Разделы презентаций


Нарушения темпа речи

Содержание

Литература: 1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. 195—198.2. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962. —

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ

НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ

Слайд 2Литература:
1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

— С. 195—198.
2. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией)

// Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962. — С. 266— 271.
3. Кочергина В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 214—226.
4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979. — С. 8—26.
5. Тяпугин Н. П. Заикание. — М., 1966. — С. 68.
6. Филатова Ю.О. Клаттеринг в XXI веке/ Дефектология, 2007, №5, с.91 – 94
Литература: 1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. 195—198.2. Зееман М. Дети

Слайд 3План:
1. Определение, история изучения, симптоматика и механизм
2. Классификация разновидностей тахилалии
3.

Обследование детей с нарушениями темпа речи
4. Система лечебно-педагогической комплексной работы

по преодолению нарушений темпа речи

План:1. Определение, история изучения, симптоматика и механизм2. Классификация разновидностей тахилалии3. Обследование детей с нарушениями темпа речи4. Система

Слайд 4Темп речи


скорость протекания речи во времени


число звуковых единиц (звук, слог,

слово), произносимых в единицу времени
У взрослого темп речи в спокойном

состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.
Темп речискорость протекания речи во временичисло звуковых единиц (звук, слог, слово), произносимых в единицу времениУ взрослого темп

Слайд 5три основных вида темпа:
нормальный, быстрый и медленный.



Резкие отклонения темпа

речи от средних величин — как ускорение, так и замедление

— мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
три основных вида темпа:нормальный, быстрый и медленный. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение,

Слайд 6Ритм речи
звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных

слогов.

Темп

ритм

Темпо-ритмическая организация устной речи


Ритм речизвуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов.     Темп

Слайд 7Пауза речи
перерыв в звучании голоса на определенное время

Длительность и характер

распределения пауз в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону

интонации
Пауза речиперерыв в звучании голоса на определенное времяДлительность и характер распределения пауз в речевом потоке во многом

Слайд 8Физиологическая основа плавности речи
механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией,

что обеспечивает формирование речевого дыхания.

В возрасте 3-х лет эти

механизмы находятся в фазе начального становления
Физиологическая основа плавности речимеханизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте

Слайд 9Какая речь считается прерывистой?
Замещающие звуки и слова
Повторы
Паузы
Возвраты
Нескоординированные

по времени слова.

Дениэл де Джой
Какая речь считается прерывистой? Замещающие звуки и слова Повторы ПаузыВозвраты Нескоординированные по времени слова.

Слайд 101. Определение, история изучения, симптоматика и механизм

1. Определение, история изучения, симптоматика и механизм

Слайд 11Нарушения темпа речи
Брадилалия
Тахилалия
нарушение развития как внешней, так и внутренней

речи
речь становится малопонятной для окружающих
влияние на формирование речи и личности

ребенка
разной степени (легкая, средняя, тяжелая)
Нарушения темпа речи БрадилалияТахилалиянарушение развития как внешней, так и внутренней речиречь становится малопонятной для окружающихвлияние на формирование

Слайд 12Брадилалия (от греч. bradys — медленный, lalia — речь)
Синонимы:

Bradyphrasia (брадифразия),
Bradyarthria (брадиартрия),
Bradylogia (брадилогия).

описывается в синдроме соматических,

неврологических и психических заболеваний
Брадилалия (от греч. bradys — медленный, lalia — речь) Синонимы: Bradyphrasia (брадифразия), Bradyarthria (брадиартрия), Bradylogia (брадилогия). описывается

Слайд 13История изучения брадилалии
по наследству
(Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс,

1950;
М. Зееман, 1962;
М. Е. Хватцев, 1959 )
психологические причины


(А. Либманн, 1900;
А. Гутцман, 1900;
Э. Фрешельс, 1936)

нарушение нейродинамики
(М. Е. Хватцев,
Ю. А. Флоренская,
В. С. Кочергина)

нарушение экстропирамидной системы
(М. Зееман)

История изучения брадилалиипо наследству (Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зееман, 1962; М. Е. Хватцев,

Слайд 14ЭКСТРОПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА
система ядер головного мозга и двигательных внепирамидных
(экстрапирамидных) проводящих

путей

При участии Э. с. создается плавность движений и устанавливается исходная

поза для их выполнения.
ЭКСТРОПИРАМИДНАЯ СИСТЕМАсистема ядер головного мозга и двигательных внепирамидных (экстрапирамидных) проводящих путейПри участии Э. с. создается плавность движений

Слайд 15Речевая симптоматика брадилалии:
замедленность темпа внешней и внутренней речи
замедленность процессов

чтения и письма
интер- и интравербальное замедление
скандирование
нарушение артикулирования

звуков
нарушение голоса

Речевая симптоматика брадилалии:замедленность темпа внешней и внутренней речи замедленность процессов чтения и письма интер- и интравербальное замедление

Слайд 16Неречевая симптоматика брадилалии
нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических

мышц лица
Особенности психической деятельности(замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)

Неречевая симптоматика брадилалиинарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лицаОсобенности психической деятельности(замедленность и расстройства восприятия,

Слайд 17Тахилалия (с греч. tachis — быстрый, lalia — речь)

Синоним: Tachiphrasia (тахифразия)
в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других

сторон речи, помимо просодии
Куссмауль(1879) – дизфразии
Ю. А. Флоренская (1934) - самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа
Тахилалия (с греч. tachis — быстрый, lalia — речь) Синоним: Tachiphrasia (тахифразия)в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся

Слайд 18История изучения
органически обусловленное нарушение
(D. Weiss (1950)
неправильная

функция экстропирамидной системы
( М. Зееман (1950)


речедвигательная недостаточность речевого аппарата
( М. Е. Хватцев (1959)

расстройство темпа внешней и внутренней речи
(М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959)

История изученияорганически обусловленное нарушение   (D. Weiss (1950) неправильная функция экстропирамидной системы    (

Слайд 19Речевая симптоматика тахилалии:
неудержимая стремительность речи и на ее фоне -

расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения

предложений и т. д.
интервербальная акцелерация (М. Зееман)
расстройства внутренней речи, чтения и письма
Речевая симптоматика тахилалии:неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки

Слайд 20Неречевая симптоматика тахилалии:
нарушения общей моторики
нарушения психических процессов
нарушения вегетативной нервной системы


нарушения поведения

ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики

Неречевая симптоматика тахилалии:нарушения общей моторикинарушения психических процессовнарушения вегетативной нервной системы нарушения поведения ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики

Слайд 212. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ

2. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ

Слайд 22
Часто встречающиеся комбинозы (сочетание с другими нарушениями речи лексико-грамматического и

фонетического характера)
термины: Battarismus, Poltern, Paraphrasia, Glottering
В отечественной литературе –

баттаризм (парафразия) и полтерн (спотыкание)
Часто встречающиеся комбинозы (сочетание с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера)термины: Battarismus, Poltern, Paraphrasia, Glottering В

Слайд 23Баттаризм (парафразия)
следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи
Часто

сочетается с другими нарушениями речи
Этиология: соматические, психогенные факторы и привычка
изменения

в физиологии и анатомии мозга, связанные с ранним поражением мозга и с наследственностью
Баттаризм (парафразия)следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речиЧасто сочетается с другими нарушениями речиЭтиология: соматические, психогенные

Слайд 24История изучения
сенсомоторные расстройства внимания
(А. Либманн)
несоответствие между желанием

говорить и речемоторной возможностью (речевая атаксия)
М. Надолечны


нарушения в стриопаллидарной системе
(М. Зееман)


недостаточная концентрация внимания и несоответствие темпа мышления и речи

История изучениясенсомоторные расстройства внимания   (А. Либманн)несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью (речевая атаксия)

Слайд 25Механизм баттаризма
преобладание процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий

центральной нервной системы

расстройство синтаксиса (лингвистика) - А. Гутцман; X.

Пик
Механизм баттаризма преобладание процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы расстройство синтаксиса (лингвистика) -

Слайд 26Полтерн (спотыкание)
Часто смешивают с заиканием

Различия:

не осознают

своего дефекта;
при сосредоточении внимания речь улучшается;
говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в ответственной обстановке;
во время непринужденного разговора
симптомы полтерн усиливаются
Полтерн (спотыкание) Часто смешивают с заиканием

Слайд 27История изучения
В 30—50-х годах ХХв. - ЭЭГ заикающихся и лиц

с полтерн ( различия между заиканием и тахилалией)
Pichon и

Borel-Maisonny (1964) помимо спотыкания выделили еще одно нарушение речи - бормотание (касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи)
Первая Международная Конференция по Клаттерингу(2007,Болгария)
История изученияВ 30—50-х годах ХХв. - ЭЭГ заикающихся и лиц с полтерн ( различия между заиканием и

Слайд 28Классификация D. Weiss (1964)
1) - чистые формы спотыкания
— с моторными

расстройствами
— с сенсорными
— с общей трудностью формулирования речи
— со спотыканием

2)

– Спотыкание – синдром
( при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении)
Классификация D. Weiss (1964)1) - чистые формы спотыкания— с моторными расстройствами— с сенсорными— с общей трудностью формулирования

Слайд 29Симптоматика речевая при баттаризме и полтерн
нарушения внешней речи
нарушения внутренней речи
нарушения

письменной речи

нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и

экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика,лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика
Симптоматика речевая при баттаризме и полтерннарушения внешней речинарушения внутренней речинарушения письменной речи  нарушены все стороны речевой

Слайд 30Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн
нарушения общей моторики
нарушения

внимания
нарушения мышления
нарушения поведения

Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн нарушения общей моторики нарушения внимания нарушения мышления нарушения поведения

Слайд 31Физиологические итерации (от латинского iterotio – повторение)
свойственны раннему периоду развития

речи дошкольников
результат возрастного несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов

в период формирования речи
наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи, т.е. с 2 лет (в 80% случаев)
В процессе онтогенеза и в условиях оптимального речевого общения к 4-5 г. полностью исчезают
Физиологические итерации (от латинского iterotio – повторение) свойственны раннему периоду развития речи дошкольников результат возрастного несовершенства деятельности

Слайд 323. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ
обследование комплексное: медицинское и

психолого-педагогическое

3. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ обследование комплексное: медицинское и психолого-педагогическое

Слайд 33Примерная схема обследования:
сбор анамнеза
состояние общей и ручной моторики
состояние мимики


состояние речевой моторики, орального праксиса
экспрессивная речь
письмо
слуховое восприятие
слуховой,

зрительной и моторной памяти,
речевой активности.
Примерная схема обследования:сбор анамнезасостояние общей и ручной моторики состояние мимики состояние речевой моторики, орального праксиса экспрессивная речь

Слайд 34В логопедическом заключении указываются:
чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии

(баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;

степень выраженности (легкая, средняя,

тяжелая);

влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

выраженность психических симптомов;
нарушения внешней речи;
нарушения внутренней речи, психических процессов;
особенности моторики;
отклонения в поведении.
В логопедическом заключении указываются:  чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;

Слайд 354. Система лечебно-педагогической комплексной работы
предполагает в коррекционном воздействии следующие

установки:

4. Система лечебно-педагогической комплексной работы  предполагает в коррекционном воздействии следующие установки:

Слайд 36
опора на межанализаторные связи
коррекция не только внешней, но и внутренней

речи
учетом ведущего вида деятельности ребенка
учет личностных особенностей, особенностей поведения,

эмоционально-волевых проявлений
опора на межанализаторные связикоррекция не только внешней, но и внутренней речиучетом ведущего вида деятельности ребенка учет личностных

Слайд 37
предпочтительнее групповая форма проведения занятий
необходимо медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое

лечение), ЛФК, логоритмика

предпочтительнее групповая форма проведения занятийнеобходимо медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение), ЛФК, логоритмика

Слайд 38Методика логопедической работы при устранении брадилалии:
воспитание быстрых и четких движений

в процессе речи;
убыстрение речевых реакций;
убыстрение темпа внутренней речи;
убыстрение темпа письма

и чтения;
воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения;
воспитание правильной просодики;
нормализация общей моторики;
формирование ручного праксиса,
развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов.
Методика логопедической работы при устранении брадилалии:воспитание быстрых и четких движений в процессе речи;убыстрение речевых реакций;убыстрение темпа внутренней

Слайд 39Методика логопедической работы при устранении тахилалии:
воспитание медленного, спокойного, плавного строго

ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи;
- здоровой установки на коллектив

в процессе речевого и общего поведения;
- воспитание общего и слухового внимания к речи.
Методика логопедической работы при устранении тахилалии:воспитание медленного, спокойного, плавного строго ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи;- здоровой

Слайд 40Этапы коррекционной работы
1 этап. Этап максимального ограничения речевого общения
2этап. Работа

по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения
3 этап.

Работа над пересказом (над редактированием высказываемых мыслей)
4 этап. Работа над коллективным рассказом
5 этап. Этап подготовки к публичному выступлению
Этапы коррекционной работы1 этап. Этап максимального ограничения речевого общения2этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого

Слайд 41Преодоление баттаризма и полтерн:
Те же этапы
Основные задачи:
формирование понятий на конкретной

основе, их словесного грамматически правильного выражения
формирование темпа и слитности речи

в единстве с другими психическими процессами, а также с процессами порождения речи.

Преодоление баттаризма и полтерн:Те же этапыОсновные задачи:формирование понятий на конкретной основе, их словесного грамматически правильного выраженияформирование темпа

Слайд 42Приемы работы:
- фиксация внимания на своей речи
- сопряжено-отраженное произнесение фраз,

текстов
- работа над перефразировкой
- диалоги
- драматизации
- чтение
- воспитание логического мышления

в речевых и неречевых заданиях
- работа по преодолению дефектов внутренней речи
- развитие слухового внимания, умения слушать речь
- упорядочивание темпа речи с помощью автоматизированных речевых рядов
Приемы работы:- фиксация внимания на своей речи- сопряжено-отраженное произнесение фраз, текстов- работа над перефразировкой- диалоги- драматизации- чтение-

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика