Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СПО 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»
Презентацию подготовил:
преподаватель ПРИХОДЬКО Ю.В.
Слайд 2 ВЫЧИСЛЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОГО ИНТЕГРАЛА
ТЕМА УРОКА
Слайд 3КОНФУЦИЙ – древнекитайский философ и мыслитель
«Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания –
это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький».
Слайд 4Цели урока :
Обобщить и закрепить понятие неопределённого интеграла.
Повторить основные свойства
интеграла.
Отработать практические навыки вычисления неопределённого интеграла, используя различные приёмы.
Слайд 5Организационный этап.
Из истории неопределённого интеграла.
Фронтальный опрос по теории.
Работа по карточкам.
Математическая
эстафета.
Закрепление умений и навыков. Решение примеров по образцу.
Применение умений и
навыков. Выполнение практической работы.
Проверка знаний. Самостоятельная работа.
Домашнее задание.
Рефлексия деятельности.
Подведение итогов урока.
План учебного занятия:
Слайд 6Презентация по математике
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕГРАЛА
Выполнили: студенты гр. ДЛC-401
Рожковская Cветлана, Репицкая
Лилия
Проверил: преподаватель
Приходько Ю.В.
Слайд 7Определение
Интеграл функции — аналог суммы последовательности. Неформально говоря, (определённый) интеграл является площадью части
графика функции (в пределах интегрирования), то есть площадью криволинейной трапеции.
Процесс
нахождения интеграла называется интегрированием.
Слайд 8 Символ интеграла был введён Лейбницем (1675 г.). Этот знак является
изменением латинской буквы S (первой буквы слова сумма). Само слово
интеграл придумал Я. Бернулли (1690 г.). Вероятно, оно происходит от латинского integero, которое переводится, как приводить в прежнее состояние, восстанавливать.
Слайд 9Интеграл в древности
Возникновение задач интегрального исчисления связано с нахождением площадей
и объемов. Ряд задач такого рода был решен математиками древней
Греции. Античная математика предвосхитила идеи интегрального исчисления в значительно большей степени, чем дифференциального исчисления. Большую роль при решении таких задач играл исчерпывающий метод, созданный Евдоксом Книдским (ок. 408 - ок. 355 до н. э.) и широко применявшийся Архимедом (ок. 287 - 212 до н. э.).
Слайд 10Интеграл в древности
Однако Архимед не выделил общего содержания интеграционных приемов
и понятий об интеграле, а тем более не создал алгоритма
интегрального исчисления. Ученые Среднего и Ближнего Востока в IX - XV веках изучали и переводили труды Архимеда на общедоступный в их среде арабский язык, но существенно новых результатов в интегральном исчислении они не получили.
Деятельность европейских ученых в это время была еще более скромной. Лишь в XVI и XVII веках развитие естественных наук поставило перед математикой Европы ряд новых задач, в частности задачи на нахождение квадратур (задачи на вычисление площадей фигур), кубатур (задачи на вычисление объемов тел) и определение центров тяжести .
Слайд 11История возникновения интеграла
Труды Архимеда, впервые изданные в 1544 (на латинском
и греческом языках), стали привлекать широкое внимание, и их изучение
явилось одним из важнейших отправных пунктов развития интегрального исчисления. Архимед предвосхитил многие идеи интегрального исчисления. Но потребовалось более полутора тысяч лет, прежде чем эти идеи нашли четкое выражение и были доведены до уровня исчисления.
Математики XVII столетия, получившие многие новые результаты, учились на трудах Архимеда. Активно применялся и другой метод - метод неделимых, который также зародился в Древней Греции.
Слайд 12История возникновения интеграла
Например, криволинейную трапецию они представляли себе составленной из
вертикальных отрезков длиной f(x) , которым тем не менее приписывали
площадь, равную бесконечно малой величине f(x)dx. В соответствии с таким пониманием искомая площадь считалась равной сумме S бесконечно большого числа бесконечно малых площадей. Иногда даже подчеркивалось, что отдельные слагаемые в этой сумме - нули, но нули особого рода, которые сложенные в бесконечном числе, дают вполне определенную положительную сумму.
Слайд 13История возникновения интеграла
На такой кажущейся теперь по меньшей мере сомнительной
основе И. Кеплер (1571 - 1630 гг.) в своих сочинениях
"Новая астрономия" (1609 г.) и "Стереометрия винных бочек" (1615 г.) правильно вычислил ряд площадей (например площадь фигуры, ограниченной эллипсом) и объемов (тело резалось на бесконечно тонкие пластинки).
Эти исследования были продолжены итальянскими математиками Б. Кавальери (1598 - 1647 годы) и Э. Торричелли (1608 -1647 годы).
Слайд 14История возникновения интеграла
В XVII веке были сделаны многие открытия, относящиеся
к интегральному исчислению.
Однако при всей значимости результатов, полученных математиками
XVII столетия, исчисления еще не было. Необходимо было выделить общие идеи, лежащие в основе решения многих частных задач, а также установить связь операций дифференцирования и интегрирования, дающую достаточно точный алгоритм.
Слайд 15История возникновения интеграла
Это сделали Ньютон и Лейбниц, открывшие независимо друг
от друга факт, известный вам под названием формулы Ньютона -
Лейбница. Тем самым окончательно оформился общий метод.
Слайд 16История возникновения интеграла
Предстояло еще научиться находить первообразные многих функций, дать
логические основы нового исчисления и т. п. Но главное уже
было сделано: дифференциальное и интегральное исчисление создано.
Слайд 17История возникновения интеграла
Методы математического анализа активно развивались в следующем столетии
(в первую очередь следует назвать имена Л. Эйлера, завершившего систематическое
исследование интегрирования элементарных функций, и И. Бернулли). В развитии интегрального исчисления приняли участие русские математики М. В. Остроградский (1801 - 1862 гг.), В. Я. Буняковский (1804 - 1889 гг.), П. Л. Чебышев (1821 - 1894 гг.). Принципиальное значение имели, в частности, результаты Чебышева, доказавшего, что существуют интегралы, не выразимые через элементарные функции.
Слайд 18История возникновения интеграла
Строгое изложение теории интеграла появилось только в прошлом
веке, Решение этой задачи связано с именами О. Коши, одного
из крупнейших математиков, немецкого ученого Б. Римана (1826 - 1866 гг.), французского математика Г. Дарбу (1842 - 1917).
Слайд 19История возникновения интеграла
Ответы на многие вопросы, связанные с существованием площадей
и объемов фигур, были получены с созданием К. Жорданом (1826
- 1922 гг.) теории меры.
Слайд 20История возникновения интеграла
Различные обобщения понятия интеграла уже в начале нашего
столетия были предложены французскими математиками А. Лебегом (1875 - 1941
гг.) и А. Данжуа (1884 - 1974) советским математиком А. Я. Хинчиным (1894 -1959 гг.)
Слайд 21Фронтальный опрос по теории
Вопросы
1. Дать определение неопределённого интеграла.
2. Какие способы
вычисления неопределённого интеграла вы знаете?
Ответы
1. Совокупность всех первообразных F(x)+С
для функции f(x).
2. 3 способа: способ непосредственного интегрирования, способ замены, способ интегрирования по частям.
Слайд 22Вопросы для повторения
Вопросы
3. Что называется интегрированием?
4. Чем отличаются друг от
друга различные первообразные для данной функции f(x)?
Ответы
3.Операция нахождения неопределённого интеграла
от данной функции.
4. Постоянной С.
Слайд 23Вопросы для повторения
Вопросы
5. Какая функция называется первообразной для данной функции
f(x)?
Ответы
5. Функция F(x) называется первообразной для функции f(x) на интервале
(a;b), если для всех х:
Слайд 24Вопросы для повторения
Вопросы
6. Сформулируйте свойства неопределённого интеграла…
Ответы
- Постоянный множитель можно
выносить за знак интеграла;
Интеграл суммы равен сумме интегралов слагаемых;
Производная неопределённого
интеграла равна подынтегральной функции;
Дифференциал неопределённого интеграла равен подынтегральному выражению.
Слайд 25Таблица неопределенных интегралов
Слайд 26Таблица неопределенных интегралов
Слайд 27 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА
Инструктаж: Работа в командах (по рядам). На последней
парте каждого ряда находится листок с 10 заданиями (по два
примера на каждую парту). Первая пара учащихся, выполнив любые два задания, передает листок впереди сидящим. Работа считается оконченной, когда учитель получается листок с правильно выполненными 10 заданиями. Вы можете решить не только свои задания, но и проверить правильность решения членов своей команды. Побеждает та команда, которая правильно и раньше всех решит все задания.
Слайд 28 Закрепление практических умений и навыков
Решение типовых примеров по образцу
Слайд 29Примеры
табличного интегрирования
Примеры интегрирования методом подстановки
Пример №1
Пример №2
Пример №3
Тренинг
Пример №4
Пример
№5
Пример №6
Пример №7
Слайд 30Пример №1
Интеграл суммы выражений равен сумме интегралов этих выражений
Постоянный множитель
можно вынести за знак интеграла
Слайд 31Пример №2
Записать решение:
Проверить решение
?
Слайд 32Пример №3
Записать решение:
Проверить решение
?
Слайд 33Пример №4
Все способы интегрирования имеют целью свести интеграл к табличному.
Способ
подстановки заключается в следующем:
заменяют новой переменной такую часть подынтегральной функции,
при дифференцировании которой получается оставшаяся часть подынтегрального выражения.
Определим, к какому табличному интегралу приводится данный интеграл
Определим, какую часть подынтегральной функции нужно заменить и записываем замену
Находим дифференциалы обеих частей, выражаем старый дифференциал через новый
Производим замену в интеграле и находим его с помощью таблицы
Производим обратную замену, то есть переходим к старой переменной
Слайд 34Введем новую переменную и выразим дифференциалы:
Пример №5
Записать решение:
Проверить решение
Слайд 35Введем новую переменную и найдем её дифференциал
Пример №6
Записать решение:
Проверить решение
Слайд 36Пример №7
Записать решение:
Проверить решение
Слайд 37Найти неопределенный интеграл
Проверить решение
Проверить решение
Слайд 38Следует отметить, что для функции вида f(kx+b) можно применять упрощенную
формулу
Слайд 39Решение типичных примеров
1. Вычислить интеграл:
2. Вычислить интеграл методом подстановки:
3. Вычислить интеграл методом интегрирования по частям:
Слайд 43 Примем царственную позу, добиваясь хорошей осанки. Три раза
вдохнём. Массажируем кончики пальцев каждой руки. Поставьте указательный палец на
точку между бровями и массажируйте три раза. Закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Слайд 44
Применение практических умений и навыков
«ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
Слайд 45 ПРОВЕРКА УМЕНИЙ и НАВЫКОВ
Самостоятельная работа по теме:
«Вычисление неопределённого интеграла»
КРИТЕРИЙ ОЦЕНОК:
ОЦЕНКА «5» – за правильное решение
всех 3-х примеров;
ОЦЕНКА «4» – за правильное решение 2-х примеров;
ОЦЕНКА «3» – за правильное решение 1-го примера.
Слайд 46 Информация по домашнему заданию:
Повторить основные понятия и свойства по
теме «Неопределённый интеграл».
Составить кроссворд (ребус) по теме «Неопределённый интеграл».
Выполнить решение
примеров по карточкам.
Слайд 47Ну кто придумал эту математику !
У меня всё получилось!!!
Надо решить
ещё пару примеров.
Рефлексия
Слайд 48 Рефлексия деятельности
Благодаря сегодняшнему уроку, я …
Сегодняшний урок помог мне
…
Сегодня на уроке мне запомнилось …
Сегодня на уроке мне больше
всего понравилось …
После сегодняшнего урока мне захотелось …
Сегодня на уроке я узнал(а) …
После сегодняшнего урока я буду знать …
После сегодняшнего урока я хочу сказать …
Сегодня на уроке я научился …
Сегодняшний урок дал мне …
Слайд 49 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
“Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись –
радовать глаз,
Поэзия - пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное
дело – совершенствовать
материальную сторону жизни людей,
а математика способна достичь всех этих целей”.
американский математик Морис Клайн.
Слайд 50Спасибо
за активное
участие на уроке!!!