урок. Актёры и драматурги призваны были служить созданию единого
сильного государства, показывать зрителю пример идеального гражданина
Франция
Франция
Николя Буало «Поэтическое искусство»
Франсуа де Малерб (1555 - 1628)
Основоположник поэзии французского классицизма.
1600 г. – ода «На благополучное прибытие
во Францию королевы» Марии Медичи
И. Риго.
Портрет Н. Буало
Николя Буало (1636 - 1711)
Разработал правила классицизма в литературе и в театре
Постоянства характеристики
героев. Это правило повлекло
за собой возникновение
театрального амплуа актёра;
Правило триединства:
единство места,
единство времени,
единство действия;
Особенности
классицистического театра:
Театральное представление
со спецэффектами
Пале Кардиналь.
Париж
Декорации театра
в XVII веке
Актер Монфлёри (Захария Жакоб)
Драма
турги
Произведения: «Сид», «Эдип», «Медея», «Гораций», «Психея»
Его затмевает новый драматург Ж. Расин;
Последние годы жизни Корнель провёл уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах;
Благодаря Н. Буало, ему была назначена маленькая пенсия
Классическая трагедия ознаменовала триумф собственно трагических эмоций:
драматичность строится на ожидании печального конца;
на протяжении всей трагедии чередуются надежда и страх;
в трагедии присутствуют драматические и патетические элементы (жалость)
Издание 1660 года
Трагедия «Сид» (1636 г.) ознаменовала наступление новой театральной эпохи в истории французского театра.
Здесь впервые в полную силу прозвучал конфликт между чувством и долгом, ставший в тематике классицистской трагедии обязательным.
«Сид» пользовался оглушительным успехом публики, и стал настоящим триумфом для драматурга и актеров;
Оглушительный успех "Сида« вызвал зависть. Считают, что первым подстрекателем атак против Корнеля был сам кардинал Ришелье.
«…Когда появился «Сид», кардинал был так взволнован, как если бы у ворот Парижа появились испанцы»
Фонтенель
В театре стали устраивать преднамеренные провалы пьес.
Подлинный смысл «Сида»:
Любовь побеждает в союзе с высоким государственным долгом;
побеждает старые, косные предрассудки;
человечность побеждает рутину.
Идеологи абсолютизма, догматические его приверженцы отвергли гениальное творение Корнеля.
Произведения: «Андромаха», «Сутяги», «Британик», «Федра»
Особенности театра Расина:
Мужество жить;
Сохранение верности своему долгу;
Сохранение чувства собственного достоинства
«Отравление Британика». Иллюстрация Франсуа Шаво, 1675 г.
«Андромаха» -
трагедия неразделенной любви, усугубленная сознанием греха.
Издание 1668 года
Главное внимание уделяется вечной борьбе героя против неизбежной судьбы.
Воспитывался в Клермонском колледже;
Изучал право в Орлеане;
Заменял отца при дворе в качестве
«королевского камердинера»;
Отказывается от звания «королевского
обойщика», посвящая себя театру.
Мольер и Арманда
Спустя 13 лет, обогащённый наблюдениями и опытом, возвращается в Париж;
Его труппа дебютировала в
Людовик XIV
в Лувре в присутствии Людовика XIV;
Фарс «Влюбленный доктор» решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон;
Брат короля разрешил труппе называться его именем;
В 1668 г. мольеровская труппа была лишена своего помещения под тем предлогом, что здание Пти Бурбон решено снести. Актеры остались без декораций, которые были безжалостно уничтожены
Версальский парк
Удовлетворяя требованиям короля создавать развлекательные зрелища, Мольер обращается к новому жанру - комедий-балетов;
В Париже Мольером было написано 13 пьес, в которые как необходимая, а часто и как главная составная часть входила музыка («Мнимый больной»).
В этом представлении в последний раз будет танцевать на публике Людовик XIV.
