Разделы презентаций


Софизмы и парадоксы

Содержание

Цель и задачи. Цель: Дать определения софизмам и парадоксам.Понять в чём различие и сходство между ними.Задачи:Познакомиться с парадоксами и софизмами; Понять, как найти ошибку в них.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Софизмы и парадоксы
Подготовил: учитель математики
филиала МКОУ СОШ с.Святославка
в

с. Воздвиженка
Сергадеев А.В.

Софизмы и парадоксыПодготовил: учитель математики филиала МКОУ СОШ с.Святославка в с. ВоздвиженкаСергадеев А.В.

Слайд 2Цель и задачи.
Цель:
Дать определения софизмам и парадоксам.
Понять в чём

различие и сходство между ними.
Задачи:
Познакомиться с парадоксами и софизмами;
Понять,

как найти ошибку в них.
Цель и задачи. Цель: Дать определения софизмам и парадоксам.Понять в чём различие и сходство между ними.Задачи:Познакомиться с

Слайд 3Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка),

умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное

утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.

Что такое софизм?

Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость,

Слайд 4Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 века до н.э., достигших

большого искусства в логике. В период падения нравов древнегреческого общества(

5 век) появляются так называемые учителя красноречия, которые целью своей деятельности считали и называли приобретение и распространения мудрости, вследствие чего они именовали себя софистами.

Экскурс в историю.

Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 века до н.э., достигших большого искусства в логике. В период падения

Слайд 5Классификация софизмов
Логические
Алгебраические софизмы
Геометрические софизмы

Классификация софизмов ЛогическиеАлгебраические софизмыГеометрические софизмы

Слайд 6«Один рубль не равен ста копейкам»
Известно, что любые два

равенства можно перемножить почленно, не нарушая при этом равенства, т.

е. если а = b и c = d, то ac = bd.
Применим это положение к двум очевидным равенствам: 1 рубль = 100 копейкам и
10 рублей = 1000 копеек
Перемножая эти равенства почленно, получим
10 рублей = 100 000 копеек
и разделив последнее равенство на 10, получим, что
1 рубль = 10 000 копеек
Таким образом,
один рубль не равен ста копейкам.
Где ошибка?
«Один рубль не равен ста копейкам» Известно, что любые два равенства можно перемножить почленно, не нарушая при

Слайд 7проверим
Разбор софизма: Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в

нарушении правила действий с именованными величинами: все действия, совершаемые над

величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.
проверим Разбор софизма: Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правила действий с именованными величинами: все

Слайд 8«Дважды два - пять»
Напишем тождество 4:4=5:5.
Вынесем из

каждой части тождества общие
множители за скобки, получаем: 4(1:1)=5(1:1) или

2*2=5
Так как 1:1=1, то сократим и получим
Где ошибка?

«Дважды два - пять» Напишем тождество 4:4=5:5.  Вынесем из каждой части тождества общие множители за скобки,

Слайд 9проверим
Разбор софизма. Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4

из левой части и 5 из правой. Действительно, 4:4=1:1, но

4:4≠4(1:1).
проверим Разбор софизма. Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой.

Слайд 10« Спичка вдвое длиннее телеграфного столба»

Пусть  а дм- длина спички

и b дм - длина столба. Разность между b и 

a  обозначим через c .
Имеем  b - a = c, b = a + c. Перемножаем два эти равенства по частям, находим: b2 - ab = ca + c2. Вычтем из обеих частей bc. Получим: b2- ab - bc = ca + c2 - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда
b = - c, но c = b - a, поэтому b = a - b, или a = 2b.    
Где ошибка???

« Спичка вдвое длиннее телеграфного столба»Пусть  а дм- длина спички и b дм - длина столба. Разность

Слайд 11проверим
В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а

этого делать нельзя, так как b-a-c=0.Значит, спичка не может быть

вдвое длиннее телеграфного столба.

проверимВ выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а этого делать нельзя, так как b-a-c=0.Значит, спичка

Слайд 12«Полупустое и полуполное»
«Полупустое есть то же, что и полу полное.

Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть

то же, что и полное».

«Полупустое и полуполное» «Полупустое есть то же, что и полу полное. Если равны половины, значит, равны и

Слайд 13Разбор софизма. Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в

нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его

применение бессмысленно.

проверим

Разбор софизма. Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В

Слайд 14«Софизм учебы»
песенка, сочиненная английскими студентами:

The more you study, the

more you know
The more you know, the more you forget
The

more you forget, the less you know
The less you know, the less you forget
The less you forget, the more you know
So why study?


Перевод.
Чем больше учишься, тем больше знаешь.
Чем больше знаешь, тем больше забываешь.
Чем больше забываешь, тем меньше знаешь.
Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.
Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.
Так для чего учиться?

«Софизм учебы»песенка, сочиненная английскими студентами: The more you study, the more you knowThe more you know, the

Слайд 15 Парадокс (греч. "пара" - "против", "докса" - "мнение") близок к

софизму. Но от него он отличается тем, что это не

преднамеренно полученный противоречивый результат.
Парадокс - странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу (словарь Ожегова).
В широком смысле парадокс - высказывание, истинность которого неочевидна. Парадоксальными называются любые неожиданные противоречивые высказывания.
Математический парадокс – высказывание, которое может быть доказано и как истинна, и как ложь.


Парадоксы

Парадокс (греч.

Слайд 16Ахиллес и черепаха движутся по прямой в одну и ту

же сторону, черепаха находится на расстоянии 1000 метров впереди Ахиллеса.

Ахиллес бежит в 10 раз быстрее, чем ползёт черепаха.
Ахиллес никогда не догонит черепаху.

«Парадокс Зенона об Ахиллесе и черепахе».

Ахиллес и черепаха движутся по прямой в одну и ту же сторону, черепаха находится на расстоянии 1000

Слайд 17Ахиллес никогда не догонит черепаху, ведь пока он пробежит 1000

метров до того места, где находилась черепаха, та уже отползёт

на 100 метров вперёд. Когда же Ахиллес пробежит и эти 100 метров, черепаха отползёт ещё немного дальше. Это будет продолжаться бесконечно: каждый раз, когда Ахиллес бежит до места, где была черепаха, она уже отползёт на некоторое расстояние.

«Доказательство»

Ахиллес никогда не догонит черепаху, ведь пока он пробежит 1000 метров до того места, где находилась черепаха,

Слайд 18Критянин Эпименид сказал:
"Все критяне лжецы".
Эпименид сам критянин. Следовательно, он лжец.
Но

если Эпименид лгун, тогда его заявление, что все критяне лгуны

- ложно.
Значит, критяне не лгуны.
Между тем Эпименид, как определено условием, критянин, следовательно, он не лгун, и поэтому его утверждение "все критяне лгуны" - истинно.

«Парадокс лжеца»

Критянин Эпименид сказал:

Слайд 19В некой деревне, где жил единственный парикмахер-мужчина, был издан указ:

"Парикмахер имеет право брить тех и только тех жителей деревни,

которые не бреются сами". Спрашивается, может ли парикмахер брить сам себя?
Как будто не может, поскольку это запрещено указом.
И вместе с тем, если он не бреет себя, значит, попадает в число тех жителей, которые не бреются сами, а таких людей парикмахер имеет право брить.

«Парадокс парикмахера»

В некой деревне, где жил единственный парикмахер-мужчина, был издан указ:

Слайд 20Два приятеля однажды вели такой разговор.
- Видишь кучу песка?

- спросил первый.
- Я-то её вижу, - ответил

второй, - но её нет на самом деле.
- Почему? - удивился первый.
- Очень просто, - ответил второй. - Давай рассудим: одна песчинка, очевидно, не образует кучи песка. Если n песчинок не могут образовать кучи песка, то и после прибавления ещё одной песчинки они по-прежнему не могут образовать кучи. Следовательно, никакое число песчинок не образует кучи, т. е. кучи песка нет.

«Парадокс кучи»

Два приятеля однажды вели такой разговор. - Видишь кучу песка? - спросил первый.  - Я-то её

Слайд 21ПАРАДОКС - это два противоположных утверждения, для каждого из которых

имеются кажущиеся убедительными аргументы.
Парадокс в более узком

и более современном значении – это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.
Софизмы являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные и доказательные.
Софизм – это обман. Но обман тонкий и закамуфлированный, так что его не сразу и не каждому удается раскрыть.

Вывод:

ПАРАДОКС - это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются кажущиеся убедительными аргументы.   Парадокс

Слайд 22Список литературы.
А.Г. Мадера, Д.А. Мадера «Математические софизмы» Москва, «Просвещение», 2003г.
Ф.Ф.

Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка» Москва, «Просвещение», 1988г.
«Большая энциклопедия Кирилла

и Мефодия 2004г

Литература

Список литературы.А.Г. Мадера, Д.А. Мадера «Математические софизмы» Москва, «Просвещение», 2003г.Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка» Москва, «Просвещение»,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика