Слайд 1Буталова В.Б, учитель музыки
ГОУ ТО «Тульская специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
Дистанционное
преподавание музыки
детям
с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 2Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на
использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания личности
ребенка с проблемами, его культурного развития. Есть множество примеров, когда обучение детей-инвалидов танцам, музыке, рисованию, дизайну (так называемая арт-терапия) не только приводило к положительным сдвигам здоровья, но и давало толчок к дальнейшему творчеству и профессиональному росту.
Слайд 3Музыкальная терапия -
метод,
использующий музыку
в качестве средства коррекции.
Это
контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей
и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Слайд 4Выдержки
из Программы “Музыка и пение” для 1 – 4
классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, автор И.В.Евтушенко
Задачи воспитывающие:
помочь
самовыражению школьников с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость.
Слайд 5Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения
в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения
звукопроизносительной стороны речи.
Слайд 6Мир музыки огромен и неповторим.
Каждая встреча с музыкой
должна
приносить детям огромную радость.
Задача педагога –
научить понимать музыку, полюбить
ее.
Слайд 7П.И. Чайковский: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка
моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в
ней утешение и опору…»
Мой девиз – слова П.И.Чайковского
Слайд 9Виды
музыкальной деятельности
на уроке:
слушание музыки,
пение сольное и в ансамбле
с учителем,
музыкально-ритмические движения,
освоение элементов музыкальной грамоты (средства музыкальной выразительности,
звучание и классификация общеизвестных музыкальных инструментов, музыкальная форма, нотная грамота),
музицирование на простейших музыкальных и шумовых инструментах.
Слайд 10Слушание и изучение
лучших образцов
русской и зарубежной
классической музыки,
фольклора
Слайд 11На уроках музыки большое внимание уделяется слушанию и изучению лучших
образцов русской и зарубежной классической музыки, фольклора. Музыка является одним
из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко могут выразить свое отношение к музыке словесно, через движения, что благотворно сказывается на коррекционном процессе детей с ограниченными возможностями.
Слайд 12Слушание музыки
с видео-иллюстрациями
Слайд 13Для усиления эмоционального воздействия музыки использую презентации, видефрагменты, мультфильмы, наложенные
на классическую музыку, видеофрагменты опер, балетов. Благо, что в Интренете
находится богатейший материал. Правда, надо отметить, что этим тоже нельзя злоупотреблять, так как музыка ценна сама по себе и ее нужно приучаться слушать самостоятельно без «подсказок», тем более, что сейчас идет речь о клиповом сознании наших детей.
Слайд 15Одним из средств выражения эмоционального отношения к музыке является ее
рисование. Я не часто даю такие задания, только по желанию
(в силу большого зрительного напряжения при работе с компьютером). Но с отдельными детьми мы пошли по этому пути: ребенок слушает музыку, а потом дома или на занятиях в валеологическом центре они с педагогом выполняют такие работы.
Слайд 17Н.А.Римский –Корсаков «Полет шмеля»
Слайд 19Принцип
индивидуального подхода
к подбору репертуара, оцениванию результатов
Слайд 20Надо отметить, что без индивидуального подхода к подбору репертуара,
оцениванию результатов обойтись нельзя. Известно, что при сильном возбуждении
дети особенно восприимчивы к музыке. Для снятия чрезмерной возбудимости и нервозности детей полезно использовать лирическую музыку, спокойные и мелодичные музыкальные образы либо, наоборот, яркую бравурную музыку, заражающую детей своим настроением, организующую их деятельность.
Слайд 21Игровой метод
проведения занятий:
придает занятиям привлекательную форму,
облегчает процесс
запоминания,
повышает его эмоциональный фон.
Слайд 22Одним из важных видов музыкальной деятельности на уроке является пение
сольное и в ансамбле с учителем. Пение способно не только
повысить эмоциональную отзывчивость и прекрасное настроение детей, но и улучшает дыхание, с помощью пения возможны исправления заикания. Большинство моих детей любят петь и поют с удовольствием.
Слайд 23Проблемы
дистанционного обучения детей пению
При общении по скайпу есть так
называемый
лаг
(от англ. Lag — «запаздывание», «задержка») –
то
есть временной промежуток между произнесением фразы и
ее передачей по линии.
Кроме того, в программе Skype
передача звука прекращается,
если сигнал начинает поступать от собеседника.
Это позволяет быть более внимательным слушателем,
но лишает нас возможности петь одновременно.
Слайд 24
Обучение пению детей дистанционно
Проводя онлайн уроки вокала,
необходимо заранее подготовить
партию аккомпанемента,
записав ее и отправив ученику до занятия. Ученик
запускает на своем компьютере
запись песни, минусовую фонограмму, партию фортепиано и поет под нее.
При этом сигнал передается
ритмично и вполне адекватно.
Слайд 25
Обучение пению детей дистанционного
Для распевания есть 2 варианта:
учитель
играет на фортепиано ноты распевки, затем делает паузу и слушает,
как данную фразу исполняет ученик.
учитель записывает партию фортепиано для распевки и выслает ее ученику перед занятием.
Слайд 26 Если я занимаюсь с неговорящими или плохо говорящими детьми,
прошу петь родителей, при этом дети отстукивают ритм песни
и им очень нравится, как поют их мамы.
Бывает, что к пению присоединяются и другие члены семьи. Я их не отгоняю – ведь это создает хороший эмоциональный настрой у ребенка, а это самое главное!
Слайд 27Также в работе использую следующие приемы:
Начало урока – эмоциональный заряд
: использую презентации «Утро», музыкальное приветствие «Здравствуй, (имя)! Здравствуйте!», пою
любимую песню ученика.
Элемент удивления – беру в руки гитару, игрушку, включаю новый тембр на фортепиано и др..
«Копилка музыкальных терминов» «Словарь эмоций»
Электронные папки «Моя фонотека», «Моя любимая музыка» : презентации, музыкальные файлы.
Слайд 29Рефлексия на уроке:
Применяю приемы рефлексии результатов учебной деятельности:
«Оценочная лесенка»,
«Диаграмма успешности»,
«Эссе»,
«Письмо самому себе»,
«Лист достижений» и др..
Слайд 31Старюсь превратить каждое занятие
в маленький праздник, так как ребенку
с ограниченными возможностями
для полноценного развития
праздник необходим как воздух.
Главный
критерий результативности урока – улыбка ребенка и родителей и
слово «СПАСИБО».
Слайд 32Отзывы родителей и детей
«Познавательный урок. Нравятся упражнения на дыхание»
«Нравится петь,
уже лучше тянет звуки. Нравится общаться, узнавать новое. Ждет урока»
«Предмет
расширяет кругозор, полезен для общего развития. Мальчик доволен, ему интересно. Музыка улучшает настроение»