 380.
При свободном падении тело прошло в первую
секунду 4,9м, а в каждую следующую на 9,8м больше. Найдите
глубину шахты, если свободно падающее тело достигло его дна через 5 с. после начала падения.
Решение. В первую секунду 4,9м,
во вторую секунду 14,7м,
в третью секунду 24,5м,
в четвертую секунду 34,3м,
в пятую секунду 44,1м.
Всего за пять секунд 4,9+14,7+24,5+34,3+44,1=122,5(м).
Ответ: глубина шахты 122,5м.
Слайд 20Учебник Мордкович А.Г.
Алгебра. 9 класс, в 2ч. Ч.2. Учебник для
общеобразовательных учреждений / Мордкович А.Г., П.В. Семенов , -М.: Мнемозина,
2010:№ 16.63-16.66, 17.35, 17.46, 17.51. 17.58
(8 задач).
Слайд 21Задача №470
Улитка ползет по дереву. За первую минуту она проползла
30 см, а за каждую следующую минуту — на 5
см больше, чем за предыдущую. За какое время достигнет улитка вершины дерева длиной 5,25 м, если считать, что движение начато от его основания?
Решение. a1 =30, d=5, Sn= 525, n>0.
Sn= (2a1+ d (n-1))n:2; 525= (2·30+ 5 (n-1))n:2; 1050= (60+ 5 (n-1))n;
1050= 55 n + 5n2;
n2 +11 n -210=0, n1=-21, n2=10 (n>0).
Улика достигнет вершины за 10 дней.
Слайд 22Учебник Никольский С. М.
Алгебра. 9 класс,С. М. Никольский, М. К.
Потапов,Н. н. Решетников, А. В. Шевкин, М. Просвещение, 2006:
№648, 649,663,676, 697-699, 749-760
(19 задач)
Слайд 24Учебник Дорофеев Г. В.
Математика. Алгбра.Функции. Анализ данных.9 кл.: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений/ Г.В. Дорофеев , С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович,
Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева; -М.:Просвещение, 2010: №571, 574, 586, 599, 600, 611, 614, 618-620, 627-631, 642, 646-651, 654-656, 663, 667-672, 674-676
(35 задач)
Слайд 26Задача Фибоначчи
Наиболее известной из сформулированных Фибоначчи задач является "задача
о размножении кроликов", которая привела к открытию числовой последовательности 0,1,
1, 2, 3, 5, 8, 13, ..., именуемой впоследствии "рядом Фибоначчи".
Слайд 27Задача о размножении кроликов
Некто поместил пару кроликов в некоем
месте, огороженном со всех сторон стеной, чтобы узнать, сколько пар
кроликов родится при этом в течении года, если природа кроликов такова, что через месяц пара кроликов производит на свет другую пару, а рождают кролики со второго месяца после своего рождения
Слайд 28Задача о семи старухах
Старухи направляются в Рим, каждая имеет 7
мулов, каждый мул тащит 7 мешков, в каждом мешке находится
7 хлебов, у каждого хлеба лежит 7 ножей, каждый нож нарежет 7 кусков хлеба. Чему равно общее число всего перечисленного?
Слайд 29Задачи из «Арифметики» Магницкого
Садовник продал первому покупателю половину всех яблок
и ещё пол-яблока, второму покупателю – половину оставшихся и ещё
пол-яблока; третьему – половину оставшихся и ещё пол-яблока и так далее. Седьмому покупателю он продал половину оставшихся яблоки ещё пол-яблока; после этого яблок у него не осталось. Сколько яблок было у садовника?
Слайд 30Задачи из «Сборника алгебраических задач» Шапошникова Н. А.
Работники нанялись вырыть колодезь с таким условием, чтобы за первый
аршин глубины им заплатили 40 копеек, а за каждый следующий 15-копейками больше, чем за предыдущий. Сколько аршин вырыли они, если за всю работу получили 16 р. 90 к.?
Слайд 31Задачи из ГИА
Найдите сумму первых семи членов геометрической прогрессии, если
.
Ответ:_________________
Найдите разность арифметической прогрессии, заданной формулой аn = 3n –
4.
А. -4 Б. -1
В. 3 Г. 4
Слайд 32Вывод исследования:
Много практических задач на арифметическую и геометрическую прогрессию
в старых и в современных учебниках по математике.
Арифметическая прогрессия
в практических задачах встречается чаще геометрической.
Много задач с практическим содержанием в учебнике для 9 класса под редакцией Г.В. Дорофеева
Слайд 34В банковских расчетах
Вкладчик решил положить в банк на год 50
тыс. рублей. Известно, что в одном банке вклад возрастает за
год на 25%, а в другом он возрастает ежемесячно на 2% от накопленной суммы. В каком из банков доход будет больше и на сколько?
Слайд 35В медицине
Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день
он принимает 5 капель, а в каждый следующий день —
на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель.
Слайд 36В технике
После каждого движения поршня разрежающего насоса из сосуда удаляется
20% находящегося в нём воздуха. Определите давление воздуха внутри сосуда,
после 6 движений поршня, если первоначально давление было 760 мм.рт.ст.
Слайд 37В спорте
В соревновании по стрельбе за каждый промах в серии
из 25 выстрелов стрелок получал штрафные очки: за первый промах
— одно штрафное очко, за каждый последующий — на 0,5 очка больше, чем за предыдущий. Сколько раз попал в цель стрелок, получивший 7 штрафных очков?
