Слайд 2Литература:
1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
— С. 195—198.
2. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией)
// Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962. — С. 266— 271.
3. Кочергина В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 214—226.
4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979. — С. 8—26.
5. Тяпугин Н. П. Заикание. — М., 1966. — С. 68.
6. Филатова Ю.О. Клаттеринг в XXI веке/ Дефектология, 2007, №5, с.91 – 94
Слайд 3План:
1. Определение, история изучения, симптоматика и механизм
2. Классификация разновидностей тахилалии
3.
Обследование детей с нарушениями темпа речи
4. Система лечебно-педагогической комплексной работы
по преодолению нарушений темпа речи
Слайд 4Темп речи
скорость протекания речи во времени
число звуковых единиц (звук, слог,
слово), произносимых в единицу времени
У взрослого темп речи в спокойном
состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.
Слайд 5три основных вида темпа:
нормальный, быстрый и медленный.
Резкие отклонения темпа
речи от средних величин — как ускорение, так и замедление
— мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Слайд 6Ритм речи
звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных
слогов.
Темп
ритм
Темпо-ритмическая организация устной речи
Слайд 7Пауза речи
перерыв в звучании голоса на определенное время
Длительность и характер
распределения пауз в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону
интонации
Слайд 8Физиологическая основа плавности речи
механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией,
что обеспечивает формирование речевого дыхания.
В возрасте 3-х лет эти
механизмы находятся в фазе начального становления
Слайд 9Какая речь считается прерывистой?
Замещающие звуки и слова
Повторы
Паузы
Возвраты
Нескоординированные
по времени слова.
Дениэл де Джой
Слайд 101. Определение, история изучения, симптоматика и механизм
Слайд 11Нарушения темпа речи
Брадилалия
Тахилалия
нарушение развития как внешней, так и внутренней
речи
речь становится малопонятной для окружающих
влияние на формирование речи и личности
ребенка
разной степени (легкая, средняя, тяжелая)
Слайд 12Брадилалия (от греч. bradys — медленный, lalia — речь)
Синонимы:
Bradyphrasia (брадифразия),
Bradyarthria (брадиартрия),
Bradylogia (брадилогия).
описывается в синдроме соматических,
неврологических и психических заболеваний
Слайд 13История изучения брадилалии
по наследству
(Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс,
1950;
М. Зееман, 1962;
М. Е. Хватцев, 1959 )
психологические причины
(А. Либманн, 1900;
А. Гутцман, 1900;
Э. Фрешельс, 1936)
нарушение нейродинамики
(М. Е. Хватцев,
Ю. А. Флоренская,
В. С. Кочергина)
нарушение экстропирамидной системы
(М. Зееман)
Слайд 14ЭКСТРОПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА
система ядер головного мозга и двигательных внепирамидных
(экстрапирамидных) проводящих
путей
При участии Э. с. создается плавность движений и устанавливается исходная
поза для их выполнения.
Слайд 15Речевая симптоматика брадилалии:
замедленность темпа внешней и внутренней речи
замедленность процессов
чтения и письма
интер- и интравербальное замедление
скандирование
нарушение артикулирования
звуков
нарушение голоса
Слайд 16Неречевая симптоматика брадилалии
нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических
мышц лица
Особенности психической деятельности(замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)
Слайд 17Тахилалия (с греч. tachis — быстрый, lalia — речь)
Синоним: Tachiphrasia (тахифразия)
в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других
сторон речи, помимо просодии
Куссмауль(1879) – дизфразии
Ю. А. Флоренская (1934) - самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа
Слайд 18История изучения
органически обусловленное нарушение
(D. Weiss (1950)
неправильная
функция экстропирамидной системы
( М. Зееман (1950)
речедвигательная недостаточность речевого аппарата
( М. Е. Хватцев (1959)
расстройство темпа внешней и внутренней речи
(М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959)
Слайд 19Речевая симптоматика тахилалии:
неудержимая стремительность речи и на ее фоне -
расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения
предложений и т. д.
интервербальная акцелерация (М. Зееман)
расстройства внутренней речи, чтения и письма
Слайд 20Неречевая симптоматика тахилалии:
нарушения общей моторики
нарушения психических процессов
нарушения вегетативной нервной системы
нарушения поведения
ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики
Слайд 212. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ
Слайд 22
Часто встречающиеся комбинозы (сочетание с другими нарушениями речи лексико-грамматического и
фонетического характера)
термины: Battarismus, Poltern, Paraphrasia, Glottering
В отечественной литературе –
баттаризм (парафразия) и полтерн (спотыкание)
Слайд 23Баттаризм (парафразия)
следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи
Часто
сочетается с другими нарушениями речи
Этиология: соматические, психогенные факторы и привычка
изменения
в физиологии и анатомии мозга, связанные с ранним поражением мозга и с наследственностью
Слайд 24История изучения
сенсомоторные расстройства внимания
(А. Либманн)
несоответствие между желанием
говорить и речемоторной возможностью (речевая атаксия)
М. Надолечны
нарушения в стриопаллидарной системе
(М. Зееман)
недостаточная концентрация внимания и несоответствие темпа мышления и речи
Слайд 25Механизм баттаризма
преобладание процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий
центральной нервной системы
расстройство синтаксиса (лингвистика) - А. Гутцман; X.
