Слайд 1
Урок-путешествие
в страну
квадратных уравнений
Человек-это сумма знаний.
Слайд 2Цели:
Закрепить определение квадратных уравнений, их виды.
Отработать навыки решения квадратных уравнений.
Развитие
логики мышления;
Развитие познавательного интереса.
Слайд 3«Стоимость билета»
В поездку мы возьмём только тех, кто
вовремя «купит билеты» - правильно заполнит карточки с заданиями.
Слайд 5Остановка №1
станция «Повторение».
Остановка первая.
И это – Повторенье.
Гласит пословица, что
это – мать учения.
Итак, давайте-ка мы вспомним,
Что называется квадратным уравненьем?
Составьте алгоритм
решения квадратного уравнения.
Слайд 6Станция «Повторение».
Алгоритм решения квадратного уравнения:
ах²+вх+с=0
Определить
коэффициенты а,в,с
Если D
D=0, то
2 корня
Если D>0, то
1 корень
Уравнение не
имеет корней
Слайд 7Станция «Повторение».
Объясните, в чём заключается смысл ограничения в определении квадратного
уравнения а ≠ 0?
Перечислите виды квадратных уравнений.
Какое уравнение называется неполным
квадратным уравнением? Приведите пример.
Какое уравнение называется приведённым квадратным уравнением? Приведите пример.
Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
Слайд 8
Станция «Повторение».
Охарактеризуйте уравнение:
Слайд 10Остановка №2
станция «Решение»
Ну что же, повторенье
Для нас уж пройденный
этап,
И методы решенья уравнений
Пора на практике нам применять.
РЕШЕНИЕ –
вторая наша станция.
Здесь главное – найти решенье,
Проявите всё своё уменье!
Слайд 11Станция
«Решение»
Ребята, вы в билет свой посмотрите:
Увидите, что уравнений - ровно
пять.
Задача ваша – в меру поспешите-
Ответы верные ко всем искать.
Найдя,
заносите вы в клетку букву,
Которая стоит под верным решеньем.
И вот тогда прочтёте вы наверно,
Шифрованное слово – итог закономерный.
Слайд 12Если правильно Вы всё решили,
Слово «ДОБРО» Вы получили.
Даже по
буквам оно больше зла!
А уж по сути…Доброта ведь мир спасла!
У
других ребят ответы тоже правильные есть:
Решили если правильно, то это слово – ЧЕСТЬ.
Честь была в любые времена
Самым главным достояньем человека.
ЧЕСТЬЮ НАДО ДОРОЖИТЬ ВСЕГДА!
И здесь ничто не может быть помехой!
Станция «Решение»
Слайд 13По словарю В.И.Даля:
ДОБРО – всё положительное, хорошее, полезное.
ЧЕСТЬ:
Достойные уважения и
гордости моральные качества и этические принципы личности;
Хорошая репутация и доброе
имя;
Почёт и уважение.
Слайд 14«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а
тот, кто не умеет делать зла».
В.О.Ключевский
Доброму сухари в пользу, а злому и мясо не впрок. (рус. пословица)
Добру и злу дано всегда сражаться.
И в вечной битве зло сильнее тем,
Что средства для добра не все годятся,
Меж тем как зло не брезгует ничем.
Мирза Шафи
Слайд 17Остановка №4
Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
Необходимость решать уравнения не только первой,
но и второй степени ёщё в древности была вызвана потребностью
решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей веры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, как неполные, так и полные квадратные уравнения.
Слайд 18Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских
текстах, совпадает с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне
до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилонии, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
Слайд 19Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
«Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого,
тот никогда его не поймет»
Лейбниц
Математики Древней Греции решали квадратные уравнения геометрически; например, Евклид – при помощи деления отрезка в среднем и крайнем отношениях. Задачи, приводящие к квадратным уравнениям, рассматриваются во
многих древних математических
рукописях и трактатах.
Слайд 20Формула корней квадратного уравнения «переоткрывалась» неоднократно. Один из первых дошедших
до наших дней выводов этой формулы принадлежит индийскому математику Брахмагупте
(около 598 г.).
Среднеазиатский ученый ал-Хорезми (IX в.) в трактате «Китаб аль-джебр валь -мукабала» получил эту формулу методом выделения полного квадрата с помощью геометрической интерпретации.
Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
Слайд 22Остановка №5
Станция «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНАЯ».
Стёпа Смекалкин, не решая уравнения вида
a x² +
с = 0
Сразу говорит, имеет оно корни или нет. А
вы сможете это сделать?
Слайд 23Станция «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНАЯ».
Если числа а и с одного знака, то уравнение
не имеет корней , если разных знаков, то имеет.
Приведите примеры
уравнений вида ах²+с=0
Не имеющих корней
Имеющих корнями дробные числа
Слайд 25Остановка №6
Станция «Размышлялки»
После такого трудного пути
Отдыха нам лучше не найти,
Чем
думать, размышлять, считать,
И корни уравнения искать!
Слайд 28Остановка №7
«НАХОДКА»
Задача Бхаскары.
Обезянок резвых стая
Всласть поевши развлекалась.
Их в квадрате часть
восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая.
Сколько ж было
обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Слайд 30Остановка №8
Станция «ИТОГОВАЯ»
Какие виды квадратных уравнений вы знаете?
Каков алгоритм решения
квадратного уравнения?
Слайд 31Домашнее задание.
Оторвите по полоске часть билета – это ваше
домашнее задание.