Слайд 1Учебный проект
«Работы художника Виктора Попкова
в моей школе»
Автор:
Косякина
Ксения
Руководитель:
Тесля Галина Васильевна
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская
художественная школа местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики»
Слайд 2Виктор Попков
1932 - 1974
Автопортрет. 1964
«Единственное, о чем я
мечтаю –
это сделать хорошую картину»
Слайд 3Молодость. 1957
На работу. 1961
В 1950-х годах страна разворачивала капитальные стройки,
и Попков был увлечен их грандиозностью. Художник стремился образно, поэтично
и правдиво рассказать о своих современниках, он устремился на стройки, где находил героев будущих картин.
На лесах Большого театра. 1959
Слайд 4Рубеж 50-60-х годов XX века в живописи утвердился «суровый стиль».
Источником вдохновения для художников стала жизнь простых людей, которую они
передавали в возвышенно – поэтическом духе. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Виктор Попков присоединился к «суровому стилю». Романтическое восприятие жизни определило и художественный строй его картины «Строители Братской ГЭС». Картина была приобретена Третьяковской галереей.
Строители Братской ГЭС. 1961
Слайд 5Студенты на практике. 1965
Бригада отдыхает. 1965
В 1963-1966 гг. - «декоративный»
период в творчестве Попкова, связан с приобщением художника к традициям
древнерусской живописи. Сюжет картин упрощается, его значение подавляется пестрой красочностью. Попков пытается стилизовать свои картины под произведения русского народного творчества, вводит яркие цвета. Искусствоведы увидели в некоторых работах этого периода живописное переосмысление традиций русского лубка и палехского стиля.
Слайд 6Двое. 1966
В 1966-1968 гг. Попков разрабатывает особый тип «картины-метафоры»,
в которой появляются аллегорические и символические мотивы. Картину «Двое» он
посвятил теме любви, показывая ее, как сложные человеческие взаимоотношения. Отчужденность персонажей мы видим в их позах, в выражении лица девушки. Фигуры героев отделены пространством. Их объединяет лишь зеленоватая цветовая гамма окружающего поля. Пространство передано плоскостно, условно. Благодаря условности изобразительного языка картина выглядит символично.
В 1967 году за картину «Двое» Виктор Попков получил Гран-при на Всемирной выставке молодых художников в Париже.
Слайд 7Одна. 1966
В 1965-1968 гг. Попков создает цикл картин «Мезенские
вдовы», которые явились данью его любви к Северу. Цикл посвящен
женщинам, мужья которых не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. Вдовы предстают перед нами простыми и возвышенными, в них художник утверждает память о войне.
В цикл «Мезенские вдовы» вошли такие картины, как «Воспоминания. Вдовы», «Одна», «Старость», «Северная песня».
Старость. 1969
Слайд 8Воспоминания. Вдовы. 1966
Попков создал образы, полные драматизма. Лица вдов печальны,
сухие фигуры показаны преувеличенно заостренными. Создается впечатление человеческой печали и
одиночества. Драматизм картины подчеркнут ярким красным цветом одежды вдов, который звучит резко на фоне серых бревенчатых стен избы. Художник намеренно отказался от всего натурного, его вдовы – некий символ страданий человеческих.
Слайд 9Северная песня. 1968
Художник в одном из северных сел встретил фольклорную
экспедицию, которая собирала старинные народные песни. Композиция картины выстроена на
контрастах – цветовых, композиционных и смысловых: здесь сталкиваются деревенская и городская культуры. Прибегая к символу и метафоре, художник ввел в картину девочку, очень хрупкую и одухотворенную. Она - символ надежды на преемственность поколений.
Слайд 10Тишина. 1972
В 1970-е годы особое значение в творчестве Попкова
приобрела иносказательность. Художник использует новаторскую трактовку. Реальность он перевел
в область символов: девочка – символ юности, весны и незащищенности, памятник – символ погибших, церковь – символ веры. Дома, украшенные флагами – символ майского праздника, радостного настроения. Мрачный символ беды, зла, войны и смерти - черная ворона. Художник сознательно пренебрегает натурным изображением. Впечатление целостности создает колорит картин, который соединяет разрозненные изображения единым психологическим состоянием.
Майский праздник. 1972
Слайд 11
Мой день. 1968
Художник в лесу. 1969
В последнее десятилетие своей
жизни Попков в каждой картине ощущает себя соучастником созданного им
образного мира.
