Разделы презентаций


Теорема Пифагора. Различные способы ее доказательства

Содержание

Биография Пифагора.Пифагор Самосский (др.-греч. (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570 (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ,математик (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ,математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теорема Пифагора. История возникновения и различные способы доказательства.

Теорема Пифагора. История возникновения и различные способы доказательства.

Слайд 2Биография Пифагора.
Пифагор Самосский (др.-греч. (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570 (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 гг. до н. э.) —

древнегреческий философ (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ,математик (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ,математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Биография Пифагора.Пифагор Самосский (др.-греч. (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570 (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ,математик (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος; 570—490 гг.

Слайд 3Биография Пифагора.
Родители – Мнесарх и Партенида с Самоса
В 18-летнем

возрасте отправился в путешествие в Египет, Вавилон
Вернулся на родину в

56 лет
В греческой колонии Кротоне в Южной Италии основал свою школу
Был женат на своей ученице Феано, имел сына и дочь.
Биография Пифагора. Родители – Мнесарх и Партенида с СамосаВ 18-летнем возрасте отправился в путешествие в Египет, ВавилонВернулся

Слайд 4Пифогорейская школа.
Условия приёма в школу Пифагора:

отказаться от личной

собственности в пользу союза
не проливать крови
не употреблять мясной пищи
беречь тайну

учения своего учителя
не обучать других за вознаграждение
Пифогорейская школа.  Условия приёма в школу Пифагора:отказаться от личной собственности в пользу союзане проливать кровине употреблять

Слайд 5Легенды и мифы
Умел разговаривать с птицами и животными
Повелевал духами и

делал предсказания
Способен раздваиваться
Исцелял людей
Перевоплощённый бог Аполлон
Имел золотое бедро

Легенды и мифыУмел разговаривать с птицами и животнымиПовелевал духами и делал предсказанияСпособен раздваиватьсяИсцелял людей Перевоплощённый бог АполлонИмел

Слайд 6Изречения Пифагора
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить

только в настоящем.
Дружба есть равенство.
Жизнь подобна игрищам:

иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые — смотреть.
Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.
Изречения ПифагораВеликая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем. Дружба есть равенство. Жизнь

Слайд 7Музыка и Пифагор
Пифагор и его последователи рассчитали т.н. пифагоров строй

-математическое выражение интервалов между звуками гаммы (т.н. «лидийской» гаммы).
4

Музыка и ПифагорПифагор и его последователи рассчитали т.н. пифагоров строй -математическое выражение интервалов между звуками гаммы (т.н.

Слайд 8История возникновения теоремы Пифагора.
Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии —

одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонамипрямоугольного треугольника.

История возникновения теоремы Пифагора.Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии — одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение

Слайд 9История возникновения теоремы Пифагора.
В древнекитайской книге Чжоу би суань цзин говорится о

пифагоровом треугольнике со сторонами 3, 4 и 5. В этой

же книге предложен рисунок, который совпадает с одним из чертежей индусской геометрии Басхары.

История возникновения теоремы Пифагора.В древнекитайской книге Чжоу би суань цзин говорится о пифагоровом треугольнике со сторонами 3, 4 и

Слайд 10История возникновения теоремы Пифагора.
Мориц КанторМориц Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает,

что равенство 3 ² + 4 ² = 5² было

известно уже египтянам ещё около 2300 г. до н. э.Мориц Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство 3 ² + 4 ² = 5² было известно уже египтянам ещё около 2300 г. до н. э., во времена царя Аменемхета I (согласно папирусу 6619 Берлинского музея). По мнению Кантора, гарпедонапты, или «натягиватели верёвок», строили прямые углы при помощи прямоугольных треугольников со сторонами 3, 4 и 5.

История возникновения теоремы Пифагора.Мориц КанторМориц Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство 3 ² + 4 ²

Слайд 11История возникновения теоремы Пифагора.
Несколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонянНесколько

больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В одном тексте, относимом

ко времени ХаммурапиНесколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В одном тексте, относимом ко времени Хаммурапи, то есть к 2000 году до н. э., приводится приближённое вычисление гипотенузы равнобедренного прямоугольного треугольника[2]. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуречье умели производить вычисления с прямоугольными треугольниками, по крайней мере в некоторых случаях.
Основываясь, с одной стороны, на сегодняшнем уровне знаний о египетской и вавилонской математике, а с другой — на критическом изучении греческих источников,Ван-дер-ВарденОсновываясь, с одной стороны, на сегодняшнем уровне знаний о египетской и вавилонской математике, а с другой — на критическом изучении греческих источников,Ван-дер-Варден (голландский математик) сделал вывод о большой вероятности того, что теоремаОсновываясь, с одной стороны, на сегодняшнем уровне знаний о египетской и вавилонской математике, а с другой — на критическом изучении греческих источников,Ван-дер-Варден (голландский математик) сделал вывод о большой вероятности того, что теорема о квадрате гипотенузы была известна в Вавилоне уже около XVIII века до н. э.

История возникновения теоремы Пифагора.Несколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонянНесколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В

Слайд 12История возникновения теоремы Пифагора.
Согласно комментарию ПроклаСогласно комментарию Прокла к ЕвклидуСогласно комментарию Прокла к Евклиду, ПифагорСогласно комментарию Прокла к Евклиду, Пифагор использовал алгебраические методы,

чтобы находитьпифагоровы тройки. Однако Прокл писал, что не существует явного

упоминания, относящегося к периоду продолжительностью 5 веков после смерти Пифагора, что Пифагор был автором теоремы.
Однако, когда авторы, такие как ПлутархОднако, когда авторы, такие как Плутарх иЦицерон, пишут о теореме Пифагора, они пишут так, как будто авторство Пифагора было широко известным и несомненным.«Принадлежит ли эта формула лично перу Пифагора…, но мы можем уверенно считать, что она принадлежит древнейшему периоду пифагорейской математики».

История возникновения теоремы Пифагора.Согласно комментарию ПроклаСогласно комментарию Прокла к ЕвклидуСогласно комментарию Прокла к Евклиду, ПифагорСогласно комментарию Прокла к Евклиду, Пифагор использовал алгебраические методы, чтобы находитьпифагоровы тройки. Однако Прокл писал, что

Слайд 13История возникновения теоремы Пифагора.
По преданию, ПифагорПо преданию, Пифагор отпраздновал открытие своей теоремы гигантским

пиром, заклав на радостях сотню быков.Приблизительно в 400 г. до н. э., согласно

Проклу, ПлатонПо преданию, Пифагор отпраздновал открытие своей теоремы гигантским пиром, заклав на радостях сотню быков.Приблизительно в 400 г. до н. э., согласно Проклу, Платон дал метод нахождения пифагоровых троек, сочетающий алгебру и геометрию. Приблизительно в 300 г. до н. э. в «Началах» ЕвклидаПо преданию, Пифагор отпраздновал открытие своей теоремы гигантским пиром, заклав на радостях сотню быков.Приблизительно в 400 г. до н. э., согласно Проклу, Платон дал метод нахождения пифагоровых троек, сочетающий алгебру и геометрию. Приблизительно в 300 г. до н. э. в «Началах» Евклида появилось старейшее аксиоматическое доказательство теоремы Пифагора.


История возникновения теоремы Пифагора.По преданию, ПифагорПо преданию, Пифагор отпраздновал открытие своей теоремы гигантским пиром, заклав на радостях сотню быков.Приблизительно в

Слайд 14Формулировка теоремы

« Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника,

равновелик сумме квадратов, построенных на катетах»

« Площадь квадрата, построенного

на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах». 

Во времена Пифагора теорема звучала так:

или

Формулировка  теоремы« Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах»

Слайд 15Формулировка теоремы
«У Евклида эта теорема гласит (дословный перевод): "В прямоугольном

треугольнике квадрат стороны, натянутой над прямым углом, равен квадратам на

сторонах, заключающих прямой угол".»
  Латинский перевод арабского текста Аннаирици (около 900 г. до н. э. ) в переводе на русский гласит:"Во всяком прямоугольном треугольнике квадрат, образованный на стороне, натянутой над прямым углом, равен сумме двух квадратов, образованных на двух сторонах, заключающих прямой угол".


Формулировка  теоремы«У Евклида эта теорема гласит (дословный перевод):

Слайд 16Формулировка теоремы

В Geometria Culmonensis (около 1400 г.) в переводе теорема

читается так : "Итак, площадь квадрата, измеренного по длинной стороне,

столь же велика, как у двух квадратов, которые измерены по двум сторонам его, примыкающим к прямому углу".
В первом русском переводе евклидовых "Начал", сделанном Ф. И. Петрушевским, теорема Пифагора изложена так: "В прямоугольных треугольниках квадрат из стороны, противолежащей прямому углу, равен сумме квадратов из сторон, содержащих прямой угол".



Формулировка  теоремыВ Geometria Culmonensis (около 1400 г.) в переводе теорема читается так :

Слайд 17Формулировка теоремы
«У Евклида эта теорема гласит (дословный перевод): "В прямоугольном

треугольнике квадрат стороны, натянутой над прямым углом, равен квадратам на

сторонах, заключающих прямой угол".»
  Латинский перевод арабского текста Аннаирици (около 900 г. до н. э. ) в переводе на русский гласит:"Во всяком прямоугольном треугольнике квадрат, образованный на стороне, натянутой над прямым углом, равен сумме двух квадратов, образованных на двух сторонах, заключающих прямой угол".


Формулировка  теоремы«У Евклида эта теорема гласит (дословный перевод):

Слайд 18Современная формулировка
« В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов

катетов».    

Современная формулировка« В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».    

Слайд 19Доказательства теоремы
Существует около 500 различных доказательств этой теоремы

(геометрических, алгебраических, механических и т.д.).

Доказательства теоремы  Существует около 500 различных доказательств этой теоремы (геометрических, алгебраических, механических и т.д.).

Слайд 20Самое простое доказательство
Рассмотрим квадрат, показанный на рисунке. Сторона квадрата равна a

+ c.
c
a

Самое простое доказательствоРассмотрим квадрат, показанный на рисунке. Сторона квадрата равна a + c. ca

Слайд 21


В одном случае (слева) квадрат разбит на квадрат

со стороной b и четыре прямоугольных треугольника с катетами a

и c.

a

c

a

c

В другом случае (справа) квадрат разбит на два квадрата со сторонами a и c и четыре прямоугольных треугольника с катетами a и c.

a

c

Таким образом, получаем, что площадь квадрата со стороной b равна сумме площадей квадратов со сторонами a и c.

В одном случае (слева) квадрат разбит на квадрат со стороной b и четыре прямоугольных треугольника

Слайд 22Доказательство Евклида
Дано:
ABC-прямоугольный треугольник
Доказать:
SABDE=SACFG+SBCHI

Доказательство Евклида Дано: ABC-прямоугольный треугольник Доказать:SABDE=SACFG+SBCHI

Слайд 23Доказательство:
Пусть ABDE-квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника ABC, а

ACFG и BCHI-квадраты, построенные на его катетах. Опустим из вершины

C прямого угла перпендикуляр CP на гипотенузу и продолжим его до пересечения со стороной DE квадрата ABDE в точке Q; соединим точки C и E, B и G.
Доказательство: Пусть ABDE-квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника ABC, а ACFG и BCHI-квадраты, построенные на его катетах.

Слайд 24Очевидно, что углы CAE=GAB(=A+90°); отсюда следует, что треугольники ACE и

AGB(закрашенные на рисунке) равны между собой (по двум сторонам и

углу, заключённому между ними). Сравним далее треугольник ACE и прямоугольник PQEA; они имеют общее основание AE и высоту AP, опущенную на это основание, следовательно
SPQEA=2SACE
Точно так же квадрат FCAG и треугольник BAG имеют общее основание GA и высоту AC; значит, SFCAG=2SGAB

Отсюда и из равенства треугольников ACE и GBA вытекает равновеликость прямоугольника QPBD и квадрата CFGA; аналогично доказывается и равновеликость прямоугольника QPAE и квадрата CHIB. А отсюда, следует, что квадрат ABDE равновелик сумме квадратов ACFG и BCHI, т.е. теорема Пифагора.

Очевидно, что углы CAE=GAB(=A+90°); отсюда следует, что треугольники ACE и AGB(закрашенные на рисунке) равны между собой (по

Слайд 25Алгебраическое доказательство
Дано: ABC-прямоугольный треугольник
Доказать: AB2=AC2+BC2
                                         
 Доказательство:
1) Проведем высоту CD из вершины прямого

угла С. 2) По определению косинуса угла соsА=AD/AC=AC/AB, отсюда следует
AB*AD=AC2.
3) Аналогично соsВ=BD/BC=BC/AB,

значит
AB*BD=BC2.
4) Сложив полученные равенства почленно, получим:
AC2+BC2=АВ*(AD + DB)
AB2=AC2+BC2. Что и требовалось доказать.
Алгебраическое доказательствоДано: ABC-прямоугольный треугольникДоказать: AB2=AC2+BC2                                          Доказательство: 1) Проведем высоту CD из вершины прямого угла С. 2) По определению косинуса угла

Слайд 26Геометрическое доказательство

Дано: ABC-прямоугольный треугольник
Доказать: BC2=AB2+AC2
Доказательство:
1) Построим отрезок CD равный отрезку

AB на продолжении катета AC прямоугольного треугольника ABC. Затем опустим

перпендикуляр ED к отрезку AD, равный отрезку AC, соединим точки B и E. 2) Площадь фигуры ABED можно найти, если рассматривать её как сумму площадей трёх треугольников:

SABED=2*AB*AC/2+BC2/2
3) Фигура ABED является трапецией, значит, её площадь равна:
SABED= (DE+AB)*AD/2.
4) Если приравнять левые части найденных выражений, то получим:
AB*AC+BC2/2=(DE+AB)(CD+AC)/2
AB*AC+BC2/2= (AC+AB)2/2
AB*AC+BC2/2= AC2/2+AB2/2+AB*AC
BC2=AB2+AC2.
   Это доказательство было опубликовано в 1882 году Гэрфилдом.

Геометрическое доказательство Дано: ABC-прямоугольный треугольникДоказать: BC2=AB2+AC2Доказательство: 1) Построим отрезок CD равный отрезку AB на продолжении катета AC прямоугольного

Слайд 27V. Доказательство теоремы через подобные треугольники.



Пусть ABC есть прямоугольный треугольник с прямым

углом C. Проведём высоту из C и обозначим её основание через H. Треугольник ACH подобен треугольнику ABC по двум

углам. Аналогично, треугольникCBH подобен ABC. 
V. Доказательство теоремы через подобные треугольники.Пусть ABC есть прямоугольный треугольник с прямым углом C. Проведём высоту из C и обозначим её основание

Слайд 28V. Доказательство теоремы через подобные треугольники.



  Введя обозначения

получаем


что эквивалентно

V. Доказательство теоремы через подобные треугольники.  Введя обозначения  получаем что эквивалентно

Слайд 29V. Доказательство теоремы через подобные треугольники.



 сложив получаем

или



V. Доказательство теоремы через подобные треугольники. сложив получаем или

Слайд 30 Значение теоремы Пифагора
Теорема Пифагора- это одна из самых важных

теорем геометрии. Значение её состоит в том, что из неё

или с её помощью можно вывести большинство теорем геометрии.
Значение теоремы ПифагораТеорема Пифагора- это одна из самых важных теорем геометрии. Значение её состоит в том,

Слайд 31Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и

называли его Dons asinorum - ослиный мост, или elefuga -

бегство «убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста. Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее также «ветряной мельницей», составляли стихи, вроде «Пифагоровы штаны на все стороны равны», рисовали карикатуры.
Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и называли его Dons asinorum - ослиный мост,

Слайд 32СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика