Сушникова
Елена
Ивановна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 20
п. Баранчинский
2012 год
Слайд 2«Если люди сами не умеют лететь, пусть научат летать своих
детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок,
когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят...»
Ш.Амонашвили
НЕМНОГО ТЕОРИИ…
Талант - это врожденные способности, данные богом,
обеспечивающие высокие успехи в деятельности.
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей.
Слайд 4 ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК
это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Слайд 6 УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Слайд 7 ВИДЫ ОДАРЁННОСТИ (ПО Б.М. ТЕПЛОВУ)
Слайд 81. Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко
анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала.
Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.
2. Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.
3. Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
Виды одарённости
Слайд 94. Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других
взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со
всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.
5. Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
6. Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
Слайд 10КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЕННОСТЬ РЕБЕНКА?
Слайд 11Родителям следует обратить внимание на следующие особенности ребенка:
интеллект выше среднего;
умение принимать решения;
чувство ответственности;
настойчивость;
терпимость и терпение в
работе с людьми;
энтузиазм;
умением ясно выражать мысли в устной и/или письменной форме;
живость и любознательность;
независимость в действиях;
инициатива, стремление участвовать во всем новом;
использование воображения в мышлении;
гибкость в подходах к проблемам;
разнообразные интересы;
чувство юмора;
трудности в нахождении близких по духу друзей;
проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны;
нежелание быть таким, как все;
трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития;
ранний интерес к проблемам мироздания.
Слайд 12Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:
1. Обеспечение благоприятной
атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок
и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.
5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Психолог В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
- отсутствие образца регламентированного поведения;
- наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
- создание условий для подражания творческому поведению;
- социальное подкрепление творческого поведения.
Слайд 13 Диагностический блок
Для детей
Уровень развития познавательных процессов.
Уровень
развития интеллекта.
Индивидуальные особенности детей: доминантное полушарие, ведущий канал информации, тип темперамента.
Социометрическая диагностика.
Уровень развития креативности
Для родителей
Анкета «Творческий потенциал ребёнка»
Опросник «Способности ребёнка»
Индивидуальные особенности ребёнка: тип темперамента.
Слайд 14 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Карта одарённости у детей 1 «а» класса.
Слайд 16РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕТСКОЙ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Слайд 17 РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ
1.Творческое мышление – 12 человек
2.
Творческие способности:
ярко выражено – 13 человека
выражено – 11 человек
не выражено
– 3 человека
3.Социометрическое исследование:
Слайд 18 РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ
Анкета «Творческий потенциал ребёнка»
Менее 4
баллов – нет
От 4 до 8 баллов – 1 человек
От
9 до 14 баллов – 3 человека
От 15 до 19 баллов – 22 человек
От 20 до 23 баллов – 1 человек
Анкета «Диагностика способностей ребёнка»
Спортивные – 14 человек
Организаторские – 8 человек
Математические – 6 человек
Конструкторско – технические – 4 человека
Эмоционально – изобразительные (артистические) – 13 человек
Коммуникативные – 6 человек
Музыкальные – 0 человек
Художественно – изобразительные – 14 человек
Филологические – 1 человек
Слайд 19ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК И ЕГО СОПРОВОЖДЕНИЕ
Слайд 20УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЁЛКА
ЦКиД
ЦВР «Факел»
ДТЦ
«Радуга»
4 человека
28
человек
Ритмика
26 человек
6 человек
16 человек
6 человек
19 человек
Слайд 21
МОЖНО ЛИ ПОМОЧЬ ОДАРЕННЫМ
ДЕТЯМ?
1. Будьте честными.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте
длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность.
Слайд 22РАЗВИВАЙТЕ В СВОИХ ДЕТЯХ СЛЕДУЮЩИЕ КАЧЕСТВА:
1.Уверенность;
2.Понимание
достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
3.Интеллектуальная любознательность
4. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
5. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
6. Коммуникабельность
Слайд 23Спасибо за внимание!
Живи без страха, смело встречай все препятствия
и докажи, что ты можешь их преодолеть