Разделы презентаций


Компоненты научного аппарата психолого педагогического исследования

Содержание

Методологические характеристики научного исследования (В.В. Краевский):Проблема – что надо изучить из того, что ранее не было изучено?Тема – как это назвать? Актуальность –почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?Объект

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования

Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования

Слайд 2Методологические характеристики научного исследования (В.В. Краевский):
Проблема – что надо изучить

из того, что ранее не было изучено?
Тема – как это

назвать?
Актуальность –почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Объект исследования – что рассматривается ?
Предмет исследования – и как рассматривается объект, как новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?
Гипотезы;
Защищаемые положения – сто не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
Цель – какой результат исследователь намерен получить, каким он видит этот результат?
Задачи – что нужно сделать – чтобы цель была достигнута?
Новизна – что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
Значение для науки – в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?
Значение для практики – какие конкретные недостатки практики можно исправлять с помощью полученных результатов?



Методологические характеристики научного исследования  (В.В. Краевский):Проблема – что надо изучить из того, что ранее не было

Слайд 3Проблема исследования
Что надо изучить из того, что ранее не было

изучено?
Это «белое пятно на карте науки»
Для того, чтобы сформулировать проблему

необходимо:
обладать обширными знаниями в области той науки, которой занимается исследователь;
знать, каких знаний не хватает ( «Знание о не знании»).
Проблема исследованияЧто надо изучить из того, что ранее не было изучено?Это «белое пятно на карте науки»Для того,

Слайд 4Тема исследования
Тема должна в краткой и концентрированной форме отражать проблему

исследования.
Тема должна иметь методическое решение.
Тема исследования должна быть по объему

достаточно узкой, чтобы не происходило «удвоения темы» (принцип самоограничения)
«Первое и самое важное качество ученого – умение себя ограничить»
Исследование перегруженное побочными данными и фактами, теряет стройность, цельность и глубину.
Принцип разумного самоограничения (нельзя чрезмерно упрощать предмет своего исследования)

Тема исследованияТема должна в краткой и концентрированной форме отражать проблему исследования.Тема должна иметь методическое решение.Тема исследования должна

Слайд 5



«Воспитание гражданственности у учащихся»

«Воспитание гражданственности у учащихся»

Слайд 6«Формирование гражданского отношения к оценке общественно-политических событий в стране у

учащихся старших классов (на уроках истории)»

«Воспитание чувства гражданской ответственности за

качество образования у учащихся 6-7 классов
(во внеклассной работе)»

«Становление гражданского самосознания у старшеклассников под влиянием участия в общественной деятельности»


«Формирование гражданского отношения к оценке общественно-политических событий в стране у учащихся старших классов (на уроках истории)»«Воспитание чувства

Слайд 7Алгоритм построения темы исследования:
Изменение качества А у Б в

условиях В

«Духовно-нравственное воспитание учащихся младших классов средствами народной культуры»
«Формирование положительной

мотивации учения у семиклассников в условиях личностно-ориентированного обучения»
«Подготовка педагогов к проведению исследовательской деятельности в условиях школы»
Алгоритм построения темы исследования: Изменение качества А у Б в условиях В«Духовно-нравственное воспитание учащихся младших классов средствами

Слайд 8Алгоритм построения темы исследования:
Условия изменения качества А у Б
Педагогические условия

формирования общешкольного коллектива.
Педагогические условия обеспечения здоровья учащихся подростковых классов.
Педагогические условия

внедрения развивающего обучения в начальной школе.
Условия стали предметом исследования.
Вместо «условий» могут быть «факторы», «основы», «принципы», «подходы» и т.д.
Алгоритм построения темы исследования:Условия изменения качества А у БПедагогические условия формирования общешкольного коллектива.Педагогические условия обеспечения здоровья учащихся

Слайд 9Алгоритм построения темы исследования:
А как Б
(изучение функций каких-либо явлений,

процессов в практике)
Исследовательская деятельность как фактор профессионально-квалификационного роста учителя.
Народная культура

как средство воспитания любви к Родине у учащихся начальной школы.
История религий как источник и средство духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
Такие темы обязывают изучить последствия влияния
В качестве А –любой педагогический феномен
В качестве Б (средство, метод, принцип, форма, результат, фактор, проблема, стимул – то есть какая-то функция педагогического феномена )

Алгоритм построения темы исследования:А как Б (изучение функций каких-либо явлений, процессов в практике)Исследовательская деятельность как фактор профессионально-квалификационного

Слайд 10Алгоритм построения темы исследования:
КТО? ЧТО? КАК?
КТО? является объектом педагогического воздействия?

