Слайд 1МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской
                                                            
                                    
области
Русский футуризм
11 класс
Автор: Морозова Алла Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Цели:
познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения футуризма;
раскрыть историю происхождения понятия
                                                            
                                    
«футуризм», его содержание, основные группы;
показать значение футуризма для развития русской
                                    литературы XX века.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Футуризм 
(лат.futurum – будущее)
   В.Брюсов:
   «Я
                                                            
                                    
должен признать значительность работы, исполненной футуристами»
   В.Маяковский:
 
                                    «Искусство 
        умерло …
  Да здравствует
     искусство!»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Русский футуризм
 (1910 – 1917)
Понятие
   Футуризм – авангардистское
                                                            
                                    
течение в европейском искусстве10 - 20-х годов XX века, провозглашавшее
                                    эстетику урбанистической цивилизации, единство микрокосма и макрокосма, нигилистическое отношение к предшествующему поэтическому творчеству, изменение самого взгляда на поэтику: революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова, утверждение примитивизма и культа Самоценного (Самовитого) Слова.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Предпосылки
Западная философия (А.Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше).
Символизм.
Итальянский футуризм.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Истоки футуризма
    Вождь и теоретик направления -
                                                            
                                    итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). 20 февраля 1909 г.
                                    в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма».
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Истоки футуризма
   В России футуризм на первых порах
                                                            
                                    проявился в живописи и музыке, а только потом – в
                                    литературе. Художественные поиски братьев Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и стали предысторией русского футуризма. 
Давид Бурлюк
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Музыка
       Манифест художника Руссоло
                                                            
                                    был инспирирован работами композитора-футуриста Балилла Прателла (Balilla Pratella), чей "Технический
                                    манифест футуристической музыки" (1911 год) содержал следующую фразу: "[Музыка] должна передавать дух масс, огромных промышленных комплексов, поездов, океанских лайнеров, военных флотов, автомобилей и аэропланов». 		
Францеско Балилла Прателла
1880-1955
       Францеско Балилла Прателла
               1880-1955
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
Живопись
      11 февраля 1910 г.
                                                            
                                    
- «Манифест художников-футуристов».
      11 апреля
                                    1910 г. - «Технический манифест футуристической живописи», подписанные У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северини.
	    1912 г. - первая значительная выставка итальянских художников-футуристов в Париже. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Умберто Боччони 
1882-1916
		Итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров
                                                            
                                    
футуризма. Родился в Реджо-ди-Калабриа (на юге Италии) 19 октября 1882
                                    в семье чиновника. Получил художественное образование в Риме (1898–1902), в студии Дж.Баллы. Посетил Париж (1902), Берлин и Петербург (1903–1904).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Джино Северини 
1883-1966
       Итальянский
                                                            
                                    
художник и теоретик искусства, один из лидеров итальянского футуризма. Родился
                                    в Кортоне (Тоскана) 7 апреля 1883 года. Занимался в частной школе Дж. Балла, где встретил Умберто Боччони; познакомился с системой цветового дивизионизма.
	  С начала 1950-х годов не раз варьировал свои ранние футуристические мотивы в русле новой моды на абстракционизм.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Художник
Джино Северини
Художник
Умберто Боччони
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Теоретическое самоопределение 
1910 год - сборник «Садок судей»
1912 год -
                                                            
                                    
манифест «Пощёчина общественному вкусу»
1913 год - манифест «Слово как таковое»
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14    «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
                                                            
                                    
и проч. с парохода современности». Но призыв этот смягчён высказыванием
                                    ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней» - гласила «Пощечина общественному вкусу»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Цель искусства
Созидание новой реальности
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Пути реализации цели
Эксперимент со словом:
словоновшество,
самовитое слово,
отрицание знаков препинания,
свободный стих и
                                                            
                                    
новая рифма,
«стихокартины».
Пропаганда идей:
издание манифестов, деклараций, альманахов,
выступления,
постановки произведений,
турне по городам России.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Группы русского футуризма
Кубофутуризм –
«Гилея»
(1910 – 1917)
Эгофутуризм –
«Академия эго-поэзии»
(1912 – 1916)
«Мезонин
                                                            
                                    
поэзии»
(1913)
«Центрифуга»
(1914 – 1917)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Кубофутуристы (1910 – 1917)
      
                                                            
                                     Д.Бурлюк 
       Н.Бурлюк
                                          В.Хлебников 
       В.Маяковский 
       В.Каменский
       А.Кручёных
Новое отображение жизни,
творческие связи с художниками,
примитивизм, соединяющий поэзию, живопись, музыку,
манифесты,
гастрольные турне.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Эгофутуристы (1912 – 1916)
И.Северянин
К.Олимпов
В.Гнедов
П.Широков
И.Игнатьев
Преклонение перед техническим прогрессом, урбанизацией,
робкое словотворчество,
подражание раннему
                                                            
                                    
декаденству (салонный эротизм, утончённость, утверждение крайнего эгоцентризма).
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20«Мезонин поэзии» (1913)
В.Шершеневич
К.Большаков
С.Третьяков
 Центральное место в поэтике – «слово-запах»,
 группа
                                                            
                                    
просуществовала около полугода,
 урбанистическая тема поэзии.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21«Центрифуга» (1914 - 1917)
С.Бобров
Н.Асеев
Б.Пастернак
Просуществовала дольше всех других групп,
 члены группы
                                                            
                                    
выступали против культурного нигилизма,
 задачу искусства видели в преобразовании временного
                                    в вечное.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Судьба футуристов
  Футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова,
                                                            
                                    
Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский,
                                    Зданевич, Кручёных.
  Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Источники
1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:
                                                            
                                    
11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
2. Русская литература XX века.
                                    Учебное пособие для 11 класса ср. школы, - М., 1993
3. Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Л., 1991
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Футуризм
5. http://slova.org.ru/n/futurizm
6. http://prdesign.livejournal.com/52410.htm
7. http://images.yandex.ru/