Слайд 1Модернизация и культура
Составила:
Учитель истории и обществознания
Бутышкина Ирина Ивановна
МБОУ «Мошинская средняя школа»
Слайд 2Просвещение и наука
Модернизация страны усилила потребность в грамотных и квалифицированных
людях.
Быстро увеличивалось число посещающих школу детей.
Шло повышение уровня грамотности и
расширение кругозора самых широких слоев населения.
Действовали многочисленные курсы для взрослых, воскресные вечерние школы.
Книжный бум!
Фолиант – объемистая книга большого формата.
Развитие научной мысли.
Стр. 56-57 Научные открытия
Слайд 3Циолковский К.Э
Вернадский В.И.
Муромцев С.А.
Менделеев Д.И.
Слайд 4Изменения в образе жизни и быте
Сложился новый социальный слой, состоящий
из тех, кто сравнительно недавно освободился от крепостной зависимости и
начал осваивать азы предпринимательской деятельности.
Отличительные черты нового человека:
Напор
Энергичность
Готовность к риску
Жесткость
Склонность к наживе любым путем (пример А.П.Чехов «Вишневый сад» образ Лопахина)
Слайд 5Изменения в психологии горожан:
Значимо стремление к достатку, обустройству жизни, достойному
человеческому существованию.
Досуг – не кабак, а театр и кинематограф.
Спорт (особенно
футбол)
Скаутское движение – это система внешкольного воспитания молодежи через изучение мира природы, основ ремесел и игр, направленная на формирование добра и нравственности.
Слайд 6Социальная благотворительность
Вся страна собирала деньги на помощь жертвам стихийных бедствий.
В
начале XX. – свыше 11 тыс. благотворительных учреждений.
Пример подавала императорская
семья.
Существовало Ведомство учреждений императрицы Марии, занимавшееся богадельнями, детскими приютами, больницами, женскими и некоторыми другими учебными заведениями.
Устраивались благотворительные вечера и лотереи в пользу неимущих.
Слайд 7Новые явления в художественной культуре
Вспомним основные художественные направления в России
в начале XXв. (на примере живописи)
Фовизм
Это бунтарское, но еще фигуративное
(изображающее реальные предметы) направление, которое отказалось и от большинства предшествующих живописных норм, и от идеи, что искусство должно выражать философские, интеллектуальные смыслы. Вместо этого главными стали эмоции — чаще всего яркие, радостные, — которые должны были быть выражены на языке красок. Приемы фовистов, особенно яркий цвет, плоскостность и темный контур, повлияли на многих художников XX века.
Фовизм был представлен в 1905 году на третьей выставке Осеннего салона в Париже; активная фаза продолжалась лишь следующие два года. Главные художники: Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кес ван Донген.
Слайд 8Художники-фовисты брали яркие, контрастные краски, часто выбирали непривычные и неестественные
цвета, а вместо переливов оттенков использовали много четких контуров и
пятен. В своих произведениях они отказывались от выстраивания объема и пространства, делая их условными, обобщенными. Все это, вместе с динамичными мазками, работало на главную цель — яркую, экзальтированную эмоцию.
Анри Матисс. Женщина в шляпе. 1905 год
Андре Дерен. Мост Чаринг-Кросс. 1906 год
Слайд 9Морис де Вламинк. Сена в Шату. 1906 год
Слайд 10
Экспрессионизм
Художник не передает непосредственное зрительное впечатление от действительности (природы), а
выражает возникшие у него сложные эмоции. Появлению нового движения сопутствовал
интерес к первобытному и средневековому искусству, которое в начале XX века воспринималось как очень необычное и экспрессивное.
Многие считают главной картиной экспрессионизма «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка — однако первая его версия была написана за 12 лет до основания первой экспрессионистской группы и оказалась «присвоена» теоретиками экспрессионизма постфактум. Группа «Мост» — основоположники немецкого экспрессионизма — собралась в 1905 году. Изначально в нее входили Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Фриц Блейль, позднее присоединились Эмиль Нольде и Отто Мюллер.
В 1911 году Василий Кандинский, Франц Марк, Август Макке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее создали группу «Синий всадник».
Слайд 11В живописи экспрессионистов персонажи чаще всего гротескны, формы — искажены,
пространство — смещено, мазки — завихряющиеся, а цвета яркие, насыщенные
и диссонансно сочетаются между собой. Все это — ради передачи сильных эмоций от драматичности бытия. В большей части это касается художников группы «Мост» — у «Синего всадника» формы часто были спокойнее, а цвета гармоничнее.
Август Макке. Дама в зеленом жакете. 1913 год
Франц Марк. Борющиеся формы. 1914 год
Слайд 12Эмиль Нольде. Натюрморт с масками III. 1911 год
Слайд 13Кубизм
Кубизм — последний подступ фигуративной (то есть изображающей реальные предметы)
живописи к беспредметности, абстракции.
Предметы и люди на кубистических картинах
не изображены жизнеподобно, а разъяты на плоскости, совмещенные на одном холсте. Может создаться впечатление, что мы видим одну и ту же вещь с разных сторон, картина может выглядеть выпирающей на зрителя или вывернутой наружу. Изображение складывается из простых геометрических форм (квадратов, цилиндров, трапеций) и выглядит «угловато». Понять, какой именно реальный предмет мы должны за ним угадать, не всегда просто. Цвет интересовал кубистов меньше формы, а портреты и натюрморты — больше остальных жанров.
Основателями и титанами кубизма стоит считать Пабло Пикассо и Жоржа Брака, другие кубисты — Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис, Альбер Глез, Жан Метценже.
Слайд 14Пабло Пикассо. Натюрморт с плетеным стулом. 1911–1912 годы
Жорж Брак. Скрипка,
трубка и газета Le Quotidien. 1913 год