ЧТО?

мы в них хотим воспитать (формировать, развивать и т.д.)

КАК? (какими

средствами или условиями) мы собираемся это воспитывать?
Алгоритм построения темы исследования:КТО? ЧТО? КАК?КТО? является объектом педагогического воздействия?ЧТО? мы в них хотим воспитать (формировать, развивать

Слайд 11«Дидактические условия становления социального интеллекта старшего подростка в процессе решения

учебно-познавательных задач.»
КТО? – старший подросток;
ЧТО? – социальный интеллект;
КАК? – дидактические

условия в процессе решения учебно-познавательных задач.
«Дидактические условия становления социального интеллекта старшего подростка в процессе решения учебно-познавательных задач.»КТО? – старший подросток;ЧТО? – социальный

Слайд 12Объект исследования в педагогике – это, как правило, процесс, некоторое

явление которое существует независимо от субъекта познания и на которое

обращено внимание исследователя.
Например, процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, дошкольное образование и т.д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.
Предмет исследования – это то, что содержится в границах объекта,
это одна из тех существенных сторон или частей, которую исследователь выделяет в объекте с целью более углубленного познания,
это тот угол зрения, под которым изучают выбранный объект.
Объект исследования в педагогике – это, как правило, процесс, некоторое явление которое существует независимо от субъекта познания

Слайд 13
Тема: Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка.

Объект -

процесс обучения английскому языку с использованием индивидуального подхода к учащимся.

Предмет

– индивидуализация как средство повышения эффективности процесса обучения английскому языку.

Тема: Способы осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения иностранному языку (на материале преподавания английского языка).
Объект – процесс личностно-ориентированного обучения иностранному языку.

Предмет – индивидуальные формы работы учителя с учащимися как способ реализации принципов личностно-ориентированного обучения.
Предмет – границы применения учителем индивидуальных форм работы с учащимися в процессе личностно-ориентированного обучения.

Тема: Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка.Объект - процесс обучения английскому языку с использованием индивидуального

Слайд 14Цель исследования – это конечный результат деятельности, это то ,

что исследователь стремится получить в итоге
Структура цели: целевой объект, целевой

предмет, целевое действие.
Целевой объект (объект цели) – это та часть теории и практики, в пределах которой идет реализация цели. Под «частью» понимаем научные проблемы, темы, идеи, разделы, внутри которых находится тема. В экспериментальных работах целевой объект – это всегда люди (учащиеся, студенты, педагоги), которые включаются в специально созданные педагогические условия и изменяются под их влиянием.
Целевой предмет (предмет цели) – это часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта.
Целевое действие (действие цели) – это то действие исследователя, которое он будет совершать над предметом в рамках объекта исследования.
Цель исследования – это конечный результат деятельности, это то , что исследователь стремится получить в итогеСтруктура цели:

Слайд 15Структура цели исследования.

Структура цели исследования.

Слайд 16В самом простом варианте цель исследования приблизительно соответствует одной из

известных мыслительных операций (умственных действий):
Сравнение
Определение
Классификация
Описание
Анализ
Оценка
Конкретизация
Обобщение
Аналогия и т.д.

В самом простом варианте цель исследования приблизительно соответствует одной из известных мыслительных операций (умственных действий):СравнениеОпределениеКлассификацияОписаниеАнализОценкаКонкретизацияОбобщениеАналогия и т.д.

Слайд 17СРАВНИТЕЛЬНЫЕ
Выявить общее и особенное в сравнении g и g.


