Разделы презентаций


Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении математики.

Содержание

Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше- предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения. И. Лернер

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
«Технология проблемного обучения
как средство повышения мотивации

при изучении математики».

Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна
Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение «СОШ №1 ст. Кардоникской»
«Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении математики».Учитель математики и информатики Буланчикова

Слайд 2Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше-

предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее

энергичным и плодотворным становится процесс обучения.

И. Лернер
Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше- предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить,

Слайд 3«РФ провозглашает область образования приоритетной». В условиях стремительного научно- технического

прогресса «обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно

принимать ответственные решения в ситуации выбора».

Поэтому главные задачи современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
«РФ провозглашает область образования приоритетной». В условиях стремительного научно- технического прогресса «обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди,

Слайд 8

Профессиональный интерес вызывает технология проблемного обучения, которая в последнее время

приобретает значительную популярность. Это объясняется тем, что в своей педагогической

деятельности необходимо реализовывать инновационные подходы в обучении. Свою работу с учащимися учитель должен выстраивать так, чтобы создать для учащегося возможность занимать активную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем или программой материал, а самому искать ответы, вступая в диалог с окружающим миром.
Профессиональный интерес вызывает технология проблемного обучения, которая в последнее время приобретает значительную популярность. Это объясняется тем, что

Слайд 15
недостаточна или
отсутствует
мотивация к
изучению предмета




пассивность в ходе
учебных занятий


учащиеся не усваивают
материал

в силу
особенностей памяти,
восприятия, мышления


действующие учебники
по математике не

содержат проблемных
ситуаций

неудовлетворенность
организацией
взаимодействия на уроке
между учителем и учеником

Проблемы

недостаточна илиотсутствуетмотивация кизучению предметапассивность в ходе учебных занятийучащиеся не усваиваютматериал в силуособенностей памяти,восприятия, мышлениядействующие учебникипо математике не

Слайд 16Противоречия:
между необходимостью формирования прочных знаний, умений, навыков и большим объемом

теоретических сведений, получаемых на уроках математики;

между высокими требованиями, предъявляемыми к

математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;

между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени.
Противоречия:между необходимостью формирования прочных знаний, умений, навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики;между высокими

Слайд 17Актуальность.
Актуальная значимость данной темы

педагогического проекта заключается в том, что при переходе к стандартам

нового поколения меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции. Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии, которые позволяют сделать ученика активным участником учебного процесса. К таким технологиям относится технология проблемного обучения.
Актуальность.     Актуальная значимость данной темы педагогического проекта заключается в том, что при переходе

Слайд 18

К тому же у части учеников положительная мотивация к изучению

предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают

значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления.
Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.
К тому же у части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении

Слайд 19НОВИЗНА ОПЫТА:
Новизна такого направления работы заключается в объединении возможностей технологии проблемного

обучения с возможностями традиционных с целью повышения мотивации и активизации

творческих способностей учащихся. Так проблемное изложение может быть использовано в работе учителя как на уроке, так и в воспитательной работе во внеурочное время: проблемы нравственности, эстетические и другие имеют ту же природу, что и проблемы в математике или физике.
НОВИЗНА ОПЫТА:Новизна такого направления работы заключается в объединении возможностей технологии проблемного обучения с возможностями традиционных с целью повышения

Слайд 20
Изучение и внедрение в практику педагогической деятельности технологии проблемного обучения

для формирования положительных мотивов к изучению математики.
Цель проблемного обучения:

Изучение и внедрение в практику педагогической деятельности технологии проблемного обучения для формирования положительных мотивов к изучению математики.Цель

Слайд 21формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности

(они более эффективно фиксируются в памяти учащегося, если получены в

процессе решения проблемных ситуаций);

- развитие способностей, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).

Основные цели педагогической деятельности:

формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности (они более эффективно фиксируются в памяти учащегося,

Слайд 22Технология проблемного обучения
-это организация под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности

обучаемых по решению учебных проблем, вследствие чего формируются новые знания,

умения и навыки, развиваются познавательные способности, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие значимые личностные качества.
Технология проблемного обучения-это организация под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем, вследствие чего

Слайд 231)​ преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а выдвигает перед

обучаемыми задачу (создает проблемную ситуацию) и побуждает к ее разрешению;

2)​ проблемная

ситуация возникает в случае, если: актуализировано противоречие между существующим знанием и незнанием (невозможность разрешить проблемную ситуацию известными методами и приемами); старыми знаниями и новыми фактами (знаниями более низкого и более высокого уровня, житейскими и научными знаниями, несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями); имеющимся знанием и изменившимися практическими условиями его применения;

3)​ теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;

1)​ преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а выдвигает перед обучаемыми задачу (создает проблемную ситуацию) и побуждает

Слайд 244)​ практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучаемых

знаний для его теоретического обоснования; проблемная ситуация обладает дидактической ценностью лишь

в случае, если предлагаемое проблемное задание (учебная задача, вопросы, практические задачи) соответствует интеллектуальным возможностям обучаемого, побуждает его выйти из сложившейся ситуации, снять возникшее противоречие; 5)​ основные формы проблемного обучения (по степени познавательной самостоятельности обучаемых);
6)​ проблемное изложение – демонстрация преподавателем обучаемым разворачивающейся логики научного решения поставленной проблемы (минимум познавательной самостоятельности);

