Разделы презентаций


Транспортные задачи и задачи о назначениях

Содержание

ЛитератураЭкономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Федосеева. — 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — раздел 3.2.Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 5. Транспортные задачи и задачи о назначениях
Содержание лекции:

Формулировка транспортной задачи
Метод

потенциалов
Особенности решения открытой транспортной задачи
Задача о назначениях

Транспортные задачи и задачи

о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011
Лекция 5. Транспортные задачи и задачи о назначенияхСодержание лекции:Формулировка транспортной задачиМетод потенциаловОсобенности решения открытой транспортной задачиЗадача о

Слайд 2Литература
Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов /

Под ред. В.В. Федосеева. — 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

— раздел 3.2.
Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. – 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2005. — раздел 2.2.6.
Вентцель Е.С. Исследование операций: Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001.

/18

Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

ЛитератураЭкономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Федосеева. — 2-е изд.

Слайд 35.1. Формулировка транспортной задачи
Дано:
Множество I, включающее m пунктов отправления груза,

имеющегося в количествах ai (i=1…m)
Множество J, включающее n пунктов потребления,

в каждом из которых имеется спрос на данный груз в количестве bj (j=1…n)
Затраты cij на перевозку единицы груза между пунктами i и j
Найти:
План перевозок X = (xij), согласно которому груз из пунктов отправления перевозится в пункты потребления с минимальными издержками, а спрос удовлетворяется полностью

Обычно предполагается, что общий размер запасов груза равен спросу (закрытая транспортная задача).
При этом условии задача всегда имеет оптимальное решение.

/18

Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

5.1. Формулировка транспортной задачиДано:Множество I, включающее m пунктов отправления груза, имеющегося в количествах ai (i=1…m)Множество J, включающее

Слайд 45.1.
Математическая запись
/18
Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов,

2007-2011

5.1.  Математическая запись/18Транспортные задачи и задачи о назначениях  © Н.М. Светлов, 2007-2011

Слайд 55.1
Получившаяся задача имеет форму задачи линейного программирования
Её можно решить симплексным

методом
Однако есть более эффективные способы её решения
/18
Транспортные задачи и задачи

о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011
5.1Получившаяся задача имеет форму задачи линейного программированияЕё можно решить симплексным методомОднако есть более эффективные способы её решения/18Транспортные

Слайд 65.2. Метод потенциалов
/18
Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М.

Светлов, 2007-2011

5.2. Метод потенциалов/18Транспортные задачи и задачи о назначениях  © Н.М. Светлов, 2007-2011

Слайд 75.2.1. Начальное распределение транспортных потоков
Теоретическая основа
Ранг матрицы ограничений транспортной задачи

равен n+m–1
В оптимальном плане все переменные, кроме n+m–1, будут

свободными
Следовательно, равными нулю
Метод северо-западного угла
Не использует данных о затратах
Обычно приводит к распределению, требующему много корректировок
Зато самый простой ☺

/18

Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

5.2.1. Начальное распределение транспортных потоковТеоретическая основаРанг матрицы ограничений транспортной задачи равен n+m–1 В оптимальном плане все переменные,

Слайд 8

5.2.1
i=1, j=1
xij = min(a’i,b’j)
Если xij = a’i, то i ←

i+1; иначе j ← j+1
Если i>m, то процесс завершён; иначе переход к

2.



Ещё не вывезенный остаток

Ещё не удовлетво-рённый спрос



20









Начальное распределение получено!

/18

i =1

j =1

i =2

i =3

j =2

j =3

Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

√5.2.1i=1, j=1xij = min(a’i,b’j)Если xij = a’i, то i ← i+1; иначе j ← j+1Если i>m, то

Слайд 95.2.2. Расчёт потенциалов
Теоретическая основа
Потенциалы приписываются поставщикам (ui) и потребителям (vj).
Уравнение

потенциалов
cij = vj – ui
Расчёт потенциалов:
подобрать такие vj и

ui, чтобы уравнение потенциалов выполнялось для всех базисных клеток (перевозок)

/18

Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

5.2.2. Расчёт потенциаловТеоретическая основаПотенциалы приписываются поставщикам (ui) и потребителям (vj).Уравнение потенциалов		cij = vj – ui Расчёт потенциалов:подобрать

Слайд 105.2.2
i = 1; ui = 0
В строке i находим множество

столбцов J’ с ненулевыми перевозками и нерассчитанными потенциалами
Для всех j

∈ J’ выполняем vj ← ui + cij
В столбце j находим множество строк I’ с ненулевыми перевозками и нерассчитанными потенциалами.
Для всех i ∈ I’ выполняем ui ← vj – cij
Выполняем (2)
Процесс закончен, когда I’ или J’ оказывается пустым


Расчёт потенциалов завершён!

