Слайд 1Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования
Слайд 2Методологические характеристики научного исследования
(В.В. Краевский):
Проблема – что надо изучить
из того, что ранее не было изучено?
Тема – как это
назвать?
Актуальность –почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Объект исследования – что рассматривается ?
Предмет исследования – и как рассматривается объект, как новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?
Гипотезы;
Защищаемые положения – сто не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
Цель – какой результат исследователь намерен получить, каким он видит этот результат?
Задачи – что нужно сделать – чтобы цель была достигнута?
Новизна – что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
Значение для науки – в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?
Значение для практики – какие конкретные недостатки практики можно исправлять с помощью полученных результатов?
Слайд 3Проблема исследования
Что надо изучить из того, что ранее не было
изучено?
Это «белое пятно на карте науки»
Для того, чтобы сформулировать проблему
необходимо:
обладать обширными знаниями в области той науки, которой занимается исследователь;
знать, каких знаний не хватает ( «Знание о не знании»).
Слайд 4Тема исследования
Тема должна в краткой и концентрированной форме отражать проблему
исследования.
Тема должна иметь методическое решение.
Тема исследования должна быть по объему
достаточно узкой, чтобы не происходило «удвоения темы» (принцип самоограничения)
«Первое и самое важное качество ученого – умение себя ограничить»
Исследование перегруженное побочными данными и фактами, теряет стройность, цельность и глубину.
Принцип разумного самоограничения (нельзя чрезмерно упрощать предмет своего исследования)
Слайд 5
«Воспитание гражданственности у учащихся»
Слайд 6«Формирование гражданского отношения к оценке общественно-политических событий в стране у
учащихся старших классов (на уроках истории)»
«Воспитание чувства гражданской ответственности за
качество образования у учащихся 6-7 классов
(во внеклассной работе)»
«Становление гражданского самосознания у старшеклассников под влиянием участия в общественной деятельности»
Слайд 7Алгоритм построения темы исследования:
Изменение качества А у Б в
условиях В
«Духовно-нравственное воспитание учащихся младших классов средствами народной культуры»
«Формирование положительной
мотивации учения у семиклассников в условиях личностно-ориентированного обучения»
«Подготовка педагогов к проведению исследовательской деятельности в условиях школы»
Слайд 8Алгоритм построения темы исследования:
Условия изменения качества А у Б
Педагогические условия
формирования общешкольного коллектива.
Педагогические условия обеспечения здоровья учащихся подростковых классов.
Педагогические условия
внедрения развивающего обучения в начальной школе.
Условия стали предметом исследования.
Вместо «условий» могут быть «факторы», «основы», «принципы», «подходы» и т.д.
Слайд 9Алгоритм построения темы исследования:
А как Б
(изучение функций каких-либо явлений,
процессов в практике)
Исследовательская деятельность как фактор профессионально-квалификационного роста учителя.
Народная культура
как средство воспитания любви к Родине у учащихся начальной школы.
История религий как источник и средство духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
Такие темы обязывают изучить последствия влияния
В качестве А –любой педагогический феномен
В качестве Б (средство, метод, принцип, форма, результат, фактор, проблема, стимул – то есть какая-то функция педагогического феномена )
Слайд 10Алгоритм построения темы исследования:
КТО? ЧТО? КАК?
КТО? является объектом педагогического воздействия?
ЧТО?
мы в них хотим воспитать (формировать, развивать и т.д.)
КАК? (какими
средствами или условиями) мы собираемся это воспитывать?
Слайд 11«Дидактические условия становления социального интеллекта старшего подростка в процессе решения
учебно-познавательных задач.»
КТО? – старший подросток;
ЧТО? – социальный интеллект;
КАК? – дидактические
условия в процессе решения учебно-познавательных задач.
Слайд 12Объект исследования в педагогике – это, как правило, процесс, некоторое
явление которое существует независимо от субъекта познания и на которое
обращено внимание исследователя.
Например, процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, дошкольное образование и т.д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.
