Слайд 1Натуральный звукоряд
Дыгодюк Н.В.
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Слайд 2Натура́льный звукоря́д (от лат. natura — природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд — звукоряд —
звукоряд, состоящий из основного тона — звукоряд, состоящий из основного тона
и его гармонических обертонов.
Натуральный звукоряд соответствует гармоническому спектру сложных колебаний физического источника звука (например, струны или воздушного столба в трубе).
Слайд 3Источник звука определяет высоту основного звука, который сопровождается целым рядом
почти не уловимых слухом призвуков.
Струна колеблется не только всей
своей длиной, колеблются и ее части. Половинки, трети, четвертушки, пятые части и т.д. Все звуки, являющиеся результатом колебаний частей струны, имеют большую частоту колебаний, чем частота всей длины, поэтому все призвуки — выше основного звука.
Слайд 4Половинки струны колеблются и дают удвоенное число колебаний – получается
звук октавой выше основного. Утроенное число колебаний дает квинту через
октаву. Учетверенное число колебаний – дает звук на две октавы выше основного.
Слайд 5Одновременные колебания всей струны и ее частей дают каждый раз
одинаковый, определенный ряд звуков, расположенных в следующем порядке: чистая октава,
чистая квинта, чистая кварта, большая терция, малая терция, большая секунда и т. д.
Такой ряд звуков называется натуральным
(так как он существует в природе), или
г а р м о н и ч е с к и м звукорядом, а звуки, входящие в него, называются частичными тонами, так как они являются результатом колебаний частей струны, или обертонами (от немецкого ober — над), так как все они лежат выше основного звука, то есть над ним.
Слайд 6Нотная иллюстрация первых 16 тонов натурального звукоряда,
построенного от звука
до большой октавы:
Слайд 7Натуральный звукоряд в музыкальной практике
На некоторых музыкальных инструментах можно
извлечь только звуки натурального звукоряда, среди них фанфараНа некоторых музыкальных
инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, среди них фанфара (и горнНа некоторых музыкальных инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, среди них фанфара (и горн), рог (охотничий рог, альпийский рогНа некоторых музыкальных инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, среди них фанфара (и горн), рог (охотничий рог, альпийский рог, почтовый рожокНа некоторых музыкальных инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, среди них фанфара (и горн), рог (охотничий рог, альпийский рог, почтовый рожок и т.п.), натуральная трубаНа некоторых музыкальных инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, среди них фанфара (и горн), рог (охотничий рог, альпийский рог, почтовый рожок и т.п.), натуральная труба, натуральная валторнаНа некоторых музыкальных инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, среди них фанфара (и горн), рог (охотничий рог, альпийский рог, почтовый рожок и т.п.), натуральная труба, натуральная валторна, так называемые обертоновые флейтыНа некоторых музыкальных инструментах можно извлечь только звуки натурального звукоряда, среди них фанфара (и горн), рог (охотничий рог, альпийский рог, почтовый рожок и т.п.), натуральная труба, натуральная валторна, так называемые обертоновые флейты (молдавская тилинка) и другие духовые инструменты, а также варган.
По отношению к этим и подобным инструментам говорят, что они звучат в «натуральном строе».
Натуральный звукоряд встречается и в современной музыке, в частности, на нём основана так называемая спектральная музыка.
Слайд 8Чем больше обертонов, тем ярче тембр звука. У фортепиано частичных
тонов сравнительно мало; больше всего их — у ударных инструментов:
у них преимущественно слышен не основной звук, а множество обертонов, которые, сливаясь в единую массу, образуют шум. У скрипки превалируют верхние обертоны, поэтому ее тембр — светлый и звонкий.
Свободный от частичных тонов, «чистый» звук встречается редко; по характеру он, скорее всего, приближается уже к свисту. Аналогичен ему электронный тон, получаемый искусственным путем, в таком звуке вообще нет обертонов.
Слайд 9Ссылки:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4
http://clubtochka.ru/istoriya-myzuki/obertonovyj-ryad.html
https://razvitiee.wordpress.com/2012/02/10/%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4/
vargan.spb.ru
petamusic.rupetamusic.ru›?string=Фанфары
petamusic.rupetamusic.ru›?string=альпийский рог)&sort=artist