Слайд 1Что такое проект?
Метод проектов
Слайд 2Введение
Основное требование нового ФГОС - научить школьников учиться:
Самостоятельно добывать знания;
Уметь
работать с информацией;
Эффективно использовать
полученную информацию.
Слайд 3Ученик должен уметь:
Освоить навыки делового общения;
Планировать свою деятельность;
Осуществлять самоконтроль.
Слайд 4Метод проектов
Интегрирует в себе проблемный подход;
Включает исследовательские и поисковые
методы обучения.
Слайд 5Проблемы, с которыми сталкиваются учителя:
Что такое учебный проект?
Как выбрать тему
проекта?
Каковы этапы проектной деятельности?
Как организовать работу над проектом при изучении
русского языка?
Как правильно оформить презентацию проекта?
Слайд 6Из истории метода проектов
Знакомьтесь: метод
проектов
Слайд 7
20-е годы прошлого века – США (синоним – метод проблем;
основывался на идеях Джона Дьюи; В.Килпатрик: «От души выполняемый замысел»)
В
1905 г. – Россия (применялся по личному распоряжению Н.К.Крупской)
С 1919 г. под руководством педагога С.Т.Шацкого работала первая опытная станция по народному образованию
С 1931 г. до 80-х годов ХХ века Постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе
Слайд 8Что такое метод проектов?
Метод проектов (проектная технология) – один из
методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельнос-ти учащихся в процессе
решения задач учебного проекта.
Это технология, так как реализация проекта предполагает использование разных методов: исследовательских, обучения в малых группах, мозгового штурма, дискуссии и т.п.
Слайд 9Проектная деятельность направлена на выработку следующих самостоятельных исследовательских умений:
Слайд 10Проектная деятельность способствует
Слайд 12Проект (от лат. projekt – брошенный вперед) – план, замысел,
описание того, что предстоит сделать.
Проект – это работа, направленная на
решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланиро-ванного результата.
Слайд 13Три типа проектов:
Научные (исследовательские), преобразу-ющие пространство духовной культуры;
Социальные, преобразующие материальный
мир и отношения между людьми;
Образовательные (учебные), преобразу-ющие сознание отдельного человека.
В
школе чаще всего реализуются образовательные (учебные) проекты.
Слайд 14Учебный проект -
это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая
деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на
достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Слайд 15
Учебный проект – работа, запланированная в рамках учебной программы. Он
вписан в контекст учебного процесса (как урочной, так и внеурочной
деятельности) и подразумевает конкретный результат.
Общая цель всех учебных проектов – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.
Учитель должен планировать проектную работу учащихся на уроке (системе уроков) и во внеурочной деятельности.
Слайд 17Учебный проект
Не должен
Должен
Заменять учебные предметы
Встраиваться в предмет
Дополнять и углублять содержание
предмета
Слайд 19Тема должна представлять интерес для ученика!
1) Предлагаем какую-либо проблему в
самых общих чертах и даем ученикам возможность обсудить ее и
домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.
2) Можно предложить собирать разную информацию по общей теме.
Слайд 20Порядок действий:
1. Знакомство класса с общей темой (разделом учебника).
2. Выбор
подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор темы проекта.
5. Выбор проектного
продукта.
Важно! При выборе направления работы учитель не только предлагает много подтем, но и подсказывает, как они могут сами их сформулировать.
Слайд 21Требования к формулировке темы (названия) проекта
в названии должна быть заложена
какая-то проблема, вопрос или тайна;
название должно выражать главную идею;
название проекта
не должно быть сухим, только констатирующим содержание;
название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.
Слайд 22Общие направления для формулировки тем проектов
5-7 классы
Наши друзья – словари
Рассказ
о слове (значение, происхождение, однокоренные слова, синонимы, антонимы, сочетаемость, фразеологизмы,
пословицы)
Занимательная омонимия. Чем привлекает она писателей
Историзмы и архаизмы в сказках А.С.Пушкина
Стилистически сниженная лексика в речи героев современных мультфильмов
Профессионализмы в речи моих родителей
«Косая сажень» (старинные русские меры длины)
Интересная фразеология
Фразеологизмы с названиями животных
Слайд 23
Буква Ё в русском языке
Ономастика. Происхождение имен собственных
Заимствования в русском
языке
Старославянизмы в современном русском языке
Кроссворд на лингвистическую тему
Лингвистические сказки
Звукоподражания в
русском языке
Правила составления и разгадывания ребусов
Слова-паразиты и языковые вирусы
Учимся писать письма
Что таят в себе фантики
8-9 классы
Портрет одного слова (расширенный вариант проекта «Рассказ о слова» с включением слова в более широкий культурно-исторический контекст: этнография, литературоведение и т.д.)
Слайд 24
Диалекты и говоры нашего поселка (города, края)
Прозвища и их происхождение
Аббревиатура:
сорняк или помощник?
В поисках утраченного смысла (семантические архаизмы, история происхождения,
употребления и изменения значений некоторых слов)
Отражение русского национального характера во фразеологизмах
Осторожно: жаргон!
Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных)
Переход слова из одной части речи в другую
Девочка! Женщина! Дамочка! (Обращение и речевая культура)
Роль односоставных предложений в художественном тексте
10-11 классы
Русский язык в современном мире
История русской орфографии
Происхождение русских фамилий
Слайд 25
Невербальные средства общения
Лингвистический комментарий к художественному произведению
Уникальные морфемы в русском
языке
Различные виды омонимии в художественных текстах
Синтаксис и пунктуация. Всегда вместе?
Язык
российской рекламы
Иноязычная лексика в рекламе
Язык переводных мультфильмов
«Цены еще дешевле!» (ошибки в рекламных текстах)
Средства выразительности в СМИ
Особенности современных газетных заголовков
Политическая корректность и ее проявление в языке и культуре
Заговори, чтоб я тебя увидел. (речевой портрет известного человека)
Речь как составляющая имиджа современного политика
Слайд 26Общие направления для формулировки тем проектов по литературе
«Мода пушкинского времени
и ее отражение в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
«Что наша жизнь?
– Игра!» (карты и карточные игры в произведениях А.С.Пушкина и его современников»
«Театр пушкинской поры» (на материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
«Стрелялись мы…» (дуэль в системе русской культуры первой трети ХIХ века)
«Вальса вихорь шумный…» (бал в русской литературе пушкинского времени)
«Дворянская усадьба в творчестве А.С.Пушкина»
«Мы все учились понемногу…» (образование и воспитание дворян (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
«Альбомы пушкинской эпохи»
«Библиотеки пушкинских героев»
Слайд 27
Структурные проекты: связи и отношения между частями и элементами произведения:
1.
Соотношение эпиграфа и общего звучания произведения;
2. Особенности композиции произведения;
3. Внесюжетные
элементы.
«Сон Татьяны в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: символика, истолкование»
«Тайна всех начинаний» (соотношение эпиграфов и общего звучания повести «Пиковая дама»)
Исследовательский проект «Тема жизни и смерти в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина» (ради чего, с точки зрения героев «Маленьких трагедий», стоит жить и умереть).
Слайд 28Каким может быть проект?
Проектный продукт
Слайд 29Проектный продукт – это то, что должно быть создано в
результате работы над проектом
Мультимедийный продукт:
мультимедийная презентация;
видеоклип;
видеофильм;
гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами,
изобразительно-музыкальным материалом);
компьютерная графика;
веб-сайт.
Слайд 30Научные или учебные материалы:
научный доклад;
научная статья;
сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса
и т.п.;
отчет об исследовательской экспедиции;
анализ данных социологического опроса;
словарь;
тесты;
атлас, карта;
учебное пособие.
Слайд 31Публицистические материалы:
стенгазета;
школьная тиражная газета;
журнал;
заметка, интервью, обзор и т.п.
Нормативные документы:
инструкция;
законопроект;
система школьного
самоуправления.
Слайд 32Творческий продукт:
сборник стихотворений;
литературный альманах;
альбом с иллюстрациями;
картина;
театральная постановка.
Мероприятия:
экскурсия;
праздник;
соревнование;
деловая игра;
викторина (КВН, «Что?
Где? Когда?» и т.п.);
выставка;
пресс-конференция;
литературное кафе.
NB! Одна и та же тема
может быть реализована через разные проектные продукты.
Слайд 33Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов
Этапы проектной деятельности
Слайд 35Этап 1. Подготовительный
Необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим сделать?»
Слайд 36Содержание проекта должно быть ориентировано на интересы и жизненную ситуацию
учеников
В коллективном проекте перед учителем стоят следующие задачи:
1) собрать различные
идеи учащихся;
2) организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей;
3) поддержать (или тактично скорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.
Использование технологического приема « «мозговой штурм» для выявления идей.
Слайд 37Правила «мозгового штурма»:
1) принимать все взгляды и временно отказаться от
оценки и критики чужих идей;
2) приветствуется свободный полет фантазии, разрешается
высказывать любые, даже фантастические идеи;
3) идей должно быть много: каждого участника обсуждения просят представить максимально возможное количество идей;
4) нужно стремиться развивать чужие идеи, достраивать, улучшать, комбинировать элементы разных идей;
5) необходимо записывать все идеи;
6) отбор лучшего решения.
Слайд 38Этап заканчивается формулированием:
Темы (что мы будем делать?)
Цели (для чего мы
будем это делать?)
Задач проекта (как мы будем это делать?)
Определением проектного
продукта (что должно получиться в результате?)
Слайд 39Этап 2. Планирование
Важнейшим метапредметным результатом освоения ООП ООО является умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами
Слайд 41Лист планирования (вариант)
Алгоритм планирования работы над проектом:
Шаг 1. Зачем мы
это делаем? (Формулирование проблемы и цели проекта).
Шаг 2. Что нужно
сделать (создать) для решения проблемы? (Выбор проектного продукта).
Шаг 3. Кто это будет делать? (Формирование групп, назначение ответственных).
Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? Что еще необходимо? (Выявление имеющихся и необходимых ресурсов).
Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? (Основные этапы работы).
Шаг 6. Что нужно сделать на каждом шаге? (Построение развернутого плана работы).
Шаг 7. К какому сроку необходимо закончить работу? (Построение графика проектной работы).
Слайд 42Этап 3. Реализация проекта
Важнейшая задача учителя на данном этапе грамотно
определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность учащихся
и в то же время при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия для проявления творческой активности.
Слайд 43Этап 4. Презентация проекта
Основная задача этого этапа – представить одноклассникам
или специальному жюри результаты своей работы.
Слайд 44Формы презентации:
Устное сообщение на уроке;
Публичная защита проекта;
Театрализованное представление;
Демонстрация видеофильма;
Презентация веб-сайта
и др.
Примерный план устного сообщения:
1) Представьтесь (ФИ, творческая группа, состав
группы и роль каждого в ней).
2) Назовите тему проекта.
3) Обоснуйте актуальность выполненной работы.
4) Расскажите, какую цель и ожидаемый результат поставила
перед собой каждая творческая группа.
5) Расскажите о путях решения проблемы (какие идеи были предложены, на каких остановились; как изменилось понимание темы проекта и его идеи, если изменения произошли; причины этих изменений).
6) Расскажите о времени, месте и роли учеников проекта, оценив вклад каждого).
7) Продемонстрируйте результат работы группы.
Слайд 46В процессе презентации учащиеся должны продемонстрировать:
Понимание цели и задач проекта;
Умение
представить работу над проектом в устном сообщении;
Умение аргументировать выбор способов
путей решения проблемы;
Умение проводить анализ проделанной работы.
Слайд 47Этап 5. Осмысление и оценка проекта
Вопросы для обсуждения проекта:
Что было
самым трудным в работе над проектом?
Какие проблемы возникали в ходе
работы? Как вы их решали?
Можно ли считать проблему решенной?
Чем работа в конце проекта отличалась от работы в его начале?
Что нуждается в доработке?
Чего вы до сих пор не понимаете?
В чем вы стали более уверенны?
Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?
Слайд 49Классификация учебных проектов
по виду деятельности
Слайд 50Список литературы:
1) Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для
учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2) Абрамова С.В.
Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
3) Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2013.
4) Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003 г.
5) Нарушевич А. Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: ООО «Легион», 2013.
6) Полякова Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. – М.: Просвещение, 2011.
7) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011 .
Слайд 51Татаринова Лариса Владимировна, ст.преподаватель КК ИПК РО
E-mail: tatarinova@kipk.ru
Благодарю за внимание!