Слайд 1
теорема Пифагора и её применение 
 
   
                                                            
                                             
                                           Краевая научно-практическая
                    конференция старшеклассников
                <<Эврика>>
                                                            Авторы проекта:
                                                            Шмитько Егор,
                                                            Ушенина Юлия
                                                                учащиеся 10 “А” кл
                                                                 МОУ гимназии № 40
                                                            г. Краснодара
                                                                                            
                                                                     Научный руководитель-
                                                           И.А Шмитько,
                                                                  преподаватель мате-
                                                     матики
                                                                МОУ гимназии №40
                                                           г.Краснодара 
                            
                                
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2  Проблема исследования:
Показать исторические истоки теоремы, умение применять полученные
                                                            
                                    
знания к решению прикладных задач.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3   Цель исследования:
Обобщить и систематизировать знания по теме,
                                                            
                                    
учиться воспринимать материал в целостной системе различных предметов.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Задачи исследования:
Расширение познавательного интереса к изучению геометрии.
Разносторонний подход к изучению
                                                            
                                    
данной темы: как историки, лирики, теоретики и как практики.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                    
теорема
В прямоугольном треугольнике   квадрат гипотенузы равен сумме квадратов
                                    катетов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Интересные факты
Память . 
Афоризмы.
Высказывания.
Разное.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
Память.
Памятник Пифагору находится в порту города Пифагория и напоминает всем
                                                            
                                    
о теореме Пифагора, наиболее известном его открытии. Катет, лежащий в
                                    основании треугольника - мраморный , гипотенуза и фигура самого Пифагора в виде второго катета - медные. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8        Афоризмы.
«Не садись
                                                            
                                    
на хлебную меру»	С равным достоинством относись к малым и великим
                                    мира сего.
«Через весы не шагай»	Не нарушай равновесия в природе.
«Будь с тем, кто ношу взваливает, не будь с тем, кто  ношу  сваливает»	Дружбу держи с кем мудрость постигаешь, чурайся глупцов, кто праздно время проводит.
«Ласточек в доме не держи»	Не замыкайся в себе, что знаешь, свободной судьбе предоставь.
«Не ешь сердца»	Не ничтожь  счастье других и не терзай себя душевными муками.
«Корми петуха, но не приноси его в жертву, поскольку посвящен он Солнцу и Луне»	Соразмерно чти и храни вожака и правителя, но не поступай вероломно, не предавай.
«Меру во всем соблюдай и дела свои  во время делай» 	
«Начало – пол-целого дела» 	
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9   Изречения Пифагора
Статуя формой своей хороша,
А человека украсят
                                                            
                                    
дела. 
        
                                                                                         
Шуткой беседу укрась, освети.
Шутка, что соль. Лишь не пересоли…
Лучше молчи, ну, а коль говоришь,
Пусть будет лучше, чем то, что молчишь. 
Если ты в гневе, не смей говорить!
Действовать резко и злобу сорить.
 Пред тем, как станешь говорить, пусть мысль созреет
Под языком твоим. Созревшая - все смеет.
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                    
первым определил и изучил 
  взаимосвязь музыки и математики.
Пифагор
                                    рассматривал геометрию не как практическую и прикладную дисциплину, а как логическую науку.
Система морально-этических правил, завещанная Пифагором, была собрана в своеобразный моральный кодекс пифагорейцев «Золотые стихи».
Во Франции и некоторых областях Германии в Средневековье теорему Пифагора называли «Мостом слов», а у математиков арабского Востока – «Теоремой невесты».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Не алгебраические доказательства теоремы:
Простейшее доказательство.
Древнекитайское доказательство.
Древнеиндийское доказательство.
Доказательство Евклида.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12.
"Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных
                                                            
                                    
на его катетах." Простейшее доказательство теоремы получается в простейшем случае
                                    равнобедренного прямоугольного треугольника. Вероятно, с него и начиналась теорема. В самом деле, достаточно просто посмотреть на мозаику равнобедренных прямоугольных треугольников, чтобы убедиться в справедливости теоремы. Например, для ∧ABC : квадрат, построенный на гипотенузе АС, содержит 4 исходных треугольника, а квадраты, построенные на катетах,— по два. Теорема доказана. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Древнекитайское доказательство. Математические трактаты Древнего Китая дошли до нас в
                                                            
                                    редакции II в. до н.э. Дело в том, что в
                                    213 г. до н.э. китайский император Ши Хуан-ди, стремясь ликвидировать прежние традиции, приказал сжечь все древние книги. Во II в. до н.э. в Китае была изобретена бумага и одновременно начинается воссоздание древних книг. Так возникла тематика в девяти книгах» — главное из сохранившихся математико - астрономических сочинений в книге «Математики» помещен чертеж , доказывающий теорему Пифагора. 
.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14.
Древнеиндийское доказательство. Математики Древней Индии заметили, что для доказательства теоремы
                                                            
                                    
Пифагора достаточно использовать внутреннюю часть древнекитайского чертежа. В написанном на
                                    пальмовых листьях трактате «Сиддханта широмани» («Венец знания») крупнейшего индийского математика XII в. Бхаскары помещен чертеж с характерным для индийских доказательств словом «смотри!». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15.
Доказательство Евклида приведено в предложении 47 первой книги «Начал». На
                                                            
                                    
гипотенузе и катетах прямоугольного треугольника АВС строятся соответствующие квадраты и
                                    доказывается, что прямоугольник BJLD равновелик квадрату ABFH, а прямоугольник ICEL — квадрату АС КС. Тогда сумма квадратов на катетах будет равна квадрату на гипотенузе. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Лирики о теореме Пифагора
. теореме Пифагора посвятил свои стихи немецкий
                                                            
                                    
писатель А.Шамиссо
       
 
                                          Прибудет вечной истина, как скоро
        Её познает слабый человек!
        И ныне теорема Пифагора
        Верна, как и в его далёкий век.
         Обильно было жертвоприношенье,
         Богам от Пифагора сто быков
         Он отдал на закланье и сожженье
         За света луч, пришедший с облаков
         Поэтому всегда с тех самых пор
         Чуть истина рождается на свет
         Быки ревут, её почуя след
         Они не в силах свету помешать
        А могут лишь, закрыв глаза дрожать.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Задачи по планиметрии с практическим применением
12 апреля 1961 года Ю.А.
                                                            
                                    
Гагарин на космическом корабле “Восток” был поднят над землёй на
                                    максимальную высоту 327 километров. На каком расстоянии от корабля находились в это время наиболее удалённые от него и видимые космонавтом участки поверхности Земли? (Радиус Земли ≈6400 км).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18.
 От пристани одновременно отплыли два корабля:один на юг, со
                                                            
                                    
скоростью 16 морских миль в час, а другой на запад,
                                    со скоростью 12морских миль в час. Какое расстояние будет между кораблями через 2,5 часа(1 морская миля равна 1,85 км)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19. «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»
Задача индийского математика XII века Бхаскары
 .
«На берегу
                                                            
                                    
реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь
                                    упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в этом месте река
В четыре лишь фута была широка
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Задача из китайской «Математики в девяти книгах»
.
«Имеется водоем со стороной
                                                            
                                    
в
1 чжан = 10 чи. В центре его растет
камыш, который
                                    выступает над водой
на 1 чи. Если потянуть камыш к бере-
гу, то он как раз коснётся его. Спраши-
вается: какова глубина воды и какова
длина камыша?».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Задача из учебника «Арифметика» Леонтия Магницкого
.
«Случися некому человеку к стене
                                                            
                                    
лестницу
прибрати, стены же тоя высота есть
117 стоп. И обреете лестницу
                                    долготью
125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея
лестницы нижний конец от стены отстояти
имать.»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22.
.
Суть истины вся в том, что нам она – навечно,
Когда
                                                            
                                    хоть раз в прозрении её увидим свет,
И теорема Пифагора через
                                    столько лет
Для нас. Как для него, бесспорна, безупречна…
(Отрывок из стихотворения А. Шамиссо)
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Заключение
В заключении еще раз хочется сказать о важности теоремы. Значение
                                                            
                                    
ее состоит прежде всего в том, что из нее или
                                    с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии. К сожалению, невозможно здесь привести все или даже самые красивые доказательства теоремы, однако хочется надеется, что приведенные примеры убедительно свидетельствуют об огромном интересе сегодня, да и вчера, проявляемом по отношению к ней.