Слайд 38В торговле
Считая, что костюмы ежегодно дорожают на 50%, определите:
а) Сколько
будет стоить через два года костюм, стоивший изначально 500 р.?
б)
Известно, что костюм стоит 3375 р. Сколько он стоил три года назад?
Слайд 39Применение прогрессии
Деление ядер урана происходит с помощью нейтронов. Нейтрон, ударяя
по ядру урана раскалывает его на две части. Получается два
нейтрона. Затем два нейтрона, ударяя по двум ядрам, раскалывают их еще на 4 части и т.д. — это геометрическая прогрессия.
При повышении температуры в арифметической прогрессии скорость химической реакции вырастает в геометрической прогрессии.
Возведение многоэтажного здания — пример арифметической прогрессии. Каждый раз высота здания увеличивается на высоту этажа.
Слайд 40Применение прогрессии
Вписанные друг в друга правильные треугольники — это геометрическая прогрессия.
Денежные вклады под проценты — это пример геометрической последовательности. Зная формулы
суммы членов геометрической последовательности, можно подсчитывать сумму на вкладе.
Равноускоренное движение — арифметическая прогрессия, т.к. за каждые промежутки времени тело увеличивает скорость в одинаковое число раз.
Слайд 41Оценка и подведение итогов
Обобщили и закрепили знания по данной
теме.
Рассмотрели использование математических методов в решении задач с практическим содержанием.
Увидели,
что прогрессии играют большую роль в нашей жизни.
Выполнили проектный продукт.
Слайд 42Получила дополнительные сведения
о фактах применения интенсивного размножения бактерий в геометрической
прогрессии в пищевой промышленности, в медицине, в фармакологии, в сельском
и коммунальном хозяйствах.
о том, что задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства
Слайд 43Опрос
«Узнали много нового, чего нет в учебнике по алгебре»
«Понравилось то,
что собраны задачи по данной теме в альбом и не
надо искать учебники разных авторов»
«Прогрессия встречается в нашей жизни и надо быть осторожными с растущими прогрессиями»
Слайд 44Использовали разработки
Дневник рефлексии
Памятка по решению задач
Критерии оценивания проекта
Слайд 45Перспективы развития проекта
Можно выбрать другие темы по прогрессии;
Создать в электронном
виде книгу;
Слайд 46Важно
Очень важно быть не только в роли ученика, но и
в роли автора проекта, интересного, прежде всего не только нам
самим.
Важно глубже вникать в математическую суть, анализировать и сравнивать известные задачи и пополнять математический опыт.
Слайд 47Литература
Алгебра. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев и
др. под ред. С.А. Теляковского –М.: Просвещение
Алгебра. 9 класс, :
Учебник для общеобразовательных учреждений / Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феактистов И.Е. . -М.: Мнеозина
Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных.9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Г.В. Дорофеев , С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева; под ред. Г.В. Дорофеева. -М. :Дрофа,
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. Книга для учащихся 7-9 классов средней школы -М.: Просвещение
Энциклопедический словарь юного математика /Сост. А.П.Савин.- М.: Педагогика
http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm
http://students.tspu.ru/students/legostaeva/index.php?page=op
http://festival.1september.ru/articles/568100
Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мордкович.
Слайд 48Литература
http://uchilegko.info/images/downloaded/1521219742_4-zhiznedeyatelnost-bakteriy.jpg
http://pro.radiomayak.ru/wp-content/uploads/2016/10/image.jpg
http://testanaliz.ru/wp-content/uploads/2017/03/analiz-na-disbakterioz-1.jpg
https://png.pngtree.com/back_origin_pic/00/10/13/03252a622ea08e8c948fcb77ede114c3.jpg
http://itd0.mycdn.me/image?id=869941822512&t=20&plc=WEB&tkn=*s7fm4EiTMGRznxScFoQ8kw3lsKU
https://static4.depositphotos.com/1000865/427/i/450/depositphotos_4275700-stock-photo-house-made-of-books.jpg
https://sitimedia-edu.ru/files/catalog/product/5b845e7a-a06f-11e4-9345-0050569c7d18.jpg
https://media2.24aul.ru/imgs/57fc62d223bbeb3a8c5bc36b/algebra-9-klass-mordkovich-uchebnik-+-zadachnik-1-8319611.jpg
https://cache3.youla.io/files/images/780_780/5a/84/5a847e261bee2b22107f62f2.jpg
https://cache3.youla.io/files/images/780_780/5b/42/5b4226512c593e50e548be13.jpg
http://www.char.ru/books/1826590_GIA_2011_Tematicheskie_testovye_zadaniya_Matematika_9_klass.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/963318/c4c15b30-8006-43e0-b62b-ace16a074518/s1200?webp=false
https://static.ngs.ru/news/52/preview/15edee53b1aec6e6e67b906bd11836ce02c878cc_1024.jpg
https://betrating.ru/wp-content/uploads/2018/06/Bez-imeni-2.jpg
http://900igr.net/up/datas/251492/007.jpg
http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1003885308.jpg
http://900igr.net/up/datas/177227/008.jpg
https://sheba.spb.ru/shkola/img/algebra-zadachi1-1933.jpg
https://politeka.net/wp-content/uploads/2018/10/1524829865_tab_1.jpg
https://u-podarki.ru/upload/iblock/f7b/4520195.jpg