В его работах появляется автопортретная фигура.
Попков представляет себя в качестве основного персонажа или участника сцены.
Художник в деревне. 1967
Слайд 12Работа окончена. 1972
Ссора. 1970
Мать и сын. 1970
Виктор Попков познает
современность как бы через себя.
Картины становятся выражением и личности автора,
и психологии времени, преломленного сознанием художника.
Многие работы воспринимаются, как исповедь.
Слайд 13Шинель отца. 1972
В основу этого автопортрета Виктора Попкова легло прощальное
письмо с фронта отца художника, Ефима Акимовича Попкова. Он погиб
на войне в возрасте 36 лет. Выносил раненого с поля боя. Раненый спасся - выжил, а сам отец погиб.
Художник вспоминает об отце, о войне, о том поколении, которое ценой своей жизни дало возможность жить и творить ему и его современникам.
Шинель – символ всех скорбящих по ушедшим. На дальнем плане картины проплывают тени мезенских вдов, символизирующие воспоминания.
Слайд 14Строительство Кабельного завода. 1973
В 1973 г. Виктор Попков побывал на
Северном Кавказе, в городе Прохладный. В результате творческой командировки на
Кавказ и появились работы: «Строительство кабельного завода» и «Волочильный цех. Отделение травильное. Артур Христианович Эбер».
Эти работы ранее нигде не публиковались.
Художник выбрал пейзажное решение темы.
На первом плане - узнаваемый местный пейзаж с перекати - поле, на среднем - фигуры строителей; на дальнем-индустриальный пейзаж. Соединяет все три плана грунтовая дорога, уходящая вдаль, в будущее.
Плывущие по небу облака придают пейзажу динамичность.
Слайд 15Волочильный цех. Отделение травильное. Артур Христианович Эбер.1973
Портрет передовика производства.
Движения
рабочего точно подмечены, поза выразительна, в облике угадывается характер.
Попков выявил
особенность натуры, несколько утрируя, заостряя черты лица.
Художник намеренно отрывается от натурного цвета, придает ему условность, чтобы придать заурядной сцене некую торжественность.
Слайд 16Дом А.С. Пушкина в Михайловском. 1973
А.С. Пушкин и А.П. Керн.
1974
Осенью 1973 года Попков приехал в село Михайловское и был
очарован красотой мест, связанных с Пушкиным. Здесь он нашел созвучия своему настроению и в природе, и в пушкинской поэзии. Композиции Попкова, посвященные Пушкину более спокойны и мечтательно – романтичны. В них заметно изменение живописной манеры художника. Попков, как и Пушкин, любил осень, писал стихи, он видел в трагической судьбе поэта перекличку со своей собственной судьбой.
Слайд 17Осенние дожди (Пушкин). 1974
Эта картина – импровизация на тему
Пушкина. Она позволила художнику окунуться в мир поэтических переживаний.
Стилистика
картины изящна, изысканно живописна, в ней нет и следа от сурового стиля.
Картина осталась незаконченной.
12 ноября 1974 года трагическая случайность оборвала жизнь художника. Ему было всего 42 года.
В мастерской, на мольберте, осталось стоять именно это полотно, что весьма символично.
Слайд 18Свою работу я старалась выполнить в манере, присущей Виктору Попкову,
используя его палитру красок.
Хотелось показать, что Попков был человеком
очень добрым, искренним, переживающим за судьбы людей. Мне понравилось его очень уважительное отношение к матери и вообще к женщине.
Я хотела передать свое отношение к художнику и его творчеству через эту композицию.
К. Косякина. Портрет художника Виктора Попкова. 2012
Слайд 19Заключение
Творчество художника Виктора Попкова до сих пор вызывает интерес
у любителей искусства.
Работы художника заставляют зрителя думать.
Несмотря на
раннюю трагическую кончину, Попков оставил большое творческое наследие - десятки картин, сотни этюдов, акварелей, рисунков.
Он всю жизнь искал, смело экспериментировал, сказал свое слово в изобразительном искусстве, оно ни на кого не похоже.
Художник выработал свою живописную манеру, у него интересные стилистические находки.
Картины Попкова касались многих сторон жизни общества, близких ему людей, были очень патриотичны.
В его творчестве сочетаются лиризм и драматичность.
В каждой своей работе Виктор Попков был честен и искренен, а работы до сих пор не теряют своей актуальности.
Все это позволяет считать Виктора Попкова одним из самых ярких художников второй половины XX века.