«Король, не допускающий в своих затеях ничего заурядного, вздумал устроить при дворе такой дивертисмент, в состав которого входило бы все, что может дать театр…»
Ж.Б. Мольер
Начавшиеся судороги он сумел выдать за игру, так что спектакль не был сорван.
Через несколько часов Мольер скончался.
Ненависть святош преследовала Мольера и за гробом. Чудовищная эпитафия в стихах ходила по рукам - в ней выражалась радость по поводу смерти безбожника и пожелание ему адского огня. Но человек, вызвавший столь яростную ненависть святош, стяжал себе огромную и неугасимую любовь нации.
Жан-Батист Мольер основывает жанр «высокой комедии» в котором жизненная достоверность изображения характеров и нравов сочеталась с веселой насмешливостью и широким гуманистическим взглядом на действительность.
Мольеровский смех стал «смехом сквозь слезы»
Главная мысль любой пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно.
«Смешные жеманницы»
В «Жеманницах» Мольер показывал, как сословная спесь заставляет людей отказываться от естественного поведения и превращает их в глупых, безжизненных кукол.
М. Боярский в роли Тартюфа
По настоянию королевы-матери пьеса была запрещена. Спустя пять лет, после ее смерти, комедия была разрешена к представлению. Сыграла роль и благополучная концовка пьесы. В течение сезона она прошла 43 раза.
Хроникер Робина писал:
«Любопытство было так велико, что толпа, как природа, заполняла каждое пустое местечко. Многих чуть не задавили в театре».
«По-видимому, ваше величество, мне не надо больше писать комедий, если тартюфы одерживают верх». Мольер
Николай Гяуров в роли Дон Жуана
Образ Дон Жуана Мольер наделил бытовыми чертами французского аристократа XVII века - титулованного развратника, беспринципного, лицемерного, наглого, циничного и жестокого наследника феодальных прав.
Сцена из пьесы Мольера «Скупой»
Луис де Фюнес в роли Гарпагона
Эскиз декорации
Л. Бурначини. Ок. 1700
Василий Бочкарев
Олег Ефремов
Цель - «отрезвить буржуазию, внушить ей чувство собственного достоинства, мысль, что она должна создать собственную культуру»
Фриче
В. Этуш
Мольер в роли Цезаря. «Смерть Помпея» П.Корнеля.
Испанец Пьедро Кальдерон в пьесе «Великий театр мира» (1645) выдвинул тезис «жизнь – игра».
Театр барокко – это зрелищность
В барочном театре царствует случай, а не закон, как на классицистической сцене
Театр эпохи Возрождения внушал зрителям,
что человек вопреки всему - прекрасен.
В барочном театре человек ужасен, но велик.
В дворцовом плавучем театре не далеко от Мадрида в 1639 г. была представлена пьеса Кальдерона "Фаэтон - сын солнца".
Площадку, сооружённую посреди дворцового пруда, освещали тысячи свечей. Король и придворные плавали вокруг сцены на лодках, а в перерыве между действиями ужинали.
Получил признание при дворе;
Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Св. Иакова (Сантьяго) и заказывал ему пьесы для придворного театра;
Оставил военную службу, а в 1651 году Кальдерон был рукоположен в священники, закончив драматургическую карьеру
Кальдерон превращает пьесу в пышное барочное действо
В этих произведениях главенствует традиционная для испанского барокко проблематика: любовь, религия и честь.
Жизнь призрачна - то ли сон, то ли явь;
Человек утратил цельность натуры: он бывает добрым и злым одновременно;
Он игрушка в руках жестокой судьбы, а никак не проводник воли Всевышнего;
Ощущение зыбкости, ненадёжности бытия, восприятие жизни как иллюзии, разочарование в гуманистических идеалах, обращение к религии, понимаемой как единственный безусловный нравственный авторитет.
Произведения: «Благочестивая Марта», "Севильский озорник, или Каменный гость», «Дон Хиль Зеленые штаны»
"Севильский озорник, или Каменный гость" (первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане)
Персонажи одержимы стремлением к удовлетворению страсти, рождённой внезапно,
без причин.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть