Слайд 110 самых красивых
кирпичных строений
Величайшие минареты, замки, храмы, площади и целые
города, построенные людьми из кирпичей
Слайд 2Минарет Мальвия в Самарре
Ирак, 849–852 годы
Слайд 3Самарра находится на берегу реки Тигр, в той местности, где возникла древнейшая
на Земле цивилизация. По местным меркам минарет — сравнительно молодое сооружение: зиккурат в Уре, например,
датируется XXI веком до н. э. Но месопотамские памятники строились из необожженного кирпича: в те времена между Тигром и Евфратом не хватало не только камня, но и дерева, которое можно было бы пустить на топливо. Поэтому сооружения легендарных Ура и Ниневии археологи нашли в виде оплывших груд глины. Другие подобные постройки были основательно разрушены. Например, Вавилон времен Семирамиды, где уже отчасти использовался обожженный и даже глазурованный кирпич, подвергался разрушениям и в древности, и потом, в XIX веке, а в своем сегодняшнем виде достопримечательность была отстроена уже в 1990-х годах при Саддаме Хусейне.
Слайд 4Замок Мариенбург в Мальборке
Польша, основан в XIII веке
Слайд 5Первоначально Мариенбург предназначался всего-навсего для главы регионального подразделения ордена — комтура.
В 1309 году в замок переехал из Венеции высший руководитель ордена — великий магистр Зигфрид
фон Фейхтванген. Естественно, за сменой статуса последовало заметное расширение, в результате которого крепостные стены охватили площадь 210 тысяч квадратных метров. Стены не выглядят особо высокими, но построены по всем правилам фортификационной науки и окружены водой со всех сторон. Осадившие замок в 1410 году польско-литовские войска не смогли его взять, но вскоре после осады ордену пришлось отдать его за долги богемским наемникам, а те уже продали его в 1457 году польскому королю Казимиру IV. Тевтонская столица переместилась в Кенигсберг, а Мариенбург превратился в резиденцию польских королей. Перестраивать его не стали: дворец великих магистров с анфиладой просторных и высоких залов под нервюрными сводами не уступал великолепием королевскому дворцу в Кракове.
Слайд 6Пьяцца-дель-Кампо в Сиене
Италия, 1279–1349 годы
Слайд 7Площадь имеет форму раковины или неглубокого амфитеатра, спускающегося к мягко изогнутому фасаду палаццо
Публико, где заседало городское правительство — Совет девяти. Сходящиеся к площади улицы
разделяют ее пространство на десять секторов равного размера, и это членение подчеркнуто мощением: девять, по числу членов совета, полос травертина разделяют плоскости уложенного елочкой кирпича.
Обрамляющие площадь дворцы знатнейших семейств имеют равную высоту и не спорят друг с другом пышностью убранства. Выделяется только палаццо Публико, нижний ярус которого выстроен из камня, и дозорная башня Торредель-Манджа, у которой, наоборот, кирпичная стена с каменным завершением.
Слайд 8Собор Сен-Сесиль в Альби
Франция, 1282–1492 годы
Слайд 9Город Альби на юге Франции, в Окситании, был в раннем Средневековье одним из центров
еретической христианской секты — катаров (или альбигойцев). Против альбигойцев был направлен Первый крестовый
поход в христианских землях (1209–1229), после которого Окситания была аннексирована Францией.
Собор, символ победы над местной ересью, начали строить по поручению главы альбийской инквизиции епископа Бернара де Кастане (время епископства — с 1277 по 1307 год). Здание строилось в новом французском стиле — готическом, но с использованием местного материала — кирпича. Главная идея готики — претворение тяжелой материи в визуально легкие конструкции с помощью духа — наилучшим образом иллюстрировала пункт, в котором католическая церковь расходилась с катарами: для тех материальный мир однозначно связывался со злом.
Слайд 10Мечеть Селимие в Эдирне
Турция, 1569–1575 годы
Слайд 11Мечеть в Эдирне — вершина эволюции типа купольного здания, восходящего к римскому Пантеону.
Постройка большого купола всегда сложная инженерная задача, ведь его свод
давит не только вниз, но и в стороны, грозя обрушить стены. В константинопольском храме Святой Софии (532–537) грандиозное подкупольное пространство (центральный купол диаметром 31 метр поднят на высоту 51 метр с помощью системы полукуполов), но распор сводов удерживают колоссальные массивы кирпичной кладки, так что снаружи собор выглядит бесформенной глыбой.
Захватившие в 1453 году Константинополь турки были потрясены величием Святой Софии. Она стала образцом для новых османских мечетей, но архитекторы старались дать купольному внутреннему пространству достойную внешнюю оболочку. Больше всех в этом преуспел зодчий Синан, испробовавший несколько комбинаций куполов, полукуполов и арок, чтобы добиться нужного эффекта.
Слайд 13После крупного наводнения1532–1533 годов город Шибам пришлось отстраивать заново (кирпичи размыло
водой). Тогда и возникла уникальная планировка, из-за которой Шибам называют «Манхэттеном пустыни»: прямоугольная
сетка улиц, застроенных башнями, высоко поднимающимися над плоской речной равниной. С помощью системы дамб и каналов удалось защитить от паводков небольшое возвышение, на котором образовалась сверхплотная среда из примыкающих друг к другу башен высотой пять-семь этажей. Помимо воды, обитателям грозила не менее сильная опасность — нападения соперничающих племен. Поэтому город обнесен укрепленной стеной с узкими воротами, а на первых этажах жилых домов нет окон и очень мало дверей, зато между дружественными домами устроены переходы в верхних уровнях. Высота дома определяет престиж рода, так что для семей сыновей часто надстраивали этаж над жильем родителей. Общее население города колебалось от 5 до 13 тысяч человек.
Слайд 14Церковь Покрова в Филях в Москве
1690–1694 годы
Слайд 15Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — эталонный образец «московского барокко», стиля
рубежа XVI–XVII веков, отличающегося эффектными объемными композициями и сочетанием красных кирпичных форм с белокаменным
декором. Этот стиль называют также «нарышкинским» по имени важного заказчика, Льва Кирилловича Нарышкина, дяди Петра I. Имение Фили было пожаловано дяде племянником в вотчинное владение в 1689 году. Боярин Нарышкин построил там церковь в благодарность за свое спасение во время поднятого царевной Софьей стрелецкого бунта и в память о погибших братьях. Церковь, таким образом, получила свойственный мемориальным храмам центрический план, а также башенную композицию: друг на друга поставлены зимняя (отапливаемая) и летняя церкви, а над ними — колокольня.
Эта церковь воспроизводит тип идеального храма итальянского Ренессанса с четырехлепестковыми ярусами храма.
Слайд 16Новая Голландия в Санкт-Петербурге
1770–80-е годы
Слайд 17Торжественный ансамбль Новой Голландии — это всего-навсего склад для хранения корабельного леса.
Вскоре после устройства Адмиралтейской верфи (1704) на левом берегу Невы образовались
склады, в 1717 году параллельно руслу реки был прорыт Адмиралтейский канал (сейчас большая его часть засыпана), а между Невой и Мойкой — Крюков канал. В 1732 году остров, образованный каналами и рекой Мойкой, передали Воинской морской комиссии, которая сосредоточила там лесные склады. К началу 1760-х пришла пора заменить первоначальные деревянные сараи на каменные. Созданная в 1762 году Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы требовала, чтобы облик сооружения был достоин столицы, а Адмиралтейство — чтобы строения были функциональны.
Слайд 18Вокзал Сент-Панкрас в Лондоне
Соединенное Королевство, 1866–1868 годы
Слайд 19Великая французская революция и Наполеоновские войны подтолкнули многие страны севера Европы
к мысли о том, что готика им роднее классицизма. В викторианской Англии «готическое
возрождение» пропагандировали влиятельнейший теоретик искусства Джон Рёскин и автор нового здания парламента Огастес Пьюджин. Оба утверждали, что готические формы, во-первых, христианского происхождения и морально превосходят «языческие» классические, а во-вторых, ажурные стрельчатые арки могут легко быть приспособлены для любых современных типов зданий.
Вокзал Сент-Панкрас предельно убедительно демонстрирует второй тезис, соединяя самую передовую инженерию, новые функции и эффектную готическую декорацию. Крупнейший на момент постройки металлический свод дебаркадера, перекрывающий пролет 74 метра, отгорожен от Юстон-роуд четырехэтажным зданием гостиницы с башней высотой 82 метра.
Слайд 20Конторское здание Чилихаус в Гамбурге
Германия, 1922–1924 годы
Слайд 21Кирпичная архитектура пришла в Гамбург еще в XII веке. Большой товарооборот одного из важнейших
городов Ганзейского торгового союза требовал крупных — и желательно пожаропрочных — складов. После
образования в 1871 году единого германского государства, лишившего Гамбург таможенной автономии, городу удалось сохранить себе зону свободного порта. В конце XIX — начале XX века на берегу Эльбы был выстроен грандиозный складской комплекс, определивший лицо нового Гамбурга. Суровую функциональность многоэтажных складов смягчали черты традиционной северогерманской архитектуры, такие как ступенчатые фронтоны и круглые лестничные башни.
Чилихаус — одно из первых крупных зданий, построенных в Германии после Первой мировой войны. Заказчик, Генри Сломан, разбогател на ввозе из Чили селитры, используемой в производстве пороха. В 1921 году, на пике гиперинфляции, он смог приобрести в зоне свободного порта участок площадью 6000 кв. м и за три года выстроил на нем 11-этажный дом.
Слайд 22Интернет-ресурсы
https://arzamas.academy/mag/696-kirpich