Слайд 1
«Технология проблемного обучения
как средство повышения мотивации
при изучении математики».
Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение «СОШ №1 ст. Кардоникской»
Слайд 2Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше-
предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее
энергичным и плодотворным становится процесс обучения.
И. Лернер
Слайд 3«РФ провозглашает область образования приоритетной». В условиях стремительного научно- технического
прогресса «обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора».
Поэтому главные задачи современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Слайд 8
Профессиональный интерес вызывает технология проблемного обучения, которая в последнее время
приобретает значительную популярность. Это объясняется тем, что в своей педагогической
деятельности необходимо реализовывать инновационные подходы в обучении. Свою работу с учащимися учитель должен выстраивать так, чтобы создать для учащегося возможность занимать активную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем или программой материал, а самому искать ответы, вступая в диалог с окружающим миром.
Слайд 15
недостаточна или
отсутствует
мотивация к
изучению предмета
пассивность в ходе
учебных занятий
учащиеся не усваивают
материал
в силу
особенностей памяти,
восприятия, мышления
действующие учебники
по математике не
содержат проблемных
ситуаций
неудовлетворенность
организацией
взаимодействия на уроке
между учителем и учеником
Проблемы
Слайд 16Противоречия:
между необходимостью формирования прочных знаний, умений, навыков и большим объемом
теоретических сведений, получаемых на уроках математики;
между высокими требованиями, предъявляемыми к
математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени.
Слайд 17Актуальность.
Актуальная значимость данной темы
педагогического проекта заключается в том, что при переходе к стандартам
нового поколения меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции. Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии, которые позволяют сделать ученика активным участником учебного процесса. К таким технологиям относится технология проблемного обучения.
Слайд 18
К тому же у части учеников положительная мотивация к изучению
предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают
значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления.
Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.
Слайд 19НОВИЗНА ОПЫТА:
Новизна такого направления работы заключается в объединении возможностей технологии проблемного
обучения с возможностями традиционных с целью повышения мотивации и активизации
творческих способностей учащихся. Так проблемное изложение может быть использовано в работе учителя как на уроке, так и в воспитательной работе во внеурочное время: проблемы нравственности, эстетические и другие имеют ту же природу, что и проблемы в математике или физике.
Слайд 20
Изучение и внедрение в практику педагогической деятельности технологии проблемного обучения
для формирования положительных мотивов к изучению математики.
Цель проблемного обучения:
Слайд 21формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности
(они более эффективно фиксируются в памяти учащегося, если получены в
процессе решения проблемных ситуаций);
- развитие способностей, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).
Основные цели
педагогической деятельности:
Слайд 22Технология проблемного обучения
-это организация под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности
обучаемых по решению учебных проблем, вследствие чего формируются новые знания,
умения и навыки, развиваются познавательные способности, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие значимые личностные качества.
Слайд 231) преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а выдвигает перед
обучаемыми задачу (создает проблемную ситуацию) и побуждает к ее разрешению;
2) проблемная
ситуация возникает в случае, если: актуализировано противоречие между существующим знанием и незнанием (невозможность разрешить проблемную ситуацию известными методами и приемами); старыми знаниями и новыми фактами (знаниями более низкого и более высокого уровня, житейскими и научными знаниями, несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями); имеющимся знанием и изменившимися практическими условиями его применения;
3) теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
Слайд 244) практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучаемых
знаний для его теоретического обоснования; проблемная ситуация обладает дидактической ценностью лишь
в случае, если предлагаемое проблемное задание (учебная задача, вопросы, практические задачи) соответствует интеллектуальным возможностям обучаемого, побуждает его выйти из сложившейся ситуации, снять возникшее противоречие; 5) основные формы проблемного обучения (по степени познавательной самостоятельности обучаемых);
6) проблемное изложение – демонстрация преподавателем обучаемым разворачивающейся логики научного решения поставленной проблемы (минимум познавательной самостоятельности);
Слайд 255) основные формы проблемного обучения (по степени познавательной самостоятельности обучаемых);
6) проблемное изложение
– демонстрация преподавателем обучаемым разворачивающейся логики научного решения поставленной проблемы
(минимум познавательной самостоятельности);
7) частично-поисковая деятельность (направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемых к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на проблемные вопросы);
8) исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск обучаемыми путей и способов решения проблемы.
Слайд 26
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной,
поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть
представлен как цепь проблемных ситуаций.
Слайд 27Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:
– оптимальный подбор
проблемных ситуаций и средств их создания;
отбор ситуаций тесно связан с
применением их в повседневной жизни;
учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ученика.
Слайд 28Логическая структура урока в логике проблемного обучения имеет не линейный
характер, а более сложный: если в начале урока поставлена проблема,
а следующий ход урока направлен на ее разрешение, то обращение к данной проблеме происходит в течение всего урока.
Слайд 29Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя,
подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников.
Слайд 30 Объект исследования: процесс обучения математики учащихся школы;
Предмет исследования: проблемное обучение на уроках математики.
Слайд 31Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
1)
Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти
способ его разрешения.
2) Сталкивает противоречия практической деятельности.
3) Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Слайд 324) Предлагает рассмотреть явление с различных позиций.
5) Побуждает обучаемых делать
сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы
(на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения).
6) Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
Слайд 337) Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными
данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с
заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения), анализирует умение применять полученные знания.
Важно и то, что проблемное обучение, приучает учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.
Слайд 34Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного
материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что
обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Слайд 35Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы
его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения
усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека. Именно поэтому я очень часто организую уроки с использованием «проблемных ситуаций». Такой подход к изучению данной темы пробуждает у учащихся желание творить. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки мною вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания
Слайд 36Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при
объяснении, закреплении, контроле.
Слайд 37В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:
Тонко
чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить
перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.
2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая директивных приемов.
3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.
4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение, предлагая им свою помощь или адресуя их к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
Слайд 39Преимущества и предполагаемые результаты применения технологии проблемного обучения:
1) более высокий
уровень умственного развития обучаемых,
2) сформирована познавательная самостоятельность;
3) развит интерес к
учебному труду;
Преимущества и предполагаемые результаты применения технологии проблемного обучения:
1) более высокий уровень умственного развития обучаемых,
2) сформирована познавательная самостоятельность;
3) развит интерес к учебному труду;
Слайд 40ГИПОТЕЗА:
если на уроках применять проблемное обучение, то это
будет способствовать повышению мотивации школьников к изучению математики.
Слайд 41НОВИЗНА ОПЫТА:
объединение возможностей технологии проблемного обучения с возможностями
традиционных с целью повышения мотивации и активизации творческих способностей учащихся.
Слайд 42ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
устойчивая мотивация к изучению математики;
сознательные предметные знания и умения,
усвоенные системно на длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность
к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
социальные компетентности; развитие социального опыта учащихся.
Слайд 45Критерии
эффективности
Проблемного
обучения
Рост количества
обучающихся,
принимающих участие во
внеклассных
математических
мероприятиях
Распространение
опыта
Устойчивая внутренняя
мотивация
к
изучению математики
Результаты Г(И)А
И ЕГЭ
Сохранение качества
обученности
Слайд 46Выводы.
Таким образом, применение технологии проблемного обучения при
изучении математики дает возможность обучающимся:
уметь работать с информацией, делать выводы,
анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
повысить уровень мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений;
уметь применять полученные знания в практической деятельности;
развить способности, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).