Пик
Слайд 26Полтерн (спотыкание)
Часто смешивают с заиканием
Различия:
не осознают
своего дефекта;
при сосредоточении внимания речь улучшается;
говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в ответственной обстановке;
во время непринужденного разговора
симптомы полтерн усиливаются
Слайд 27История изучения
В 30—50-х годах ХХв. - ЭЭГ заикающихся и лиц
с полтерн ( различия между заиканием и тахилалией)
Pichon и
Borel-Maisonny (1964) помимо спотыкания выделили еще одно нарушение речи - бормотание (касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи)
Первая Международная Конференция по Клаттерингу(2007,Болгария)
Слайд 28Классификация D. Weiss (1964)
1) - чистые формы спотыкания
— с моторными
расстройствами
— с сенсорными
— с общей трудностью формулирования речи
— со спотыканием
2)
– Спотыкание – синдром
( при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении)
Слайд 29Симптоматика речевая при баттаризме и полтерн
нарушения внешней речи
нарушения внутренней речи
нарушения
письменной речи
нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и
экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика,лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика
Слайд 30Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн
нарушения общей моторики
нарушения
внимания
нарушения мышления
нарушения поведения
Слайд 31Физиологические итерации
(от латинского iterotio – повторение)
свойственны раннему периоду развития
речи дошкольников
результат возрастного несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов
в период формирования речи
наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи, т.е. с 2 лет (в 80% случаев)
В процессе онтогенеза и в условиях оптимального речевого общения к 4-5 г. полностью исчезают
Слайд 323. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ
обследование комплексное: медицинское и
психолого-педагогическое
Слайд 33Примерная схема обследования:
сбор анамнеза
состояние общей и ручной моторики
состояние мимики
состояние речевой моторики, орального праксиса
экспрессивная речь
письмо
слуховое восприятие
слуховой,
зрительной и моторной памяти,
речевой активности.
Слайд 34В логопедическом заключении указываются:
чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии
(баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;
степень выраженности (легкая, средняя,
тяжелая);
влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;
круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;
выраженность психических симптомов;
нарушения внешней речи;
нарушения внутренней речи, психических процессов;
особенности моторики;
отклонения в поведении.
Слайд 354. Система лечебно-педагогической комплексной работы
предполагает в коррекционном воздействии следующие
установки:
Слайд 36
опора на межанализаторные связи
коррекция не только внешней, но и внутренней
речи
учетом ведущего вида деятельности ребенка
учет личностных особенностей, особенностей поведения,
эмоционально-волевых проявлений
Слайд 37
предпочтительнее групповая форма проведения занятий
необходимо медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое
лечение), ЛФК, логоритмика
Слайд 38Методика логопедической работы при устранении брадилалии:
воспитание быстрых и четких движений
в процессе речи;
убыстрение речевых реакций;
убыстрение темпа внутренней речи;
убыстрение темпа письма
и чтения;
воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения;
воспитание правильной просодики;
нормализация общей моторики;
формирование ручного праксиса,
развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов.
Слайд 39Методика логопедической работы при устранении тахилалии:
воспитание медленного, спокойного, плавного строго
ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи;
- здоровой установки на коллектив
в процессе речевого и общего поведения;
- воспитание общего и слухового внимания к речи.
Слайд 40Этапы коррекционной работы
1 этап. Этап максимального ограничения речевого общения
2этап. Работа
по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения
3 этап.
Работа над пересказом (над редактированием высказываемых мыслей)
4 этап. Работа над коллективным рассказом
5 этап. Этап подготовки к публичному выступлению
Слайд 41Преодоление баттаризма и полтерн:
Те же этапы
Основные задачи:
формирование понятий на конкретной
основе, их словесного грамматически правильного выражения
формирование темпа и слитности речи
в единстве с другими психическими процессами, а также с процессами порождения речи.
Слайд 42Приемы работы:
- фиксация внимания на своей речи
- сопряжено-отраженное произнесение фраз,
текстов
- работа над перефразировкой
- диалоги
- драматизации
- чтение
- воспитание логического мышления
в речевых и неречевых заданиях
- работа по преодолению дефектов внутренней речи
- развитие слухового внимания, умения слушать речь
- упорядочивание темпа речи с помощью автоматизированных речевых рядов