Слайд 1ОСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ
ИГР ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
Слайд 2Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной
способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования —
использованию сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними.
Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Слайд 3Природный материал, используемый в дидактических играх.
Шишки
Плоды хвойных деревьев - шишки
- прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По
форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.
Собирать шишки (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.
Слайд 4Хвоя
Для поделки игрушек, например ежа, лапок паука и коготков кошки,
усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно
собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою.
Слайд 5Желуди
Плоды дуба - желуди бывают разной
формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся
чашечкой - плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре - октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует собирать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хороший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке).
Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького, круглого. При изготовлении забавных человечков плюски можно использовать в качестве шапочек для них.
Желуди хранят в прохладном и влажном месте.
Слайд 6Листья
Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они
могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба,
клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.
Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять.
Слайд 7Солома
С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок
используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее
можно собрать во время экскурсий на хлебное поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имеющимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной.
Слайд 8Птичьи перья
В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков,
и любого качества (куриные перья, утиные, гусиные, перья воробьев, голубей
и др.). Перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.
Ракушки
На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых интересны по внешнему виду, оригинальны по форме - овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п.
Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Сухие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре.
Из ракушек можно делать фигурки животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.).
Слайд 9
Дидактические игры
Чудесный мешочек
Дидактическая задача.
Учить детей узнавать предметы
по характерным признакам.
Игровые правила. Отгадывать знакомый предмет на ощупь0 Предмет
из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.
Игровые действия. Ощупывание предмета; загадывание загадок о предмете.
Узнай на вкус
Дидактическая задача. Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Игровые правила. Не глядя на овощ, определять его вкус, правильно называть вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.
Игровые действия. Закрыть глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, пока не разжуешь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ. Найти целый овощ на столе воспитателя.
Слайд 10Такой листок - беги ко мне!
Дидактическая задача. Упражнять детей в
нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев: клен,
дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.
Игровые правила. Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок — лети ко мне».
Игровые действия. Сравнение листьев, нахождение одинаковых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя, определение победителей (кто ни разу не ошибся).
Больше - меньше
Дидактическая задача. Упражнять детей в различении и сравнении величины предметов (больше, меньше, одинаковые); воспитывать внимание, быстроту реакции на слово воспитателя, умение самому проверить правильность выполнения правил игры.
Игровые правила. По слову воспитателя располагать предметы сначала по убывающей величине — большой, меньше, еще меньше и самый маленький, а потом наоборот: сначала самый маленький, за ним несколько больший и большой. Кто скорее и правильно положит, тот и выигрывает; начинать и заканчивать расположение предметов только по сигналу воспитателя; отбирать нужные по величине предметы. Победитель получает фишку.
Игровые действия. Поиск предметов, выкладывание их по сигналу.
Слайд 11Живое домино (Семейство камешков)
Дидактическая задача. Закрепить знания о цвете (камешки),
понимание слов одинаковые, парные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
Игровые
правила. Дети становятся в пару только с тем, у кого в руке рожица камешка (мама, папа, ребенок) становятся в пары после бега врассыпную, когда воспитатель произнесет: «Найди свою пару!»
Игровые действия. Поиск своей пары, бег по сигналу воспитателя.
Предварительная работа: На улице нашли 3 камушка - большой средний и маленький, получилась каменная семейка - папа, мама и сыночек. Мы их раскрасили гаушью, нарисовали им глазки и ротик, а потом покрыли лаком. Отличные игрушки готовы.
Слайд 12Найди такую же
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы; находить в
них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.
Игровое
правило. Тот, кто нашел одинаковые предметы, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые предметы нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.
Игровые действия. Поиск одинаковых предметов; действия по сигналу воспитателя.
Слайд 13Библиография:
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,
1991
Веретенникова С.Ф. Ознакомление дошкольников с природой.-М., 1980.
Гульянц Э. К., Базик
И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1991
Карпушова В.Н. Дошкольникам о природе родного края,-Сыктывкар., 2004.
Логинова В.И., П.Г.Саморукова и др.Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988.
Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников.- М., 2002.
Николаева С.Н. Юный эколог.- М., 1999.
Программа "Развитие" (основные положения). - М.: Новая школа, 1994. - 64 с.
Рыжова Н.А. Программа экологического образования
дошкольников «Наш дом - природа» - М, 1996.