Провести сравнительный

анализ подходов (концепций, теорий, точек зрения, позиций, ситуаций, отношений и

т.д. )
СРАВНИТЕЛЬНЫЕВыявить общее и особенное в сравнении g и g.Провести сравнительный анализ подходов (концепций, теорий, точек зрения, позиций,

Слайд 18АНАЛИТИЧЕСКИЕ (ОПИСАТЕЛЬНЫЕ)
Проанализировать явление g, показать его структуру и сущность.
Составить список

характеристик (параметров, критериев) для описания (оценки) g.
Изучить способность g к

g.
Выявит компоненты g.
Вычленить g составляющие в g явлении по всем параметрам.
Описать явление g.

g

АНАЛИТИЧЕСКИЕ (ОПИСАТЕЛЬНЫЕ)Проанализировать явление g, показать его структуру и сущность.Составить список характеристик (параметров, критериев) для описания (оценки) g.Изучить

Слайд 19ДЕДУКТИВНЫЕ
«Дедукция как мыслительная стратегия, предполагает выведение обосновываемого положения из иных,

ранее принятых положений» (СНОСКА: Ивон А.А. Логика: Учебник. – М.,

1999. – С. 243).
Апробировать известную формулу (правило, закономерность, прибор, алгоритм) на материале g (или в ситуации g).
Обосновать необходимость g для g.
Исследовать формы проявления g в ситуации g.
Применить классификацию g к g.
Модифицировать известный алгоритм (тест, прибор, правило) для g.
ДЕДУКТИВНЫЕ«Дедукция как мыслительная стратегия, предполагает выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых положений» (СНОСКА: Ивон А.А. Логика:

Слайд 20ДЕДУКТИВНЫЕ
Исследовать уровень и характер проявления g в различных аспектах.
Изучить степень

проявления g.
Описать проявление g в условиях g.
Провести экспериментальное (эмпирическое) подтверждение

закономерности g в g.
Опознать объект g.
Найти признаки, сочетание которых определяет принадлежность g к соответствующему классу.
Распознать видоизмененные и искажённые объекты (животных, явлений, текстов и т.д.) как принадлежащие к определённому роду, виду, парадигме.
ДЕДУКТИВНЫЕИсследовать уровень и характер проявления g в различных аспектах.Изучить степень проявления g.Описать проявление g в условиях g.Провести

Слайд 21КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ

Классифицировать gggg по признакам g.


Найти основания классификации g.

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕКлассифицировать gggg по признакам g.Найти основания классификации g.

Слайд 22ЗАДАЧИ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ
Найти взаимосвязь (причинно-следственную, системную, сходства, часть-целое и

т.д.) между gggg.
Выявить (и описать) основные механизмы взаимодействия (взаимосвязи, осуществления,

получения) gg.
Показать связь между g и g.
Определить соотношение g и g.
Определить характер связи (связей) между g и g.
Определить специфику связей между g и g.

ЗАДАЧИ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯНайти взаимосвязь (причинно-следственную, системную, сходства, часть-целое и т.д.) между gggg.Выявить (и описать) основные механизмы

Слайд 23ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ (как частный случай предыдущего)
Выявить факторы, влияющие на g.

Выявить препятствия к

осуществлению (реализации, развитию, проявлению) g.

Изучить динамику уровня g в зависимости

от g.

Выявить причины возникновения g.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ (как частный случай предыдущего)Выявить факторы, влияющие на g.Выявить препятствия к осуществлению (реализации, развитию, проявлению) g.Изучить динамику

Слайд 24ОЦЕНОЧНЫЕ
Обосновать эффективность g в условиях g.
Обосновать большую эффективность g, чем

g, для g.
Обосновать необходимость (или необязательность) g для g.
Оценить продукт

(результат, факт, текст, объект, работу, процесс и т.д.) по готовым или выявленным характеристикам (интересно, эмоционально, глубоко, актуально, надёжно, научно и т.д.).
Выявить (показать) роль g в g.
ОЦЕНОЧНЫЕОбосновать эффективность g в условиях g.Обосновать большую эффективность g, чем g, для g.Обосновать необходимость (или необязательность) g

Слайд 25АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ
Построить алгоритм g.
Написать программу g.
Разработать алгоритм для изменения (получения, выявления,

сравнения, создания и т.д.) g.
Разработать технологический этап (операцию) для g

в соответствии с требованиями исходного алгоритма.
АЛГОРИТМИЧЕСКИЕПостроить алгоритм g.Написать программу g.Разработать алгоритм для изменения (получения, выявления, сравнения, создания и т.д.) g.Разработать технологический этап

Слайд 26ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
Разработать технологию обработки (рассчитывания, шитья, анализа, измерения, получения и т.д.)g.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕРазработать технологию обработки (рассчитывания, шитья, анализа, измерения, получения и т.д.)g.

Слайд 27СИСТЕМНЫЕ
Проранжировать (расставит приоритеты, выявить главное и второстепенное) совокупность gggg.
Выявить сочетание

факторов (какие, как связаны, сколько), обуславливающих результат.
Построить модель g.
Описать явление

g как систему.
Создать систему (знаний, приёмов, форм, представлений и т.д.), дающую принципиально новый результат.

СИСТЕМНЫЕПроранжировать (расставит приоритеты, выявить главное и второстепенное) совокупность gggg.Выявить сочетание факторов (какие, как связаны, сколько), обуславливающих результат.Построить

Слайд 28ИНДУКТИВНЫЕ (ОБОБЩЕНИЯ)
Вывести формулу на основании эмпирических данных.
Сформулировать закономерность, описывающую ряд

известных фактов.

ИНДУКТИВНЫЕ (ОБОБЩЕНИЯ)Вывести формулу на основании эмпирических данных.Сформулировать закономерность, описывающую ряд известных фактов.

Слайд 29Задачи исследования (В.П. Давыдов):
Первая задача – связана с выявлением, уточнением,

углублением, методологическим обоснованием и т.п. сущности, природы, структуры изучаемого объекта;
Вторая

задача – связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития;
Третья задачи – связана со способами его преобразования, опытно-экспериментальной проверки;
Четвертая задача – связана с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с прикладными аспектами работы;
Пятая задача – связана с прогнозом развития исследуемого объекта или с разработкой практических рекомендаций для различных работников образования;
Задачи исследования (В.П. Давыдов):Первая задача – связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием и т.п. сущности, природы,

Слайд 30Задачи исследования (В.И. Загвязинский):
ВЫДЕЛЯЕТ ТРИ ГРУППЫ ЗАДАЧ
Первая группа задач –

историко-диагностическая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы,

определением и уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
Вторая группа задач – теоретико-моделирующая – связана с раскрытием структуры и сущности изучаемого, факторов, модели структуры, функций и способов преобразования объекта исследования;
Третья группа задач – практически- преобразовательная – связана с разработкой и использованием методов, приемов и средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования, а также с разработкой практических рекомендаций.

Задачи исследования (В.И. Загвязинский):ВЫДЕЛЯЕТ ТРИ ГРУППЫ ЗАДАЧПервая группа задач – историко-диагностическая – связана с изучением истории и

Слайд 31Структура психолого-педагогической гипотезы исследования:
Трех-составные гипотезы включают:
а) утверждение;
б) предположение;

в) научное обоснование.
Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот

так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых…; во-вторых…; в-третьих…
Двусоставная гипотеза (обоснование не формулируется):
это будет эффективным, если, во-первых…;
во-вторых…;
в-третьих…

Структура психолого-педагогической гипотезы исследования:Трех-составные гипотезы включают: а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование.Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то,

Слайд 32Методологические требования к гипотезе:
1) Логическая простота – не должна содержать

в себе ничего лишнего;
2) Логическая непротиворечивость – гипотеза есть система

суждений, где ни одно из них не является формально-логическим отрицанием другого; она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам; соответствует установленным и устоявшимся в науке законам ;
3) Вероятности – основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации;
4) Широты применения – необходимо для того, чтобы выводить из гипотезы широкий класс феноменов;
5) Концептуальности – гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать развитие науки;
6) Научной новизны – должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми;
7) Верификации – любая гипотеза может быть проверена.
Методологические требования к гипотезе:1) Логическая простота – не должна содержать в себе ничего лишнего;2) Логическая непротиворечивость –

Слайд 33Тема: Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка.
Содержание:
Введение.
Принцип обучения

как категория дидактики.
Характеристика принципа индивидуализации обучения.
Методы и приемы воплощения принципа

индивидуализации обучения на уроках английского языка.
Специфика реализации принципа в процессе обучения английскому языку.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Тема: Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка. Содержание:Введение.Принцип обучения как категория дидактики.Характеристика принципа индивидуализации обучения.Методы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика