Слайд 1« Профилактика и предупреждение
асоциального поведения учащихся.
Методика воспитательно
-профилактической работы».
«Даже если человек
страдает сам из-за себя, разве не лучше, чтобы ему помогли, если кто-то на это способен?»
Серен Кьеркегор.
Слайд 2Общая характеристика асоциального поведения
Отклоняющееся поведение – это результат неправильного развития
личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Слайд 3Существует несколько форм проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Алкоголизация.
Наркомания.
Агрессивное поведение.
Психические
расстройства
Суицидальное поведение.
Слайд 4Среди подростков, обследованных А.Е. Личко
• 32% суицидальных попыток приходится
на долю 17 летних;
• 21% -
15 летних;
• 12% - 14 летних;
• 4% - 12-13 летних.
Слайд 5Основными направлениями в работе педагогов
изучение положения ребенка в окружающей социальной
микросреде;
выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и
способности;
определение уровня обучаемости;
изучение состояние физического здоровья ребенка;
Слайд 6
Методы раннего выявления детей группы риска
изучение школьной документации
запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.
беседа, опрос мнений
наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье
методы педагогической диагностики
Слайд 7Входной тест для классных руководителей
1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми,
фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
2. Ежедневно слежу за посещаемостью
занятий трудновоспитуемыми учениками.
3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.
5. Строго слежу за выставлением оценок в дневник.
6. Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.
7. Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.
Слайд 88. Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости
приглашаю на Совет профилактики школы.
9. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю
проступки, воспитываю на положительных примерах.
10. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.
11. Обучаю детей методам самовоспитания.
12. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.
13. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.
14. Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.
Слайд 915. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой,
считаю, что иногда можно и уступить.
16. Действую только тактическим маневром
и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
17. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
18. Не ставлю на ребенке крест.
19. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
Слайд 1020. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
21. Диалог начинаю с
тех вопросов, мнения по которым совпадают.
22. В процессе общения инициативу
держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.
23. Умею смотреть на вещи глазами подростка.
24. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации
Слайд 11Подведение результатов
От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути.
Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.
От
15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.
Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.
Слайд 12Бланк – лист
«Система деятельности классного руководителя по работе с
трудновоспитуемыми детьми»
Слайд 13
Рекомендации классному руководителю
по работе с трудновоспитуемыми детьми,
детьми группы
«риска».
Документация
Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение трудновоспитуемого
ученика.
Характеристика трудновоспитуемого ученика.
Акты посещения семьи.
План профилактической работы на четверть.
Учет профилактической работы.
Слайд 14
Основные направления профилактической работы
Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в
индивидуальном дневнике наблюдений.
Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в
известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
Иметь тесную связь с руководителями кружков, тем самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.
Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
Слайд 15Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать
к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
Обучать
трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия.
Слайд 16 Психологические аспекты
Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на
положительных примерах.
В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой,
иногда можно и уступить.
Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
Не ставьте на ребенке крест.
Слайд 17Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
Беседу всегда
начинайте с дружеского тона.
Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех
вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
Слайд 18
Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.
1. Привлечь к
себе внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, то
он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.
Слайд 192. Показать, что имеет власть над другими.
Детям особенно трудно,
когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний,
указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
3. Отплатить, отомстить, взять реванш.
Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».
Слайд 20
4. Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Ребенок потерял веру в
собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой
адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
Слайд 21Ответ: Прекращает на время, затем снова начинает.
Цель: привлечь к
себе внимание.
Рекомендации:
Игнорировать.
Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.
Задать вопрос: Может быть,
ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?
Оказывать ребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры, прогулки.
Слайд 22Ответ: упрямится или усиливает неповиновение.
Цель: показать, что имеет власть
над другими
Рекомендации
Избегать борьбы за власть, уменьшить свою включенность
в дела
ребенка, избавить ребенка от излишнего диктата и давления.
Для него важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.
Слайд 23Ответ: Чувствует себя оскорбленным,
стремится отплатить еще и за это.
Цель: отплатить, отомстить, взять реванш.
Рекомендации
Не показывать свой гнев и обиду,
выявить
причину мести ребенка и
попытаться наладить с ним
доверительные отношения.
Слайд 24Ответ: ребенок остается беспомощным.
Цель: продемонстрировать свою неспособность
и неадекватность.
Рекомендации:
Поверить в способности и возможности ребенка,
дать ему понять, что
в него верят.
Найти доступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместную деятельность.
При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы его похвалить,
отмечайте любой, даже самый незначительный успех. Постарайтесь подстраховать его,
избавить от крупных провалов.
Слайд 25
Дети учатся жить у жизни
Если ребенка постоянно критикуют – он
учится -
ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится -
быть
агрессивным
Если ребенка высмеивают – он -
становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках – он учится -
жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости – он учится -
понимать других.
Если ребенок растет в честности – он учится -
быть справедливым
Если ребенок растет в безопасности – он учится -
верить в людей
Если ребенка поддерживают – он учится -
ценить себя
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии
– он учится
находить любовь в
этом мире
Если ребенка хвалят – он учится -
быть благородным
Слайд 26Спасибо за внимание
и удачи
в воспитательно-
профилактической
работе