Слайд 1
Круглый стол на тему:
«Проблемные педагогические ситуации: поиск решений»
Автор: педагог-психолог
ГБОУ школы №626
Аманова Гульнара Анифовна
Слайд 2Определение педагогической проблемной ситуации
Педагогическая проблемная ситуация – это психическое состояние
познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности.
Основными параметрами такого
типа ситуации являются необъективность, неопределенность, острота. Проблемная ситуация оказывается для педагога острой в силу, во-первых, неожиданности ее возникновения; во-вторых, переживания значимости происходящего события; в-третьих, необходимости быстрого и правильного ее решения; в-четвертых, отсутствия алгоритма оптимального действия; в-пятых, затруднений в получении обратной связи.
Слайд 3Тест «Уровень коммуникабельности педагога в работе с родителями»
Для того чтобы
понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю
оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.
Диагностика, оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).
Слайд 4Средства общения
Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или
более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или
аффективно- оценочного характера» (Психологический словарь, 1997, с. 232).
В процессе взаимодействия человек пользуется разными средствами общения, к ним относятся: вербальные, невербальные, паралингвистические. Сегодня мы поговорим о вербальных средствах общения.
Слайд 5Вербальные средства общения
К вербальным средствам общения относятся слова, которые мы
произносим при взаимодействии с людьми.
Существуют принципы построения речевой коммуникации-
это принцип кооперации (сообщение должно соответствовать цели и предмету разговора), принцип вежливости (тактичность, согласие, скромность, благожелательность и т.д.). Для того, чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими. Особенно это важно учитывать в том случае, если собеседник испытывает волнение перед разговором. Не стоит начинать с замечаний или критики - лучше на первых порах создать положительный эмоциональный настрой.
Слайд 6Эффективные способы общения
Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение
может привести, как к непониманию партнерами друг друга, так и
к открытому конфликту.
В сложных (конфликтных) ситуациях желательно использовать эффективные техники речевого общения, одной из которых является «Я- высказывание» (предложен Томасом Гордоном в 1975г.)
Слайд 7Я - высказывание
«Я-высказывание» в отличие от «Ты-посланий» не содержит негативной
оценки, обвинения другого человека. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями
использование «Я-высказывания» позволяет снизить напряжение и способствует развитию взаимопониманию. Вместо того, что бы обвинять партнера говорящий выражает проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант приемлемого разрешения конфликта. Чтобы научиться использовать «Я-высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях. Что обеспечивает его автоматическое включение в напряженных обстоятельствах.
Слайд 8Схема “Я-высказывания”
1. Описание ситуации, вызвавшей затруднение. (”Когда я вижу, что
ты…”, “Когда это происходит…”)
2. Точное название своего чувства в
этой ситуации (”Я чувствую…”)
3. Называние причины, своего состояния (”Потому что…”, “Ведь я…”, высказывание собственных интересов)
4. Пожелание на будущее (желаемые изменения в действиях собеседника).
Например:
Ты-высказывание: «Ты никогда меня не слушаешь!»
Я-высказывание: Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
Слайд 9Преимущества «Я – высказывания»
Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства
в необидной для ребенка форме. Некоторые педагоги (родители) стараются подавлять
вспышки гнева, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Полностью подавить эмоции нельзя и ребенок всегда знает сердиты мы или нет. И если сердиты, то он может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору. «Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать. Мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску « воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что взрослые могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих чувств. Они начинают понимать: взрослые им доверяют и им можно доверять. Дети очень быстро усваивают от взрослых манеру общения. И последнее: высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принимать решение. Тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.
Слайд 10Алгоритм построения «Я – высказывания"
Объективное описание произошедшего (без собственной оценки
происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу не обижать Сашу
ответил: «Он сам ко мне лезет….» (Сравните: «Когда Дима с агрессивным видом набросился на Сашу…»).
Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника, а выразить свои чувства: «Я расстроилась…», «Я рассердилась…».
Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне разговаривала с детьми о том, что обижать друг друга нехорошо».
Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас поговорить с Димой об отношениях с ребятами в группе, а я в свою очередь подберу соответствующие игры…».
Слайд 11Упражнение «Скажи правильно»
Цель: отработка навыка использования «Я- высказываний».
Участники делятся на
пары: родитель-воспитатель. «Воспитателям» раздаются карточки с проблемным поведением ребенка (см.
приложение 1), задача: сообщить родителям информацию используя «Я- высказывания», затем «Ты- сообщения». По окончании упражнения «родители» высказываются о том, какое сообщение вызвали меньше отрицательных эмоций.
Слайд 12Стиль «Адвокат» и «Прокурор»
Еще одной эффективной техникой речевого общения является
использование стилей "адвокат" и "прокурор". Любая профессиональная деятельность, которой занимаются
в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств.
Педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций "хорошо" и "плохо", "правильно" и "неправильно", в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю "прокурор«. Противоположный стилю "прокурор" стиль "адвокат" подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).
Слайд 13
Стиль «адвокат» рекомендуется использовать в общении
с родителями когда:
Родители просят
совета педагога, обращаются за помощью. Делятся своими проблемами, интересуются поведением
ребенка;
Родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. В этом случае разговор можно начать с позиции «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
Слайд 14Стиль «Прокурор» применяют когда необходимо сообщить родителям:
В сложившейся ситуации есть
доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.
Вы
обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.
Слайд 15Упражнение «Пойми меня правильно»
Цель: отработка навыка постановки вопросов в стиле
«адвокат».
Содержание: Перед началом упражнения психолог сообщает, что сейчас участники попробуют
использовать стиль «адвокат» на практике.
Например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок часто жалуется на то, что его обижает Саша». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что ваш сын сам в этом виноват» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что это не справедливо. Как вы думаете, в чем причина? Мы попробуем разрешить эту ситуацию вместе. Хорошо, что вы пришли с этой проблемой. и т.д.».
Слайд 16Техника «Сэндвич»
Главной составляющей человеческой личности в системе познавательных процессов является
память. При разрушении памяти происходит разрушение личности, так как человек
начинает руководствоваться только внешними стимулами и сигналами. Одним из эффектов, относящихся к законам памяти является «Эффект края», который заключается в следующем: при запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец. На основе этого эффекта построена техника «Сэндвич».
Слайд 17Принцип построения
техники «Сэндвич»
По принципу сэндвича общение строится так: начало
и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты
(которые действительно необходимы).
Начать с хорошего.
Продолжить сложным и неприятным.
Закончить хорошим.
Слайд 18Виды восприятия
Восприятие человека человеком возможно только в том случае, если
функции основных органов чувств не нарушены. Существует несколько типов восприятия
и обработки головным мозгом информации, поступающей из внешней среды. В зависимости от преобладания того или иного сигнала, человек может относиться к аудиалам, визуалам, кинестетикам.
Слайд 19Аудиалы: восприятие звука
Восприятие звука аудиалом — первично. К этому типу
относятся те, кто лучше всего воспринимает информацию на слух. Такие
люди плохо запоминают лица, предметы, но очень легко — звуки, голоса людей. Для аудиала достаточно услышать звук, и он надолго запомнит его. Очень часто аудиалы характеризуются яркой, эмоциональной речью, их разговор «живой», в их речи много звуков в виде восклицаний и даже криков, часто встречаются такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т.д. Аудиалы любят слушать музыку, напевать что-нибудь вслух. Поэтому их можно встретить среди таких профессий, как музыканты и композиторы, психологи и лекторы. При разговоре с собеседником они стараются находиться ближе к оппоненту, чтобы лучше услышать интонацию.
Слайд 20Визуалы: восприятие зрения
Для визуала восприятие зрения является первостепенным. Эти люди
лучше всего воспринимают информацию, полученную с помощью зрения, т.е. визуально.
Их восприятие мира опирается на зрительные образы. Зрительная память у визуалов развита очень хорошо. При разговоре они стараются держать дистанцию с собеседником, чтобы иметь возможность разглядеть его внешний вид, черты лица, одежду. В своих речевых оборотах визуалы очень часто используют слова «взгляни», «яркий», «отчетливо», «видеть», «посмотри», «я вижу». Будучи в помещении, где много людей, визуал старается выбрать такое место, с которого он смог бы видеть как можно больше. Ему очень важно, как выглядит он сам и окружающие его люди.
В квартирах таких людей интерьер продуман до мелочей. Иногда даже внешний вид пищи для визуалов значит намного больше, чем ее вкус. Среди них много представителей таких профессий, как дизайнеры и художники.
Слайд 21Характеристика кинестетика
Характеристики визуала, аудиала и кинестетика отличаются. Для кинестетика основное
получение информации происходит через ощущения. Для них важны прикосновения, телесные
ощущения, движения. Мышечная память у кинестетиков очень хорошо развита. Это помогает им запоминать разные двигательные действия, что необходимо, например, при обучении плаванию, катанию на велосипеде. При общении кинестетик подходит ближе, для того чтобы у него была возможность прикоснуться к собеседнику. Кинестетику важно иметь вокруг себя много свободного пространства. В своем доме он любит уют, комфорт, приятные запахи. В своей речи кинестетики используют такие слова, как «я чувствую», «прикасаться», «мягкий», «теплый», «вкусный» и др. Они часто выбирают такие профессии, как танцор, массажист, циркач, спортсмен.
Слайд 22Литература:
1. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения
конфликтов. — Казань: [Фирма "СКАМ"], 1992. - 142 с.
2.
Левин. К. Динамическая психология: Избранные труды. / К. Левин. — М. Смысл, - 2001. – 572 с.
3. Педагогическая психология. Хрестоматия. Челябинск, — ЮУрГУ, - 1999, -120 с.
4. Темина С. Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. — МПСИ, МОДЭК, — 2002, - 144 с.