Слайд 2Протопо́п — старое, вышедшее из употребления ещё в начале XIX
столетия, название протоиерея (протопресвитера), в качестве настоятеля.
Протопопы в уездах и
губерниях всегда занимали должность председателя Духовных правлений, благочинных и т. д. Они пользовались особенным доверием епархиального начальства, и им делались особые поручения по исполнению общих правительственных распоряжений, насколько они касались Церкви, и распоряжений епархиального начальства
Слайд 3Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий
уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник
богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель.
Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.
Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником
Слайд 4Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл
известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся также изгнанием бесов.
Строгий
к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Повольского в Москву.
Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе».
Слайд 5Когда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон
заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением
Греком. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и др. выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги.
Слайд 6. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что
эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку
зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.
Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона
Слайд 7. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и
стали уговаривать принять «новые книги», однако безуспешно.
Слайд 8Аввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при
воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до
Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».
Слайд 9Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев, введённый вместо
принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест, исправление Символа веры,
Трёхперстное сложение, Партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.
Слайд 10В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он
пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев,
разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосингелом российской церкви».
Слайд 11В 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где
13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда
над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев.
Слайд 12И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение
которого было встречено большим возмущением и в народе, и во
многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём
Слайд 13Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудове
монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время
его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.
Слайд 1414 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме
в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания.
Слайд 15Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором
он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило
участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
Слайд 16В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал и царскую власть,
самого царя, его слуг, воевод и пр. Популярность Аввакума в
народе была очень велика, проповеди его находили широкий отклик, особенно в крестьянской среде, становились твёрдыми его сторонниками. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. В борьбе за старую веру он призывал к жестоким, негуманным формам: самосожжению, религиозному фанатизму, проповедями конца света.
Слайд 17Выступления Аввакума и других защитников «старой веры» получили поддержку в
различных слоях русского общества, приобрели широкий размах и привёл к
жестокому противостоянию двух сторон – защитников реформ в церкви и защитников старой веры.
Памятник протопопу Аввакуму памятный крест на месте
сожжения Аввакума