Слайд 1 Презентация
На тему: Дидактическая
игра в развитии познавательных способностей дошкольников.
Выполнила: воспитатель
Давтян Анна Гарегиновна
Слайд 2Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире.
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добавить более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Слайд 4
Цель: Развитие познавательной активности
детей через дидактические игры
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- развить мышление детей
- развить самостоятельность в поиске решений
- развить умение отвечать и задавать вопросы
Слайд 5Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
мотивационный: потребности, мотивы, интересы,
определяющие желания детей принимать участие в игре;
- ориентировочный: выбор средств
игровой деятельности;
- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую задачу.
Слайд 7 принципы организации игровой деятельности в семье
Слайд 8 Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания,
памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в
различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Слайд 9 Дидактические игры кратковременны (10—20 минут), и важно, чтобы все
это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес
к поставленной задаче.
Слайд 10Проведение дидактических игр
•
ознакомление детей с содержанием игры,
с дидактическим
материалом, который
будет использован в игре
(показ предметов,
картинок, краткая беседа, в ходе
которой уточняются
знания и представления детей о них);
•
объяснение хода и правил игры
Слайд 11•
показ игровых действий, в процессе которого
воспитатель учит
детей правильно выполнять
действие, (например,
если кто-то из ребят
подсматривает, когда надо закрыть глаза);
Слайд 12•
определение роли воспитателя в игре,
его участие в качестве
играющего, болельщика
или арбитра. (определяется
возрастом детей,
уровнем их подготовки, сложностью дидактической
задачи,
игровых правил. Участвуя в игре, педагог
направляет действия играющих
(советом, вопросом, напоминанием);
Слайд 13подведение итогов игры
- это ответственный момент в руководстве ею,
т.к. по
результатам, которых дети добиваются в игре, можно
судить об
её эффективности, о том, будет ли
она с интересом использоваться в
самостоятельной игровой деятельности ребят.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в
следующий раз можно играть в новую игру, она будет
также интересной. Дети обычно ждут этого дня
Игры с предметами или игрушками
для детей старшей группы детского сада (5–6 лет)
Название игры: «Опиши данный предмет?
Дидактическая задача: учить детей называть
предмет и уметь описывать его основные
качества и отличительные от других признаки.
Игровой материал для данной дидактической
игры: кубик, матрешка, воздушный шарик,
чудесный мешочек в котором находятся
данные предметы.
Содержание игры: ребёнок должен достать из чудесного мешочка предмет или какую-нибудь игрушку, назвать его (пример: кубик). Необходимо чтобы в начале игры инструкцию и правила игры рассказал воспитатель, а затем сам ребенок. Описание должно выглядеть примерно так: Кубик «Он квадратный, фиолетового цвета, у него четыре угла, на нем нарисован красный цветок». После чего ребенок будет сам доставать из мешочка предмет и по данному образцу должен будет сказать его главные характеристики.
Словесные игры
Игра «Звуки
перепутались»
Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем
слуховую и
зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно
ошибаясь
в словах. Ребенок называет слово правильно и
говорит, какими звуками отличаются пары слов.
Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.
Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.
На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.
Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.
В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.
Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.
Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.
Слайд 17Игра «Добавлялки»
Цель. Развивает речевое творчество детей.
Описание игры. Ведущий читает стихи
без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За
каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)
У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!
Слайд 18 Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей
преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти
игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Слайд 19 Литература
Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. /В.И. Логинова,
П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. Под ред. В.И. Логиновой,
П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
3. Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров,2006.
4. Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П.Гринфилд. - М.:1981
5.А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».