Слайд 1Старообрядчество
в Нижегородском крае.
Нестеров Михаил Васильевич
«Великий постриг».
Слайд 2Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним
из важнейших центров русского старообрядчества.
В подтверждение этого приведем несколько фактов:
Выдающиеся
идеологи "противоборствующих сторон" - патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - родились в Нижегородском крае.
Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г.).
Слайд 33. По числу старообрядцев край занимал и занимает ведущее место
в России.
4. В Нижегородской губернии в XVIII – XIX веках
находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий (направлений) старообрядчества.
Слайд 4Идеологи противоборствующих сторон
ПАТРИАРХ НИКОН
ПРОТОПОП АВВАКУМ
ЕПИСКОП ПАВЕЛ
КОЛОМЕНСКИЙ
Слайд 5Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны
были либо отказаться от неё, либо покидать насиженные места. И
староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке.
В густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей — мужских и женских.
Их называли скитами.
Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский , Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.
Слайд 7При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе
первого десятилетия XVIII века, император обратил особое внимание на нижегородских
раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Питирим - епископ нижегородский (около 1665 - 1738). Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте
Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. Однако, видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям.
Был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу.
В результате староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.
Слайд 9Старообрядцы нижегородского края
Старообрядецы федосеевского
согласия
( с.Тонково)
Слайд 10Белокриницкое (австрийское)согласие.
Окружники :наиболее значительными особенностями данного направления старообрядчества были:
наличие духовенства и епископа, бурная общественно-церковная жизнь в виде
организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди никонианцев.
Отличием неокружников является, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной властью и ,являвшейся ее частью, - никонианством: неподчинение правительству, ограничение общения с никонианцами, соблюдение «Домостроя»
Слайд 11 Беспоповцы не имеют своего епископского чина, духовенство было очень
малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из никонианской церкви,
особым авторитетом.
Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики. По этой причине живут самоуправляющимися общинами. Не строят церквей, все обряды совершают в молельном доме.
Слайд 12Беглопоповское (новозыбковское) согласие.
Его последователи твёрдо стояли на убеждении, что без
священства истинная церковь существовать не может. Из-за отсутствия старообрядческих
епископов было решено принимать священников из никонианской церкви, согласных служить по старым обрядам. Для этого прибегали к различным ухищрениям: попов переманивали и тайно увозили на Керженец, перемазывали «миром»(Миро - елей с красным вином и благовониями, благовонное масло, которое применяют при христианских церковных обрядах. Миропомазанием называют христианское таинство - обряд помазания миром лица, глаз, ушей, груди, рук, ног в знак приобщения к божественной благодати), освящённым ещё при патриархе Иосифе.
Слайд 13Старообрядческие традиции
В. Рассохин
За упокой
Старообрядческие голубцы