Слайд 1Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов
Слайд 2Вынесение общего множителя
Из каждого слагаемого ,входящего в многочлен, выносится некоторый
одночлен, входящий в качестве множителя во все слагаемые.
Таким общим множителем
может быть не только одночлен, но и многочлен.
15а3b+3a2b3=3a2b(5a+b2)
2y(x-5)+x(x-5)=(x-5)(2y+x)
Слайд 3Группировка
Если члены многочлена не имеют общего множителя, то после заключения
нескольких членов в скобки (на основе переместительного и сочетательного законов
сложения) удается выделить общий множитель, являющийся многочленом.
3а2+3аb-7a-7b=(3a2+3ab)-(7a+7b)=
=3a(a+b)-7(a+b)=(a+b)(3a-7)
Слайд 4Применение формул сокращенного умножения
Выражение из двух, трёх слагаемых, входящее в
одну из формул сокращенного умножения заменяется произведением многочленов
x2+6х+9=(х+3)2
49m4-25n2=(7m2-5n)(7m2+5n)
Слайд 6Математическая эстафета (ответы)
Слайд 7Разложите многочлен на множители и укажите какие приёмы использовались при
этом
Пример 1
36а6b3-96a4b4+64a2b5
Решение
36а6b3-96a4b4+64a2b5=
4a2b3(9a4-24a2b+16b2)=
4a2b3(3a2-4b)2
вынесение общего множителя за скобки
использование формул сокращённого
умножения
Слайд 8Пример 2
a2+2ab+b2-c2
Решение
a2+2ab+b2-с2=
(a2+2ab+b2)-c2=
(a+b)2-c2=(a+b-c)(a+b+c)
группировка;
использование формул сокращенного умножения.
Разложите многочлен на
множители и укажите какие приёмы использовались при этом
Слайд 9Разложите многочлен на множители и укажите, какие приемы использовались при
этом
Пример 3
y3-3y2+6y-8
Решение
y3-3y2+6y-8=(y3-8)-(3y2-6y)=
=(y-2)(y2+2y+4)-3y(y-2)=
=(y-2)(y2+2y+4-3y)=(y-2)(y2-y+4)
-группировка
-формулы сокращенного умножения
-вынесение общего множителя за скобки
Слайд 10Порядок разложения многочлена
на множители
1.Вынести общий множитель за скобку
(если он есть)
2.
Попрбовать разложить многочлен на
множители по формулам сокращенного
умножения
3. Попытаться применить способ
группировки (если предыдущие способы
не привели к цели)
Слайд 11Разложите многочлен на множители и укажите, какие приемы использовались при
этом
Пример 4
n3+3n2+2n
Решение
n3+3n2+2n=n(n2+3n+2)=
=n(n2+2n+n+2)=
=n((n2+2n)+(n+2))=
=n(n(n+2)+n+2)=
=n(n+1)(n+2)
-вынесение общего множителя за скобки;
-предварительное преобразование;
-группировка.
Слайд 12Предварительное
преобразование
Некоторый член многочлена раскладывается на необходимые слагаемые или дополняется
путем прибавления к нему некоторого слагаемого. В последнем случае, чтобы
многочлен,
не изменился, от него отнимается такое же слагаемое.
Слайд 13Применение различных приемов разложения на множители
a) x2-15x+56=0
Решение
X2-7x-8x+56=0
(x2-7x)-(8x-56)=0
x(x-7)-8(x-7)=0
(x-7)(x-8)=0
x-7=0 или x-8=0
X=7 или x=8
Ответ: 7; 8.
б) x2+10x+21=0
Решение
x2+10x+25- 4=0
(x+5)2- 4=0
(x+5-2)(x+5+2)=0
(x+3)(x+7)=0
x+3=0 или x+7=0
x=-3 или x=-7
Ответ: -3; -7
Решить уравнения
- метод выделения полного квадрата.
Слайд 14Применение различных приемов разложения на множители
Доказать, что при любом натуральном
значение выражения (3n- 4)2 – n2 кратно 8.
Решение
(3n – 4)2
– n2 =
=(3n – 4 – n)(3n - 4 + n) =
=(2n – 4)(4n – 4)=
=2(n – 2)4(n – 1)=
=8(n – 2)(n – 1)
В полученном произведении один множитель
делится на 8, то все произведение делится на 8.
Слайд 15Применение различных приемов разложения на множители
Вычислить
38,82 + 83 * 15,4
– 44,22
Решение
38,82 + 83 * 15,4 – 44,22 =
=
83 * 15,4 – (44,22 - 38,82) =
= 83*15,4 – (44,2 - 33,8)(44,2+33,8)=
= 83*15,4 - 5,4*83 =
=83(15,4 - 5,4) = 83*10 = 830
Слайд 18Дополнительные задания
1. Доказать тождество
(a2+3a)2+2(a2+3a)=a(a+1)(a+2)(a+3)
2. Доказать, что число
370*371*372*373+1
можно представить
как произведение двух натуральных
чисел
Слайд 19Домашнее задание
Пункт 37
№ 998(a, в),
1002,
1004,
1007
Слайд 20Список литературы
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. учебник Алгебра, 7
класс, М.: Просвещение, 2004.,
Ю.Н. Макарычев.,Миндюк Н.Г. Дополнительные главы к школьному
учебнику. 8-9 кл.-М.: Просвещение, 1997.
В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева Уроки алгебры в 7 классе. М.: Вербум-М, 2000.
Слайд 21Информация об авторе
Ратина Елена Анатольевна
учитель
математики
МОУ ЭБЛ