Предмет исследования – это то, что содержится в границах объекта,
это одна из тех существенных сторон или частей, которую исследователь выделяет в объекте с целью более углубленного познания,
это тот угол зрения, под которым изучают выбранный объект.
Слайд 13
Тема: Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка.
Объект -
процесс обучения английскому языку с использованием индивидуального подхода к учащимся.
Предмет
– индивидуализация как средство повышения эффективности процесса обучения английскому языку.
Тема: Способы осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения иностранному языку (на материале преподавания английского языка).
Объект – процесс личностно-ориентированного обучения иностранному языку.
Предмет – индивидуальные формы работы учителя с учащимися как способ реализации принципов личностно-ориентированного обучения.
Предмет – границы применения учителем индивидуальных форм работы с учащимися в процессе личностно-ориентированного обучения.
Слайд 14Цель исследования – это конечный результат деятельности, это то ,
что исследователь стремится получить в итоге
Структура цели: целевой объект, целевой
предмет, целевое действие.
Целевой объект (объект цели) – это та часть теории и практики, в пределах которой идет реализация цели. Под «частью» понимаем научные проблемы, темы, идеи, разделы, внутри которых находится тема. В экспериментальных работах целевой объект – это всегда люди (учащиеся, студенты, педагоги), которые включаются в специально созданные педагогические условия и изменяются под их влиянием.
Целевой предмет (предмет цели) – это часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта.
Целевое действие (действие цели) – это то действие исследователя, которое он будет совершать над предметом в рамках объекта исследования.
Слайд 16В самом простом варианте цель исследования приблизительно соответствует одной из
известных мыслительных операций (умственных действий):
Сравнение
Определение
Классификация
Описание
Анализ
Оценка
Конкретизация
Обобщение
Аналогия и т.д.
Слайд 17СРАВНИТЕЛЬНЫЕ
Выявить общее и особенное в сравнении g и g.
Провести сравнительный
анализ подходов (концепций, теорий, точек зрения, позиций, ситуаций, отношений и
т.д. )
Слайд 18АНАЛИТИЧЕСКИЕ (ОПИСАТЕЛЬНЫЕ)
Проанализировать явление g, показать его структуру и сущность.
Составить список
характеристик (параметров, критериев) для описания (оценки) g.
Изучить способность g к
g.
Выявит компоненты g.
Вычленить g составляющие в g явлении по всем параметрам.
Описать явление g.
g
Слайд 19ДЕДУКТИВНЫЕ
«Дедукция как мыслительная стратегия, предполагает выведение обосновываемого положения из иных,
ранее принятых положений» (СНОСКА: Ивон А.А. Логика: Учебник. – М.,
1999. – С. 243).
Апробировать известную формулу (правило, закономерность, прибор, алгоритм) на материале g (или в ситуации g).
Обосновать необходимость g для g.
Исследовать формы проявления g в ситуации g.
Применить классификацию g к g.
Модифицировать известный алгоритм (тест, прибор, правило) для g.
Слайд 20ДЕДУКТИВНЫЕ
Исследовать уровень и характер проявления g в различных аспектах.
Изучить степень
проявления g.
Описать проявление g в условиях g.
Провести экспериментальное (эмпирическое) подтверждение
закономерности g в g.
Опознать объект g.
Найти признаки, сочетание которых определяет принадлежность g к соответствующему классу.
Распознать видоизмененные и искажённые объекты (животных, явлений, текстов и т.д.) как принадлежащие к определённому роду, виду, парадигме.
Слайд 21КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ
Классифицировать gggg по признакам g.
Найти основания классификации g.
Слайд 22ЗАДАЧИ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ
Найти взаимосвязь (причинно-следственную, системную, сходства, часть-целое и
т.д.) между gggg.
Выявить (и описать) основные механизмы взаимодействия (взаимосвязи, осуществления,
получения) gg.
Показать связь между g и g.
Определить соотношение g и g.
Определить характер связи (связей) между g и g.
Определить специфику связей между g и g.
Слайд 23ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ
(как частный случай предыдущего)
Выявить факторы, влияющие на g.
Выявить препятствия к
осуществлению (реализации, развитию, проявлению) g.
Изучить динамику уровня g в зависимости
от g.
Выявить причины возникновения g.
Слайд 24ОЦЕНОЧНЫЕ
Обосновать эффективность g в условиях g.
Обосновать большую эффективность g, чем
g, для g.
Обосновать необходимость (или необязательность) g для g.
Оценить продукт
(результат, факт, текст, объект, работу, процесс и т.д.) по готовым или выявленным характеристикам (интересно, эмоционально, глубоко, актуально, надёжно, научно и т.д.).
Выявить (показать) роль g в g.
Слайд 25АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ
Построить алгоритм g.
Написать программу g.
Разработать алгоритм для изменения (получения, выявления,
сравнения, создания и т.д.) g.
Разработать технологический этап (операцию) для g
в соответствии с требованиями исходного алгоритма.
Слайд 26ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
Разработать технологию обработки (рассчитывания, шитья, анализа, измерения, получения и т.д.)g.
Слайд 27СИСТЕМНЫЕ
Проранжировать (расставит приоритеты, выявить главное и второстепенное) совокупность gggg.
Выявить сочетание
факторов (какие, как связаны, сколько), обуславливающих результат.
Построить модель g.
Описать явление
g как систему.
Создать систему (знаний, приёмов, форм, представлений и т.д.), дающую принципиально новый результат.
Слайд 28ИНДУКТИВНЫЕ (ОБОБЩЕНИЯ)
Вывести формулу на основании эмпирических данных.
Сформулировать закономерность, описывающую ряд
известных фактов.
Слайд 29Задачи исследования (В.П. Давыдов):
Первая задача – связана с выявлением, уточнением,
углублением, методологическим обоснованием и т.п. сущности, природы, структуры изучаемого объекта;
Вторая
задача – связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития;
Третья задачи – связана со способами его преобразования, опытно-экспериментальной проверки;
Четвертая задача – связана с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с прикладными аспектами работы;
Пятая задача – связана с прогнозом развития исследуемого объекта или с разработкой практических рекомендаций для различных работников образования;
Слайд 30Задачи исследования (В.И. Загвязинский):
ВЫДЕЛЯЕТ ТРИ ГРУППЫ ЗАДАЧ
Первая группа задач –
историко-диагностическая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы,
определением и уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
Вторая группа задач – теоретико-моделирующая – связана с раскрытием структуры и сущности изучаемого, факторов, модели структуры, функций и способов преобразования объекта исследования;
Третья группа задач – практически- преобразовательная – связана с разработкой и использованием методов, приемов и средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования, а также с разработкой практических рекомендаций.
Слайд 31Структура психолого-педагогической гипотезы исследования:
Трех-составные гипотезы включают:
а) утверждение;
б) предположение;
в) научное обоснование.
Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот
так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых…; во-вторых…; в-третьих…
Двусоставная гипотеза (обоснование не формулируется):
это будет эффективным, если, во-первых…;
во-вторых…;
в-третьих…
Слайд 32Методологические требования к гипотезе:
1) Логическая простота – не должна содержать
в себе ничего лишнего;
2) Логическая непротиворечивость – гипотеза есть система
суждений, где ни одно из них не является формально-логическим отрицанием другого; она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам; соответствует установленным и устоявшимся в науке законам ;
3) Вероятности – основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации;
4) Широты применения – необходимо для того, чтобы выводить из гипотезы широкий класс феноменов;
5) Концептуальности – гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать развитие науки;
6) Научной новизны – должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми;
7) Верификации – любая гипотеза может быть проверена.
Слайд 33Тема: Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка.
Содержание:
Введение.
Принцип обучения
как категория дидактики.
Характеристика принципа индивидуализации обучения.
Методы и приемы воплощения принципа
индивидуализации обучения на уроках английского языка.
Специфика реализации принципа в процессе обучения английскому языку.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.