Слайд 1
Что
мы знаем о российском учителе?
Слайд 2
Основная «движущая сила» всех преобразований в общем образовании – школьный
учитель.
Слайд 3Престиж профессии
Две трети россиян не желают молодому поколению такой
профессиональной судьбы и вдвое меньше поддерживают такой выбор.
На
вопрос «Насколько Вы удовлетворены качеством образования в школах, гимназиях, лицеях Вашего города (района)?»
51% - положительно его оценивают
29% -отрицательно.
Слайд 4 Портрет учителя
На конец учебного года численность школьных учителей составляет
1109,2 тысяч человек.
В среднем на
одного учителя приходится
12 учеников в государственных и муниципальных школах;
6 учеников в негосударственных дневных
и 22 ученика в вечерних школах.
Слайд 5Учителя дневных школ
В дневных школах насчитывается 1080,5
тыс. учителей; общая численность работников этих школ-2241,6 тыс. чел.
В школах
работают:
48тыс. директоров;
113,2 тыс. заместителей директоров;
21,6 тыс. педагогов – психологов;
19,3 тыс. социальных педагогов;
11,6 тыс. учителей – логопедов;
4,1 тыс. мастеров производственного обучения;
92,7тыс. воспитателей;
47,8 тыс. других педагогических работников.
На каждые 100 учителей приходится 18 руководящих работников, 10 чел. учебно-вспомогательного персонала, 62 чел обслуживающего персонала.
В городских школах преподают 621,3 тыс. учителей (57,5%), в сельских школах – 459,2тыс. (42,5%)
25% педагогов – учителя начальных классов.
75% педагогов – учителя- предметники.
Слайд 6
Учителя- предметники
16,6% учителя русского языка и литературы;
13,9% учителя иностранных языков;
13,3%
учителя математики;
8,1% учителя истории, обществознания, экономики;
7,9% учителя физической
культуры;
6,8% учителя трудового обучения;
4,6% учителя физики;
4,5% учителя биологии;
4,4% учителя географии;
3,8% учителя химии;
3,7% учителя информатики;
3,1 % учителя музыки и пения;
2,6% учителя ИЗО;
2,4% учителя ОБЖ;
4,2% учителя других предметов
Слайд 7Женское лицо нашего учителя
Женщины составляют 87,6%
от общего численности учителей, учителя
начальных классов на
99% состоят из учителей –женщин,
а учителя- предметники-
на 83,7%
Слайд 8Уровень образования учительского корпуса
Учителя с высшим профессиональным образованием составляют 82,1%
от их общей численности.
*67,7% учителей начальных классов имеют
высшее профессиональное образование;
* 97,8% - учителя химии;
* 97,5% - учителя физики;
* 96,2% - учителя математики;
* 95,7% - учителя биологии;
* 94,6% - учителя русского языка и литературы;
* 94,3% - учителя географии;
* 87,7% - учителя иностранных языков;
* 51,6% - учителя музыки и пения;
* 60,2% - учителя трудового обучения;
* 63,3% - учителя ИЗО и черчения;
* 71,9% - учителя физической культуры;
* 76,6% - учителя ОБЖ;
* 87,6% - учителя информатики.
Слайд 9Возраст учителей
В конце учебного года лица пенсионного возраста среди учителей
составили 18,7%, при этом в городских школах учителя в возрасте
старше трудоспособного составили почти пятую часть, а в сельской местности – седьмую.
В более «почтенном» возрасте находятся учителя химии – доля лиц пенсионного возраста составляет среди них более 25%, в пенсионном возрасте находится и примерно каждый четвертый учитель физики и математики, каждый пятый учитель трудового обучения, русского языка и литературы, биологии, географии.
Менее всего доля лиц в возрасте старше трудоспособного среди преподавателей информатики (71%)
Слайд 10Опыт работы
Более половины всех учителей имеют стаж работы более 20
лет.
Высшую квалификационную имеет каждый четвертый учитель
( каждый третий городской и
каждый седьмой сельский учитель).
Среди учителей начальных классов высшую квалификационную категорию имеют 22,1% (в городах -29,5%; в селах -12,%)
Учителя- предметники имеют высшую квалификационную -26,2% ( в городах -34,4%, в селах -15,2%)
Слайд 11Учителя- совместители
На конец учебного года в государственных и муниципальных
дневных школах работало 50,1тыс. Внешних совместителей (4,4% от общей численности
учителей).
Больше всего работников со стороны привлекалось для прнподавания6
Музыки и пения (18,6% от общей численности преподавателей этого предмета).
информатики (10,5%)
ИЗО и черчения (8,6%)
химии (8,5%),
физики (8,0%)
Слайд 12Вывод:
профессия учителя становится все более женской сферой деятельности.
учитель
становится более образованным (2000г – 75,8%, а 2010г – 84,2%)
учитель стареет: доля лиц в возрасте старше трудоспособного составила – 18,7%, против 10,6% в 2000г.
Слайд 13Бюджет времени учителя
Школьные учителя больше всего времени тратят на уроки-21-22часа
в неделю и подготовку к занятиям – 12,5 часа.
Те кто
занимается репетиторством, тратят на это около 5-6часов в неделю, а на преподавание в других учебных заведениях– около 10-11 часов.
Слайд 14Доходы учителей
Зарплата школьного учителя в своем учебном заведении выросла почти
вдвое: 15,2тыс. рублей против 7,6 тыс.рублей в 2006г. также как
доходы в других учебных заведениях (рост с 3 до 5,7тыс.рублей).
Дополнительную оплачиваемую работу имеют более трети школьных учителей, однако этот показатель снизился с 40,8% до 36,2%.
Слайд 15Учитель
и его школа
Многие учителя хотели бы сменить место работы
или перестать работать, но в последнее время этот показатель снизился
с 44,3% до 35,9%.
На традиционный вопрос мониторинга: «Представьте себе следующую ситуацию: вам предлагают перейти на другую работу с более высоким уровнем заработной платы, чем у вас сейчас. Если, да то при каком минимальном уровне заработной платы?»
В среднем надо было предложить учителю не менее 45тыс. рублей ( в 2006г – 26тыс.рублей)
Слайд 16Навыки учителя
Иностранный язык и компьютер постепенно становятся неотъемлемыми атрибутами общей
культуры педагога.
Не реже 1-2 раз в неделю пользовались компьютером в
2006г. половина учителей, а сейчас – 72%.
Среди них активно растет ( с 21% до 56%) и доля пользователей Интернетом и электронной почтой.