4)​ практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучаемых знаний для его теоретического обоснования; проблемная ситуация обладает

Слайд 255)​ основные формы проблемного обучения (по степени познавательной самостоятельности обучаемых);

6)​ проблемное изложение

– демонстрация преподавателем обучаемым разворачивающейся логики научного решения поставленной проблемы

(минимум познавательной самостоятельности);

7)​ частично-поисковая деятельность (направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемых к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на проблемные вопросы);

8)​ исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск обучаемыми путей и способов решения проблемы.
5)​ основные формы проблемного обучения (по степени познавательной самостоятельности обучаемых);6)​ проблемное изложение – демонстрация преподавателем обучаемым разворачивающейся логики научного

Слайд 26

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной,

поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть

представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала,

Слайд 27Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов: 
– оптимальный подбор

проблемных ситуаций и средств их создания;

отбор ситуаций тесно связан с

применением их в повседневной жизни;

учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ученика.
Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:  – оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;отбор

Слайд 28Логическая структура урока в логике проблемного обучения имеет не линейный

характер, а более сложный: если в начале урока поставлена проблема,

а следующий ход урока направлен на ее разрешение, то обращение к данной проблеме происходит в течение всего урока.
Логическая структура урока в логике проблемного обучения имеет не линейный характер, а более сложный: если в начале

Слайд 29Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя,

подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные

Слайд 30 Объект исследования: процесс обучения математики учащихся школы;

Предмет исследования: проблемное обучение на уроках математики.

Объект исследования: процесс обучения математики учащихся школы;  Предмет исследования: проблемное обучение на уроках математики.

Слайд 31Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
1)

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти

способ его разрешения.
2) Сталкивает противоречия практической деятельности.
3) Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов: 1) Учитель подводит школьников к противоречию и

Слайд 324) Предлагает рассмотреть явление с различных позиций.
5) Побуждает обучаемых делать

сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы

(на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения).
6) Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
4) Предлагает рассмотреть явление с различных позиций.5) Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

Слайд 337) Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными

данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с

заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения), анализирует умение применять полученные знания.

Важно и то, что проблемное обучение, приучает учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.

7) Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с

Слайд 34Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного

материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что

обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.


Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.

Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка

Слайд 35Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы

его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения

усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека. Именно поэтому я очень часто организую уроки с использованием «проблемных ситуаций». Такой подход к изучению данной темы пробуждает у учащихся желание творить. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки мною вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания
Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только

Слайд 36Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при

объяснении, закреплении, контроле.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Слайд 37В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:

Тонко

чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить

перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.

2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая директивных приемов.

3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение, предлагая им свою помощь или адресуя их к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся,

Слайд 39Преимущества и предполагаемые результаты применения технологии проблемного обучения:

1) более высокий

уровень умственного развития обучаемых,
2) сформирована познавательная самостоятельность;
3) развит интерес к

учебному труду;

Преимущества и предполагаемые результаты применения технологии проблемного обучения:

1) более высокий уровень умственного развития обучаемых,
2) сформирована познавательная самостоятельность;
3) развит интерес к учебному труду;

Преимущества и предполагаемые результаты применения технологии проблемного обучения:1) более высокий уровень умственного развития обучаемых,2) сформирована познавательная самостоятельность;3)

Слайд 40ГИПОТЕЗА:

если на уроках применять проблемное обучение, то это

будет способствовать повышению мотивации школьников к изучению математики.

ГИПОТЕЗА:  если на уроках применять проблемное обучение, то это будет способствовать повышению мотивации школьников к изучению

Слайд 41НОВИЗНА ОПЫТА:
объединение возможностей технологии проблемного обучения с возможностями

традиционных с целью повышения мотивации и активизации творческих способностей учащихся.

НОВИЗНА ОПЫТА:  объединение возможностей технологии проблемного обучения с возможностями традиционных с целью повышения мотивации и активизации

Слайд 42ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
устойчивая мотивация к изучению математики;
сознательные предметные знания и умения,

усвоенные системно на длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность

к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
социальные компетентности; развитие социального опыта учащихся.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:устойчивая мотивация к изучению математики;сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно на длительный срок;способность к различным

Слайд 45Критерии
эффективности
Проблемного
обучения


Рост количества
обучающихся,
принимающих участие во
внеклассных
математических
мероприятиях


Распространение
опыта
Устойчивая внутренняя
мотивация

к
изучению математики

Результаты Г(И)А
И ЕГЭ
Сохранение качества
обученности

КритерииэффективностиПроблемного обученияРост количества обучающихся,принимающих участие во внеклассныхматематических мероприятияхРаспространение опытаУстойчивая внутренняямотивация к изучению математикиРезультаты Г(И)АИ ЕГЭСохранение качестваобученности

Слайд 46Выводы.
Таким образом, применение технологии проблемного обучения при

изучении математики дает возможность обучающимся:
уметь работать с информацией, делать выводы,

анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
повысить уровень мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений;
уметь применять полученные знания в практической деятельности;
развить способности, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).
Выводы.   Таким образом, применение технологии проблемного обучения при изучении математики дает возможность обучающимся:уметь работать с

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика