Слайд 1Технология модульного обучения
Доводы,
до которых человек додумывается сам, убеждают
его больше, чем те, которые
пришли в голову другим.
Паскаль
Модуль – это функциональный целевой узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.
Слайд 3Основная цель модульного обучения – формирование навыков самообразования.
Сущность модульного обучения
состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с определенной
дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
В модуле объединено: учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению дидактических целей.
Меняется форма общения. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение.
Преподаватель перестает быть носителем информации, становясь консультантом.
Слайд 4Исходные научные идеи:
Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда
учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий
студента, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если студент выполняет задание с дозированной помощью учителя или однокурсников(подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики : то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, студент переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
Слайд 5Задачи учителя.
Разработка инструкций модулей.
Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока.
Управление учебно-позновательной
деятельностью через модули.
Уточнение модулей при практической работе с ними.
Контроль и
коррекция усвоения знаний, умений и навыков.
Слайд 6АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Название модуля. Короткое, точное, понятное. В случае
затруднений допускается использование подзаголовков.
Цель модуля.
Краткое резюме содержание модуля, написанное в
эвристическом ключе. Примерная лексика:
В этом модуле Вы познакомитесь с ... Для того, чтобы ... Ответы на эти вопросы Вы найдете на таких-то страницах. Задания для самоконтроля помогут Вам проверить уровень и качество своих знаний. Правильные ответы - на таких-то страницах.
План модуля. Примерно от трех до восьми пунктов. С короткими пояснениями к ним.
Изложение учебного материала (по небольшим порциям, частям). Примерный объем каждой порции 1-2, реже 3 страницы. Материал излагается простым, понятным языком, так, чтобы для понимания текста помощь учителя не требовалась ни одному ученику. Все понятия точно определены, приведены в систему
Задания в тестовой форме к каждой порции модуля. Задания в других формах для проверки знаний и умений.
Развивающие и творческие задания.
Тестовый контроль по всему материалу модуля. Критерий полного усвоения модуля и перехода к изучению другого модуля.
Слайд 7 Типизация УЭ на основе носителя
учебной информации.
Слайд 8Преимущество модульных технологий.
Генерализация учебного материала, разбивка на блоки модули.
Комплексное планирование
задач урока.
Оптимальная последовательность этапов.
Дифференцированный подход к учащимся.
Усиление мотивации обучения.
Максимальная индивидуализация.
Самооценка
и саморегуляция учащимися своих учебных достижений.
Варьирование функций педагога от информационно- контролирующей до консультационно – координирующей.
Адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет диагностики знаний и темпа усвоения.
Слайд 9Преимущества для студентов:
студенты точно знают, что они должны усвоить, в
каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;
студенты
могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
учебный процесс сконцентрирован на студенте, а не на преподавателе.
Слайд 10Преимущества для учителей:
учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных
проблемах обучающихся;
учитель своевременно определяет проблемы в обучении;
учитель выполняет
творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления студентов, активизации их внимания, мышления и памяти, оказании всевозможной помощи.
Слайд 11Основные трудности для студентов:
студенты должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных
целей;
студенты должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
студенты сами
несут ответственность за свое обучение.
Слайд 12Основные трудности для учителей:
Учителям трудно изменить привычный образ мыслей и
действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в
учебном процессе и стать помощником студента в достижении поставленных целей;
Уровень готовности студента к выполнению самостоятельной учебной деятельности.
Материальные возможности образовательного учреждения.
Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной