Слайд 1Выразительное чтение
Для интеллигентного человека привычка говорить «дурно», невразумительно и неумение
говорить хорошо, считается неприличием. А.П.Чехов
Слайд 2Введение
Речь – орудие труда педагога.
Дети усваивают язык практически, по
подражанию, заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон, манеру говорить.
Речь воспитателя
– образец принятого употребления языковых средств.
Воспитатель обязан соблюдать лексические, грамматические, стилистические, фонетические нормы.
Слайд 3Техника речи
Техника речи – это совокупность умений и навыков,
посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения.
Слайд 4Дыхание
Дыхание – основа внешней речи.
Дыхание – энергетическая база, жизнь
речи.
Типы дыхания: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-нижнерёберное.
Слайд 5Постановка дыхания
Привести себя в состояние покоя.
Отрабатывать диафрагмально-нижнерёберное дыхание.
Отрабатывать направленность
выдоха, фокусируя его на губах.
Тренировать умение на паузах «добирать» воздух.
Слайд 6Голос
Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом
говорящего, его эмоциями и волей.
Голос каждого отличается тембром.
В голосе различают
высоту, длительность, полётность, гибкость.
Слайд 7Голосоподача
Атаки голоса: твёрдая, мягкая, придыхательная.
Основной тон речевого голоса –
микет.
Слайд 8Дикция
Дикция – это ясное, чистое, чёткое , правильное произношение
всех звуков родного языка, слов, фраз в целом.
Работа над дикцией
включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти.
Дикционные упражнения: чтение слоговых таблиц, скороговорок.
Слайд 9Интонация
Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий
в себя: мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр
речи.
Слайд 10Подготовка к чтению
Познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему,
представить действующих лиц, события, причинно-следственные связи, которые движут события вперёд.
Установить
подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора.
Продумать способы исполнения.
Слайд 11Рассказывание сказки
Сказка сказывается в естественной, разговорной манере.
Присказку нужно читать в
среднем темпе, ритмично, выделяя образные слова и словосочетания. После чтения
присказки делается длительная пауза.
Концовку читать в разговорной манере, последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования.
Слайд 12Чтение рассказа
Точное знание того, о чём рассказываешь.
Рассказывая, надо уметь
показывать, а не играть.
Выражать своё отношение к героям, событиям.
Точно знать,
какие мысли, чувства хотим вызвать у слушателей.
Слайд 13Чтение басни
Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи,
тон.
Если басня имеет стихотворную форму, то её чтение предполагает соблюдение
ритмических пауз.
Речь героев читается с учётом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика.
«Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на неё внимание и задумались над ней.» Майман Р.Р.
Слайд 14Чтение стихов
Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм должно
быть учтено исполнителем.
Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха иногда делается дополнительная
пауза – цезура.
В конце строфы делается пауза.
При чтении заключительной строки стихотворения нужно передать законченность мысли или её незавершённость.
При чтении учитывать наличие аллитерации (повторение согласных) и ассонанса (повторение гласных).
Чтец должен проникновенно и трепетно передавать каждую мысль, каждый образ, каждое слово.
Читая, старайтесь «видеть» поэтические образы.
Слайд 15Рассказ воспитателя
Виды рассказов: описательные, сюжетные.
Подготовка к рассказыванию: определить тему,
воспитательно-образовательную задачу, отобрать фактический и художественный материал, составить план, продумать
словесное оформление, общую тональность рассказа.
Виды творческого рассказывания: рассказ из жизни, рассказ-пояснение к картине, художественному произведению, рассказы из биографий замечательных людей, рассказ-передача художественного произведения близко к тексту, рассказ на основе научно-популярной статьи.
Слайд 16Инсценирование литературных произведений
Инсценирование – это придание литературному произведению драматической
формы, формы отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров(в
поступках, в диалоге).
Материалом для инсценирования служат сказки, рассказы, стихи, насыщенные действиями, диалогами.
Сценарий включает текст, который произносят герои, указания о расположении актёров на сцене (мизансцены), описание обстановки, характера переживаний , поступков, жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход их со сцены (ремарки).
Слайд 17Классификация кукольных театров
Настольные кукольные театры: театр игрушек, театр картинок (полуобъёмные,
плоскостные).
Стендовые кукольные театры: театр картинок на фланелеграфе, «живые картинки», театр
теней.
Театр с куклами на ширме, театр перчаток (Петрушек, носков, варежек), театр пальчиков, театр ложек, театр тростевых кукол.
Театрализованные игры-драматизации.
Слайд 18Литература
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М., 1986.
Горбушина Л.А.
Обучение выразительному чтению младших школьников.- М., 1981.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П.
Выразительное чтение. – М., 1978.
Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М., 1997.
Слайд 19Литература
Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова Театрализованные игры в детском саду. М.,
2000.
Э.Г.Чурилова Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.
М., 2001.