0




6




-2




6




0




12



/18

Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

5.2.2i = 1; ui = 0В строке i находим множество столбцов J’ с ненулевыми перевозками и нерассчитанными

Слайд 115.2.3. Проверка оптимальности
Теоретическая основа
По используемым перевозкам cij разница в «ценах»

(потенциалах) у потребителя j и у поставщика i равна стоимости

перевозки
это следует из способа расчёта потенциалов
Неиспользуемая перевозка cij выгодна, если разница в «ценах» (потенциалах) у потребителя j и у поставщика i больше стоимости перевозки
Условие оптимальности
Разница в потенциалах потребителя и поставщика по всем неиспользуемым перевозкам не больше стоимости перевозки

/18

Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

5.2.3. Проверка оптимальностиТеоретическая основаПо используемым перевозкам cij разница в «ценах» (потенциалах) у потребителя j и у поставщика

Слайд 125.2.3
Условие оптимальности
Разница в потенциалах потребителя и поставщика по всем неиспользуемым

перевозкам не больше стоимости перевозки
В нашем примере выполняется не по

всем неисп. перевозкам
Выполняется только для 1 ➲ 2.
Значит, требуется переход к п.4. – корректировка плана

/18

Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

-3

5

9

2

5.2.3Условие оптимальностиРазница в потенциалах потребителя и поставщика по всем неиспользуемым перевозкам не больше стоимости перевозкиВ нашем примере

Слайд 135.2.4. Корректировка плана
Выбираем клетку
с превышением разности потенциалов потребителя и поставщика

над стоимостью транспортировки
как правило, с наибольшим
Строим контур (см. схему), начиная

с данной клетки
Помечаем вершины контура знаками + и –
начинаем со знака + в выбранной свободной клетке

Находим наименьшую из величин в клетках со знаком –
Вычитаем её из всех клеток «–» и прибавляем ко всем клеткам «+»
Одну из клеток, в которых оказался нуль, объявляем свободной.

Переходим к проверке критерия оптимальности

/18

Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

5.2.4. Корректировка планаВыбираем клетку	с превышением разности потенциалов потребителя и поставщика над стоимостью транспортировки	как правило, с наибольшимСтроим контур

Слайд 145.2.4

/18
Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

5.2.4/18Транспортные задачи и задачи о назначениях  © Н.М. Светлов, 2007-2011

Слайд 155.2.4
ОСОБЕННОСТИ

Контур можно построить всегда, но не всегда удаётся угадать правильный

путь
В больших задачах отыскание циклов вручную может оказаться проблематичным
Для компьютерных

программ это не составляет проблемы
Контур может оказаться вырожденным
Так случается, если наименьшим значением в клетке со знаком – оказывается нуль
Пересчёт по такому циклу не улучшает план, вследствие чего метод может зациклиться
в этом случае выбирают другую свободную клетку в качестве начальной
Если после пересчёта получились нули в нескольких клетках, в качестве свободной можно выбрать любую из них
Остальные считаются базисными с нулевым объёмом перевозки

/18

Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

5.2.4ОСОБЕННОСТИКонтур можно построить всегда, но не всегда удаётся угадать правильный путьВ больших задачах отыскание циклов вручную может

Слайд 165.3. Особенности решения открытой транспортной задачи
/18
Транспортные задачи и задачи

о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

5.3. Особенности решения открытой транспортной задачи /18Транспортные задачи и задачи о назначениях  © Н.М. Светлов, 2007-2011

Слайд 175.4. Задача о назначениях
/18
Транспортные задачи и задачи о назначениях ©

Н.М. Светлов, 2007-2011

5.4. Задача о назначениях/18Транспортные задачи и задачи о назначениях  © Н.М. Светлов, 2007-2011

Слайд 185.4
Переформулируется в транспортную задачу по следующему правилу:
имеется n поставщиков, располагающих

единичными ресурсами
работники
имеется n потребителей с единичным спросом
работы
стоимость перевозок

равна добавленной стоимости, взятой со знаком «минус»
это делается для того, чтобы добавленная стоимость максимизировалась
Решается методом потенциалов, как обычно
«Перевозки единичного объёма груза» интерпретируются как назначение работника i на работу j
Все базисные переменные в этом случае могут принимать только единичные значения

/18

Транспортные задачи и задачи о назначениях © Н.М. Светлов, 2007-2011

5.4Переформулируется в транспортную задачу по следующему правилу:имеется n поставщиков, располагающих единичными ресурсами работникиимеется n потребителей с единичным

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика