Слайд 2Факторы, влияющие на возникновение дизонтогении
Время и длительность воздействия повреждающих факторов
Этиология
Распространенность
болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия
Степень нарушения межфункциональных связей
Слайд 3Уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:
сомато-вегетативный
психомоторный
аффективный
эмоционально-идеаторный
Слайд 4Сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет)
На фоне незрелости всех систем
ребенок в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом
сомато-вегетативных реакций, таких как
общая и вегетативная возбудимость
повышение t°
нарушение сна и бодрствования
нарушение аппетита
желудочно-кишечные расстройства
Слайд 5Психомоторный ( от 4 до 7 лет)
Интенсивное формирование корковых отделов
двигательного анализатора и в частности лобных отделов головного мозга, делает
данную систему, предрасположенной к динамическим расстройствам различного генеза:
психомоторная возбудимость
тики
заикание
страхи
Слайд 6Психомоторный ( от 4 до 7 лет)
продолжение
Возрастает роль психогенных факторов
таких как:
неблагоприятные травмирующие взаимоотношения в семье
реакции на привыкание к детскому
образовательному учреждению
неблагоприятные межличностные отношения
Слайд 7Аффективный (от 7 до 12)
На любую вредность ребенок реагирует
аффективным компонентом(от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с элементами негативизма,
агрессии, невротическими реакциями)
Могут встречаться следующие расстройства:
синдром аффективной возбудимости
синдромы страхов
синдром нарушения школьных навыков
синдром навязчивых состояний
психохарактерологические реакции
неврастенический синдром
Слайд 8Эмоционально-идиаторный (с 12 до 16)
– ведущий в препубертатном и
пубертатном возрасте.
Характеризуется:
Патологическим фантазированием
Сверхценными увлечениями и интересами
Ипохондрическими идеями
Психогенными и психопатическими
реакциями
Психохарактерологическими реакциями
Слайд 9Этиология дизонтогений
Условно причины возникновения дизонтогений можно разделить на 2 большие
группы:
I биологические факторы
II социальные факторы
Слайд 10I Биологические факторы:
Антенатальные (токсикозы беременности, заболевания матери во время беременности,
вредные привычки и наркологические проблемы, психические нарушения у матери).
Перинатальные (внутриутробные
повреждения плода, патология процесса родов).
Постнатальные (генотип, соматические заболевание до 7 лет, черепно-мозговые травмы).
Наследственность и состояние здоровья родителей.
Слайд 11II Социальные факторы:
Факторы, влияющие на здоровье родителей и наследственность (клинические
условия, особенности питания, уровень загрязненности окружающей среды, социально-стрессовые условия).
Психические факторы
(условия микросоциальной среды, типы воспитания, хронические психотравмирующие ситуации, школьные проблемы, школьная дезадаптация, структура и насыщенность свободного времени, фактор культуры).
Психофизиологические факторы (умственное и физическое переутомление, структура и насыщенность двигательной активности, стиль жизни, проблемы подросткового возраста).
Слайд 12Основные направления нарушений психического развития человека.
(Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, Л.Каннер).
Ретардация –
запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных
ее компонентов.
Дисфункция созревания – связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды.
Слайд 13Основные направления нарушений психического развития человека.
(продолжение)
Поврежденное развитие – изолированное повреждение
какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга.
Асинхрония – диспропорциональное психическое
развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.
Слайд 14Классификация видов психического дизонтогенеза
(по В.В.Лебединскому)
I группа включает отклонения по
типу
ретардации задержанное развитие и
дисфункцию созревания:
общее стойкое недоразвитие (УО)
задержанное развитие
(ЗПР)
Слайд 15II группа включает отклонения по типу повреждения
Поврежденное развитие (органическая
деменция)
Дифицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата,
речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний)
Слайд 16III группа включает отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых
расстройств:
искаженное развитие (РДА)
дисгармоническое развитие (психопатия)
Слайд 17
В последние годы все больше и больше появляется детей со
сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и
более направлений отклоняющегося развития. Это дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития».
Слайд 18Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации
Нарушается «расшифровка» окружающего
мира
При сенсорной патологии
При патологии эмоционально-личностной сферы