Разделы презентаций


Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичности

Содержание

Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиСистема «Открытое правительство» стала уникальным для России проектом по построению интегрированной в федеральные органы исполнительной власти структуры, обеспечивающей влияние

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
Слатинов Владимир Борисович доктор политических наук, заведующий кафедрой

государственной политики и территориального управления Юго-Западного государственного университета
Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичности Слатинов Владимир Борисович доктор

Слайд 2Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
Система «Открытое правительство» стала уникальным для России проектом

по построению интегрированной в федеральные органы исполнительной власти структуры, обеспечивающей влияние на разработку и реализацию государственной политики в формате «открытого государства».
Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиСистема «Открытое правительство» стала уникальным

Слайд 3Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
Российским руководством официально декларируются готовность к обеспечению открытости

государственного управления, прозрачности деятельности государственных органов и готовность к более широкому, чем прежде, вовлечению граждан и экспертных сообществ в выработку государственной политики и принятие ключевых государственных решений (проекты «Российская общественная инициатива», деятельность Общественной палаты и советов при госорганах, проект «Открытое правительство»)
Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиРоссийским руководством официально декларируются готовность

Слайд 4Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
В условиях, когда политическая конкуренция носит, скорее, имитационный

характер, институты парламентаризма и партийно-политическая система не реализуют своей традиционной роли, свойственной развитым демократиям, а политическая элита выступает монопольным держателем права на выработку государственной политики, создание дополнительных механизмов выявления публичных инициатив, экспертного сопровождения принимаемых решений, их обсуждения и оценки представляются российскому руководству как «техническое» средство компенсации политического монополизма. Эта «компенсация» гипотетически должна повысить качество принимаемых решений, репрезентацию ключевых общественных проблем, публичных и групповых интересов, а также создать у фрондирующего среднего класса «ощущение участия» в публичных делах.
Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиВ условиях, когда политическая конкуренция

Слайд 5Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
Отправной точкой для запуска системы «Открытое правительство» послужил

Указ Президента Российской Федерации № 150 «О Рабочей группе по подготовке предложений по формированию в России системы «Открытое правительство» от 8 февраля 2012 года.
Руководители Рабочей группы совместно с экспертами определили четыре приоритетных направления, являющихся локомотивами для запуска системы «Открытое правительство»:
- борьба с коррупцией;
- развитие конкуренции и предпринимательства;
- реформа государственной службы и развитие кадрового потенциала и человеческого капитала, в т.ч. для совершенствования системы государственного управления;
- механизмы работы системы «Открытое правительство».
Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиОтправной точкой для запуска системы

Слайд 6Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
В настоящий момент инфраструктуру Открытого правительства образуют министр

РФ по координации его работы (иначе говоря, Открытое правительство непосредственно интегрировано в систему федеральных органов исполнительной власти РФ), Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства (постоянно действующий орган, призванный координировать взаимодействие министерств и ведомств с представителями гражданского общества, экспертным и предпринимательским сообществом для реализации механизмов и принципов открытости), а также Экспертный совет. Последний, включивший в себя авторитетных представителей профессиональных сообществ, является совещательным органом и создан для проведения экспертизы, а также участия в разработке и реализации всех значимых социально-экономических решений Правительства, федеральных министерств и ведомств, правительственных, межведомственных комиссий и советов
Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиВ настоящий момент инфраструктуру Открытого

Слайд 7Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
В числе сегодняшних приоритетов «Открытого правительства» - проекты

– «Открытые данные», «Открытое министерство» и «Открытый регион». В апреле 2012 года Россия выразила намерение присоединиться к Open Government Partnership или Партнерству "Открытое Правительство" - международной инициативе, направленная на повышение прозрачности и подотчетности власти, объединяющей более 50 государств.
Правда, 18 мая этого года случилось небольшое, но заметное международное событие. Внезапно выяснилось, что Россия без внятного объяснения причин отозвала свою заявку на вступление в Партнерство "Открытых Правительств" (OGP, Open Government Partnership)
Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиВ числе сегодняшних приоритетов «Открытого

Слайд 8Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
В рамках нашего исследования мы коснемся результатов работы

«Открытого правительства» в сфере реформирования государственной службы и развития кадрового потенциала государственного управления.
Мнение «ОП» (доклад 5 мая 2012 года) : государственная служба в ее нынешнем состоянии не нацелена на привлечение и удержание высокопрофессиональных кадров. Отбор на государственную службу непрозрачен для общества, профессиональные компетенции и знания набираемых специалистов зачастую не увязаны с решаемыми задачами. Отсутствуют прозрачные механизмы карьерного роста, уровень оплаты труда госслужащих зачастую далек от рыночного. Работа с кадровым резервом носит фрагментарный и зачастую формальный характер. В отсутствие эффективных механизмов ротации происходит стагнация всей системы, не осуществляется должная передача знаний и опыта.

Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиВ рамках нашего исследования мы

Слайд 9Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
ЧТО ПРЕДЛАГАЛОСЬ?
- введение открытых конкурсов на подавляющее большинство

госдолжностей (включая должности заместителей министров, руководителей и заместителей ряда федеральных служб и агентств) с представительством общественности и независимых экспертов (до 50%) в конкурсных комиссиях, с широким привлечением потенциальных кандидатов, обеспечением прозрачности требований к соискателям, в т.ч. в части их ответственности на будущей службе;
- предусмотреть обязательность испытательного срока при приеме на государственную службу и новых назначениях;
- объединение существующих кадровых резервов для госслужбы на единой методологической основе к концу 2013 года;

Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиЧТО ПРЕДЛАГАЛОСЬ?- введение открытых конкурсов

Слайд 10Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
- формирование к 2013 году единой и открытой

базы вакансий и резюме, а к 2014 г. создание на ее основе единой социальной сети государственных служащих и участников резервов;
- вовлечение участников резервов в практическую работу (проектные команды, Общественные советы, советы директоров, руководство компаний со значительной долей госучастия);
- выявление потенциальных кадров для государственного управления на уровне студентов высших и профессиональных учебных заведений;
- формирование системы учета компетенций и квалификаций госслужащих;
- введение прозрачной системы денежных компенсаций, соответствующих по уровню среднерыночным и адекватно отражающих уровень ответственности и эффективность работы государственных служащих;


Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичности- формирование к 2013 году

Слайд 11РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ

И ОГРАНИЧЕНИЯ
- превращение системы классных чинов в полноценный инструмент мотивации;
-

введение регулярных ротаций для определенной целевой группы госслужащих;
- внедрение системы ежегодной комплексной оценки деятельности каждого госслужащего с публичным отчетом, включая оценку по целям (объем и качество выполнения поставленных задач), компетенциям (поведение, подход к решению задач) и профессиональным знаниям (не только Президент и высшие должностные лица регионов);
РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ - превращение системы классных чинов

Слайд 12РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ

И ОГРАНИЧЕНИЯ

- внедрение новой системы профессионального и морально-этического развития российских

государственных служащих, учитывающей международную практику, в которой в равной мере изучаются вопросы развития кадров, управления проектами, профессиональной этики;
- создание Агентство по развитию кадрового потенциала и государственного управления и Общественного совета при нем как органов управления государственной службой.
РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ- внедрение новой системы профессионального и

Слайд 13Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
В целом сформулированные предложения адекватно отражали ключевые проблемы

в организации современной государственной службы в России, а также обозначали основные направления ее трансформации.
Предложен симбиотический подход к трансформации служебных отношений, в котором приоритет «веберианизации» (прежде всего, в части обеспечения меритократического найма и долгосрочных перспектив вознаграждаемого карьерного роста для основной массы чиновников, а также создания системы управления государственной службой) сочетался с переводом гражданских служащих на систему профессиональной деятельности, «ориентированную на результат» и публичную подотчетность.

Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиВ целом сформулированные предложения адекватно

Слайд 14Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
ЧТО СДЕЛАНО?
В течение 2012-2013 года в законодательство о

государственной гражданской службе были внесены серьезные изменения, касающиеся совершенствования кадровых процедур. В частности, существенно расширены и конкретизированы нормы о формировании и использовании резерва кадров на гражданской службе. Установлена обязательность формирования кадровых резервов во всех государственных органах федерального уровня и субъектов РФ. Определены основные процедуры зачисления граждан и госслужащих в резерв, где ключевую роль играют конкурс и результаты аттестации государственных служащих. Последнее позволит усилить профессионализацию кадров государственных служащих. Тем не менее, обязательной нормы о замещении вакантной должности из резерва нет, решение об использовании «резервистов» для назначения на вакантную должность остается за руководителем.

Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиЧТО СДЕЛАНО?В течение 2012-2013 года

Слайд 15Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
В служебное законодательство введен институт ротации гражданских служащих.

Ротация будет осуществляться в федеральных органах государственной власти и органах власти субъектов РФ, осуществляющих контрольные и надзорные функции, и охватит руководителей данных структур. Планы проведения ротации утверждаются соответствующими государственными органами. Замещение должностей в порядке ротации установлено в диапазоне 3-5 лет, что должно повысить роль рациональных аспектов служебных отношений, препятствовать протекционизму и «врастанию» руководителя соответствующего надзорного органа в сети неформальных отношений и коммуникаций в подведомственной ему территории и сфере управления.

Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиВ служебное законодательство введен институт

Слайд 16Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
Федеральный закон о гражданской службы также установил, что

в составы конкурсных и аттестационных комиссий государственных органов в обязательном порядке должны включаться в качестве независимых экспертов члены общественных советов при данных органах, при этом общая доля независимых экспертов по-прежнему сохранена на уровне не менее 25 процентов от состава комиссий.

Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиФедеральный закон о гражданской службы

Слайд 17Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
Наконец, существенные изменения коснулись порядка увольнения гражданского служащего

России в случае сокращения должностей в государственном органе или его упразднения. Перестройка структуры органов при смене политического руководителя с последующим увольнением неугодных и инкорпорированием на новые должности своих клиентелл представляют собой распространенный механизм кадровых манипуляций в российском государственном аппарате, особенно на региональном уровне. Теперь при сокращении должностей или упразднении государственного органа попадающим под увольнение служащим должны быть предложены все имеющиеся вакансии с учетом их профессионального уровня и возможности переподготовки в данном органе, либо в том, которому переходят функции упраздняемой структуры. Только при их отсутствии гражданский служащий может быть уволен со службы. Таким образом, создается, пусть и ограниченный, но действующий механизм поддержания кадровой стабильности на государственной службе и обеспечения долгосрочных карьерных перспектив гражданских служащих
Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиНаконец, существенные изменения коснулись порядка

Слайд 18Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
В феврале 2012 года ответственное за проведение реформы

госслужбы Министерство труда и социальной защиты презентовало четыре пилотных проекта, направленных на апробацию и внедрение в работу кадровых служб федеральных государственных органов современных кадровых технологий:

(1) прием в электронном виде документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и проведение первичного квалификационного отбора кандидатов в дистанционном формате с идентификацией личности гражданина, подавшего документы и заполнившего квалификационный тест

Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиВ феврале 2012 года ответственное

Слайд 19Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
(2) формирование института наставничества, способствующего карьерному росту

государственных гражданских служащих; (3) установление системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам, необходимых для замещения должностей государственной гражданской службы; (4) внедрение системы комплексной оценки деятельности государственных гражданских служащих, в том числе общественной оценки по отдельным должностям государственной гражданской службы.
Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичности (2) формирование института наставничества,

Слайд 20Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
Несложно увидеть, что указанные проекты имеют своим источником

инициативы «Открытого правительства». Их реализация позволит усилить роль в кадровой политике рациональных процедур, способствовать открытости процесса формирования кадрового состава и доступности участия граждан в конкурсном отборе на госслужбу. Совершенствование квалификационных требований должно повысить общий профессиональный уровень госаппарата. Появится первый опыт публичной подотчетности государственных служащих.

Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиНесложно увидеть, что указанные проекты

Слайд 21Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
Тем не менее, предложения «Открытого правительства», которые имели

ключевое значение для укрепления параметров профессионализации кадрового состава государственной службы и обеспечения вневедомственного надзора за реализацией кадровых процедур, остаются нереализованными. Речь идет, прежде всего, о конкурсном отборе на должности государственной службы, предусматривающем сегодня широкий набор исключений, охватывающих практически всю «верхушку» российской госслужбы. Должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов по тем или иным основаниям остаются исключенными из конкурсных процедур, а их замещение по усмотрению политических чиновников создает широкие возможности для протекционизма, а также существенно и негативно влияет на профессиональный уровень российской бюрократии.
Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиТем не менее, предложения «Открытого

Слайд 22Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
Отсутствие специального органа по управлению государственной службой блокирует

возможность независимого контроля над реализацией кадровых процедур, уже предусмотренных законодательно (конкурсов, аттестаций, присвоения чинов, зачисления в резерв, ротации, сокращения штатов, оценки эффективности служащих). Возникает возможность образования неформальных практик не только вне рамок формальных институтов (например, при законодательно закрепленном отсутствии конкурсной процедуры), но и внутри них (формально процедуры закреплены, но отсутствие независимого контроля позволяет влиять на них неформальным связям и устремлениям руководителя, использующего протекционистские мотивы).
Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиОтсутствие специального органа по управлению

Слайд 23Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности
Опыт «Открытого правительства» по реформированию российской государственной службы

отчетливо демонстрирует нам пределы и ограничения использования концепта «новой публичности» в сложившейся системе политического управления страной. Экспертные оценки, публичные дискуссии и обсуждения, формирующие проекты социально-экономических и политико-управленческих преобразований сталкиваются с монополией правящих групп на принятие политических решений, блокирующей инициативы по системным изменениям общественных сфер и переводящей предлагаемые преобразования в формат «частичных реформ» и локальных улучшений, не затрагивающих базовые практики, корпоративные интересы и ценности правящего класса.

Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиОпыт «Открытого правительства» по реформированию

Слайд 24Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация

или имитация публичности



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Реформа государственной службы России в рамках проекта «Открытое правительство»: трансформация или имитация публичностиСПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика